Найти тему

#Беседа. Пианистка Екатерина Мечетина: «Быть профессионалом, стремиться к гармонии, не врать себе в искусстве».

Оглавление

Екатерина Мечетина. Упоминание её в среде музыкантов или педагогов системы художественного образования способно вызвать эмоции, по которым будет понятно – разговор о величине. Википедия при запросе «Екатерина Мечетина» выдает первым: российская пианистка. Безусловно, она – это совершенное исполнительское мастерство, одновременно – энциклопедичное, но такое личностное понимание музыки, глубокие размышления об искусстве, культуре. Она – неравнодушие к отечественным традициям, к системе, некогда утраченной, а сегодня – возрождающейся.

Екатерина Мечетина – герой нашего времени. Это понятно из многочисленных интервью, личных страниц Екатерины Мечетиной в Интернете, где она делится своими мыслями о происходящем в культурно-образовательной среде сегодня.

Нам посчастливилось встретиться очно в Калининграде, в перерывах конкурса молодых исполнителей имени С.В. Рахманинова, проводимого калининградским музыкальным колледжем. Цель разговора изначально не уместилась в рамки табеля с оценками юного исполнителя. Мы поговорили о самой Екатерине. О том, кто направлял одаренную девочку Катю на резких поворотах профессиональной дороги. О том, что составляет фундамент пианиста от юности к зрелости, Рахманинове, педагогах и наставниках. Также узнали историю, связанную с Калининградом, которую Екатерина Мечетина постоянно вспоминает.

Беседа продолжает цикл «Педагоги и наставники художественного образования», который я, Дзен, однажды придумала для культуры Калининградской области. Остановись, почитай. Екатерина сказала важные вещи.

Главные теги интервью, которые следует расставить в начале: #рахманинов #гармония #учителя #одаренность #родитель_одаренного_ ребенка

Екатерина Мечетина - Российская пианистка, педагог. Солистка Московской государственной филармонии. Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Премии Президента Российской Федерации.
Екатерина Мечетина - Российская пианистка, педагог. Солистка Московской государственной филармонии. Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Премии Президента Российской Федерации.

СТАТЬ ДОСТОЙНЫМИ МУЗЫКИ РАХМАНИНОВА

- Юбилей Рахманинова. Это событие стало поводом для Вашего визита в Калининград. Вы отслушали детей Калининградской области, участников зарубежья на конкурсе «С любовью к Рахманинову». Ваши впечатления?

- Ребята молодцы, все подготовились. Не было ситуаций, чтобы кто-то вышел и растерялся, испугался. Некоторых было прямо интересно слушать, это было эмоционально, захватывающе. Я мечтаю, чтобы ребята выходили на сцену не с трясущимися коленками! Дети должны выходить, как артисты! Если в жюри концертирующие артисты, на выход всегда будет обращено внимание! Звёздочек видно. На конкурсе «С любовью к Рахманинову» в Калининграде мы их увидели.

- Сложно ли играть музыку Сергея Рахманинова ребенку?

- Играть Рахманинова ребенку сложно, потому что у Сергея Васильевича была гигантская рука. Рахманинов не написал для детей ничего! Даже тех прелюдий, которые подвластны детям. Его музыка взрослая. Конечно, что-то он писал, будучи молодым человеком, но в ней нет ничего методического, она не рассчитана на то, чтобы помочь именно ребенку как-то вырасти над собой.

- Но при этом дети играют её…

- Задача и юного исполнителя, и педагога – дотянуться до музыки Рахманинова, стать её достойным. Мы, как взрослые музыканты, стараемся отнестись с пониманием, что ребенку это сложно. Всегда переживаем, когда возникают педагогические ошибки. Увы, они есть на каждом конкурсе. В частности, когда ребенку дают произведение не по его уровню развития. В этом не виноват ребенок. Но если он талантлив, он всегда найдет свой путь к Рахманинову.

- Что вы испытали, когда познакомились с творчеством Рахманинова?

- Первое соприкосновение с Рахманиновым запомнилось, собственно, в младших классах школы. Когда мои сверстники играли Прелюдию до-диез минор, мне тоже очень хотелось. Когда я стала его много исполнять, то стало совершенно понятно, что этот композитор стоит особняком. Замечу, что в то время я прямо любовалась Шопеном, мне нравилась его музыка, те произведения, которые мне давали играть. Когда произносили фамилию Шопен, с каким уважением это было, я понимала, что за ней – фигура! А Рахманинов? Эта фамилия сама по себе богато звучит, так и его музыка вошла в сознание, как нечто бархатное. Богатое своим музыкальным колоритом звучание. Дети всегда чувствуют характеры, которые к ним приближаются, с музыкой так же.

- Рахманинов – ваш композитор? Насколько он вам созвучен сегодня?

- Мне кажется, любой пианист говорит, что Рахманинов – это про него. Многие говорят, что они очень хорошо понимают Рахманинова. Для меня процесс познания Рахманинова еще не закончен.

