Найти тему
Военобзор

Гигантская железнодорожная пушка "Дора"

Мортира "Большая Берта". Фото: commons.wikimedia.org
Мортира "Большая Берта". Фото: commons.wikimedia.org

Сумрачный тевтонский гений всегда славился тем, что умел придумывать всевозможные орудия средства истребления человеческого поголовья. Особенно явно это стало проявляться в Первую мировую войну, когда немцы впервые применили боевые отравляющие вещества против французских войск на реке Ипр. И именно в ПМВ на заводе семьи Круппов была выпущена огромная мортира калибром 420 миллиметров, способная забрасывать снаряд массой 900 килограммов на расстояние в 14 километров. При разрыве снаряда образовывалась воронка диаметром 10 метров и глубиной 4 метра. Правда, скорострельность этого орудия оставляла желать лучшего – всего один выстрел за восемь минут. Эта гигантская мортира получила название "Большая Берта" в честь одной из представительниц рода немецких оружейных магнатов.

Вообще склонность к гигантомании, похоже, у немцев в крови. Больше, чудовищнее, страшнее. Наиболее явно это проявилось уже перед Второй мировой войной и во время неё. Взять тот же гигантский танк "Маус". Эта гигантская "мышь", построенная всего в двух экземплярах, имела полную боевую массу под 190 тонн! Противотанковая самоходка "Ягдтигр" хоть и имела значительно меньшую массу, но тоже выглядела весьма и весьма внушительно. А ещё перед войной было произведено гигантское железнодорожное орудие "Дора". Эта пушка стала продолжателем "Большой Берты" и другого артиллерийского орудия периода ПМВ – пушки "Труба кайзера Вильгельма".

Железнодорожное орудие "Дора". Фото из открытых источников
Железнодорожное орудие "Дора". Фото из открытых источников

Заказ на новую пушку правительством Германии был сделан ещё в 1936 году. Исполнителем являлась фирма "Крупп". В 1937 году проекет был представлен заказчику. Гигантская железнодорожная пушка получила женское имя "Дора" и была способна стрелять снарядами массой более 7 тонн на расстояние в 35-45 километров. Могущество снаряда было впечатляющим. Боеприпас пробивал броню толщиной в 1 метр, семиметровые бетонные перекрытия или слой грунта толщиной до 30 метров. Само орудие имело массу 400 тонн и перемещалось при помощи пары железнодорожных транспортёров.

Впечатляющие характеристики. Только "Дора" оказалась бестолковой и бесполезной. По целому ряду причин, и об этом ниже.

Для начала необходимо отметить, что Гитлер сделал заказ на "Дору" для прорыва французской оборонительной линии Мажино. Но когда был построен первый экземпляр (1941 год), линию Мажино уже взяли, а тащить такую бандуру в Гибралтар не представлялось физически возможным.

Огневая позиция "Доры" под Севастополем, 1942 год. Фото: wikipedia.org
Огневая позиция "Доры" под Севастополем, 1942 год. Фото: wikipedia.org

В итоге в ставке Гитлера пришли к тому, что "Дору" можно использовать при осаде Севастополя. Что и было сделано. Для транспортировки орудия была проложена отдельная железнодорожная ветка. При переправе пушки в Крым использовались все мыслимые методы маскировки и мощное воздушное прикрытие. В 25 километрах от Севастополя были оборудованы подъездные пути, огневая позиция, укрытия для обслуги и охраны. В общем, было выполнено огромное количество всяческих мероприятий.

А результатом этого стало только то, что в июне 1942 "Дора" произвела только 53 выстрела, из которых только пять огромных снарядов достигли цели, остальные ушли "в молоко". Меткость гигантского орудия оставляла желать лучшего.

При этом для обеспечения работы "Доры" были привлечены караульный батальон, зенитный дивизион, подразделение военных химиков в 500 человек. И это не считая собственно расчёта и обслуги пушки. Суммарная численность войск, привлечённая для работы гигантской пушки составила 4000 человек. А это огромные затраты при почти нулевом результате.

Позже командование вермахта передислоцировало свою "супер-пушку" под Ленинград. Однако в обстреле Ленинграда она не участвовала. Дело в том, что ствол орудия находился на ремонте в немецком городе Эссен. При прорыве блокады Ленинграда советскими войсками, лафет орудия был спешно эвакуирован в Баварию. Именно на полигоне в Баварии взорванная "Дора" была обнаружена наступавшими советскими войсками в конце апреля 1945 года.