- Для вас понимание его музыки меняется в какой-то степени с каждым исполнением? Вы много играете Рахманинова.

- Понимание Сергея Васильевича обогащается при исполнении его с оркестром, с каждым новым дирижером. У каждого свой подход. С дирижером я всегда вхожу в какую-то синергию, в моем идеале нет такого, что солист тянет одеяло на себя, заставляя делать так, как ему хочется. Я стремлюсь к поиску общих моментов стремлюсь к созданию общей ткани. Сергей Рахманинов – это дыхание. Эта музыка про дыхание. Если каждый дышит в разном ритме, ничего не получится.

- А сольные пьесы?

- Кто-то сказал, что талантливому всё легко, а гению всё трудно. За каждой исполненной сольной пьесой, кажущейся простотой стоит много работы. Чтобы сыграть хотя бы одну фразу Рахманинова с такой степенью простоты, словно оно само сыгралось, нужно насколько много уметь, знать, понимать! Один из любимых комплиментов, который говорят в мой адрес: «Такое ощущение, что играть музыку Рахманинова вам вообще ничего не стоит». С одной стороны, это правда: когда я выхожу на сцену, мне нужно ощущение естественности происходящего. Последнее дело, когда артист на сцене начинает мучиться.

- Вы постоянно думаете о работе?

- Постоянно! Я нахожусь в тишине только внешне. В голове всё время музыка, это часть занятий. Чем ближе к концерту, тем больше подсознательная музыкальная линия звучит. Но это процесс прерывающийся, иногда вторгается другое. Порой я целенаправленно занимаюсь мысленно, мне нужно достичь такого состояния, чтобы музыка в доскональных подробностях была в моей голове. Пальцы могут не двигаться, но нервные импульсы проходят все равно.

МОИ УЧИТЕЛЯ – НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКАНТЫ

- Учителя Екатерины Мечетиной – кто они?

- Я с удовольствием эти имена назову вам. В мои школьные годы это Тамара Леонидовна Колос, прекрасная пианистка, которая сама была в молодости концертирующей. В консерватории – Владимир Павлович Овчинников. В аспирантуре и далее по жизни, пока он был с нами, легенда фортепианного мира – Сергей Леонидович Доренский, человек, который воспитал несколько поколений пианистов, прожил огромную творческую и педагогическую жизни. Это мои педагоги по дипломам. А что касается педагогов по жизни, так это не всегда музыканты. Майя Михайловна Плисецкая научила меня очень многому, будучи великой артисткой. Она учила меня правильным поклонам. Из мира балета это также Владимир Викторович Васильев. Я считаю, что музыканту хореографию нужно любить. Возвращаясь к музыкантам, назову еще Владимира Теодоровича Спивакова и Мстислава Леопольдовича Растроповича. Есть композиторы, люди словесного мира, журналисты. Много тех, кому я могу сказать спасибо за науку. На самом деле, вслед за китайскими мудрецами, я говорю, что каждый человек в нашей жизни – учитель.

-2

- Можете прямо сейчас сформулировать главные правила жизни, которые вы вынесли из становления в таком почетном кругу? Правила, которые сегодня составляют ваш внутренний фундамент.

- Профессионализм – основа всего. Сердечность и искренность, конечно, имеют свою ценность, но профессионализм всё-таки важнее голой эмоциональности. Нужно во всем искать гармонию. Вообще это понятие люблю, когда есть чувство меры, чувство вкуса, мастерство, вдохновение. Когда это всё связано ещё и с моментом, ведь мы заняты таким видом искусства, который происходит здесь и сейчас. У нас, как и актеров, как и у спортсменов, есть свой момент старта – пересечение линии сцены. Но этого нет у художников и писателей, они могут спокойно заниматься своим делом в любой момент, когда их посетило вдохновение. Пётр Ильич Чайковский говорил, что вдохновение не приходит к ленивым. Я думаю, что жизнь вынуждает музыкантов тоже быть организованными людьми.

Важно не врать себе в искусстве. С юных лет нам не только показывают, как играть, но и заставляют представлять на сцене заученные жесты или ужимки, что на конкурсах особенно заметно. Этот период должен пройти каждый. Конечно, я помню и себя в том возрасте, когда мне казалось, что нужно вырабатывать определенную подачу. Оказалось, что не нужно ничего специально придумывать, но обо всем нужно думать. Я в принципе сторонник применения головы во всём, что делается. Каждое движение, внешний вид, способ выхода на сцену, способ начала и окончания произведения – всё, что происходит на сцене, должно быть приправлено интеллектом. Разум совершенно не отменяет сиюминутности эмоции, горения, пылания, и того, что слушателю из 150 процентов эмоций в любом случае дойдет сто. Должна быть продуманность во всём, что мы делаем. Этого точно много не бывает. Конечно, есть разные склады творческой личности. Кто-то чистый интеллектуал, кто-то чистый интуит. И опять возвращаемся к тому, что во всем должна быть гармония. Гармония в одаренности.

В РЕБЁНКА НУЖНО ПРОСТО ВЕРИТЬ

- Гармония в одаренности… Интересный переход к следующей теме. Одарённые дети. Как вы считаете, ребенку важно говорить о его одарённости? Как здесь добиться гармонии?

- Такой сложный, такой деликатный вопрос, требующий такой мудрости со стороны взрослых людей! Это зона ответственности исключительно взрослых людей. Которые могут делать так, что ребенок поверит в себя и начнет работать много, понимая, что ему многое дано и с него многое спросится. Иногда с одарённостью ребенка носятся так, что это превращается в злокачественную форму звездной болезни. Страшнее нет ничего, потому что на этом заканчивается всё и сразу. Перед моими глазами было достаточно примеров, когда талантливые дети были вынуждены бросить заниматься музыкой. Им настолько, простите, срывало голову, что работать с ними становилось просто невыносимо, для родителей это тоже испытание. Отказываться от будущего в музыке в таком случае необходимо для того, чтобы спасти в ребенке человека. Всё это очень опасные вещи в неумелых руках. Ребёнку нужно деликатно дать понять, что он достигает не успеха, а поставленных целей. Это важно дозировать. И еще важный момент: ребенок должен понимать, что занимается своим делом.

- Родитель или педагог: кто первичнее в жизни маленького музыканта?

- Педагог. Родители, конечно, главные люди, но ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда педагог говорит одно, а родители – другое. Будет беда. В моей семье авторитет педагога был просто непререкаем. Я всё время это ощущала. Нужно довериться педагогу.

- Вам говорили в детстве, что вы одарены?

- Я очень благодарна своим родителям и педагогу, которые никогда мне не говорили что-то вроде «раз ты одарённая, иди ещё позанимайся». Не было никакого пафоса. Или, например, после сданного экзамена мой педагог Тамара Леонидовна не озвучивала мне итоговой оценки, замечая, что важнее её комментарии, а не поставленная оценка. Так я иногда и пребывала в неведении. Много лет спустя, после сданных выпускных экзаменов, я узнала свои оценки, просматривая личное дело. Узнала много нового и приятного о себе, об итогах каждого отдельного года.

- Ваш первый выигранный международный конкурс – вы почувствовали, может, какую-то особую веру в себя?

- К счастью, свой первый международный конкурс я выиграла в 10 лет, когда у меня уже была сформирована адекватная для того возраста самооценка. Но, не могу не отметить, что даже у меня, совершенно не избалованной, возникла мысль, что раз я победитель престижного конкурса, значит, я играю лучше всех. Такая вот детская логика.

- Сейчас конкурсов намного больше, у детей больше возможностей проявить себя. Количество или качество конкурсов, побед в них определяет успех ребенка?

- Тогда конкурсов было в сотню раз меньше. Сейчас ребенок выигрывает один конкурс, второй, десятый… Занятная история, которая, кстати, привезена мной из Калининграда, повергла меня в свое время в шок. Когда 7-летний ребенок продемонстрировал огромное количество побед, грамот лауреата и так далее. Меня это напугало до ужаса! В наше время конкурсы – не свидетельства суперталанта, а чаще свидетельство того, что педагогу нужна была аттестация! Это смешно и печально, но это так. Это нужно четко понимать. Встречаясь с юными музыкантами, я всегда говорю: ребята, когда вам исполнится 18 и вы станете студентами высших учебных заведений, всё обнулится. Эти конкурсы превратятся в тыкву, вы о них не вспомните, разве что на семейных торжествах. Если вы идете в профессию, вам придется заново доказывать свое мастерство.

Есть важный аспект: в ребенка нужно просто верить. Не столько говорить ему, какой ты у нас самый прекрасный, если тебя обыграли на конкурсе, так это потому, что там всё куплено или заранее договорено. Нет. Нужно его настраивать в отношении сравнительных моментов. Я часто думаю над тем, как относиться к детскому творчеству, стоит ли серьезно его воспринимать. Они же непрерывно растут, меняются, каждый новый день они другие. Детское музыкальное исполнительство – это же педагогическая работа плюс какие-то детские данные. Про творчество уместно говорить, когда человек становится личностью. Но задатки, которые иногда проявляются интуитивно, иногда благодаря удачным природным данным, не всегда являются заслугой ребенка. Бывает, что талантливый до невозможного ребенок, но видно, что не дорабатывает, ленится. Бывает наоборот: играет хорошо, не факт, что природная одаренность, но трудяга, видно, что и педагог постарался. В таких случаях всегда хочется поддержать, дать шанс.

Опять же, мы возвращаемся к важности профессионализма: если человек умный и профессионально наученный, он разовьется. Он сам из себя сделает профессионала.