Найти в Дзене
Этюды от Петровича

ПРОТОТИП ШТИРЛИЦА № 4: Генрих Мюллер. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. К СЕМЬЕ РАВНОДУШЕН

Ю.С. Семенов ни в «Семнадцати мгновениях», ни в романе «Приказано выжить» не давал отрывков из партийной характеристики на Г.Мюллера. Попытаемся это сделать за него: «Из партийной характеристики члена НСДАП с 1939 года (№ в НСДАП - 4 583 199), Генриха Мюллера, группенфюрера СС (№ в СС - 107 043), генерал-лейтенанта полиции, начальника IV отдела РСХА (гестапо) с 1935 г. Истинный ариец. Характер не нордический, избалован, подозрителен, склонен к вранью и распущенности. Безукоризненно выполняет служебный долг. Трудоголик. Почти не ходил в отпуск и никогда не болел – исключение – операция по удалению аппендикса. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен – занимался футболом, лыжами и альпинизмом. К семье равнодушен. Замечен в связях, порочащих его. Во время первой мировой войны воевал в качестве военного лётчика на Западном фронте, был награждён за храбрость Железным крестом I и II степени, баварским орденом с короной и мечами. Отмечен наградами фюрера- крест «За военные заслуги» второ
Г. Мюллер. Фото из открытых источников Интернета.
Г. Мюллер. Фото из открытых источников Интернета.

Ю.С. Семенов ни в «Семнадцати мгновениях», ни в романе «Приказано выжить» не давал отрывков из партийной характеристики на Г.Мюллера. Попытаемся это сделать за него:

«Из партийной характеристики члена НСДАП с 1939 года (№ в НСДАП - 4 583 199), Генриха Мюллера, группенфюрера СС (№ в СС - 107 043), генерал-лейтенанта полиции, начальника IV отдела РСХА (гестапо) с 1935 г. Истинный ариец. Характер не нордический, избалован, подозрителен, склонен к вранью и распущенности. Безукоризненно выполняет служебный долг. Трудоголик. Почти не ходил в отпуск и никогда не болел – исключение – операция по удалению аппендикса. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен – занимался футболом, лыжами и альпинизмом. К семье равнодушен. Замечен в связях, порочащих его. Во время первой мировой войны воевал в качестве военного лётчика на Западном фронте, был награждён за храбрость Железным крестом I и II степени, баварским орденом с короной и мечами. Отмечен наградами фюрера- крест «За военные заслуги» второго класса с мечами (1942), Рыцарский крест (1944) и рейхсфюрера СС Г. Гиммлера».

Г. Мюллер (справа) на отдыхе вместе с шефом гестапо Вены Хубером. Фото из открытых источников Интернета.
Г. Мюллер (справа) на отдыхе вместе с шефом гестапо Вены Хубером. Фото из открытых источников Интернета.

Вот такая довольно противоречивая характеристика получилась бы у главного гестаповца фашистской Германии. Человек, обладавший незапоминающейся внешностью – незначительное лицо, небольшой рост – 170 см, обожал короткую стрижку «бокс с чубчиком» - очень коротко, почти наголо, только спереди оставался пучок волос, разделенный пробором, голос без запоминающихся особенностей. Только глаза выдавали в нем полицейского – карие, маленькие и глубоко посаженные, они были холодными, словно вылепленными изо льда, всегда нацеленными на собеседника как на допрашиваемого. Интересно, что рейхсфюрер СС Г. Гиммлер считал темный цвет глаз признаком неполноценности, поэтому темноволосые и темноглазые баварцы были не в чести у Гиммлера – кроме Генриха Мюллера.

Равнодушное, мягко выражаясь, отношение Г. Мюллера к семье было известно руководству РСХА: получив назначение в Берлин, Мюллер не взял с собой семью. Расхождения с женой начались на религиозной почве. В 1937 г. штандартенфюрер Мюллер заявил о своем выходе из лона церкви, как того предписывал устав СС. Свой поступок Мюллер скрыл от жены – Софья Мюллер, урожденная Дишнер, была воинствующей католичкой и, скорее всего, не разделяла национал-социалистических взглядов мужа. Софью даже приглашал на персональную беседу Рейнхард Гейдрих, после аудиенции решивший, что такая жена не подойдет для Мюллера. Официального развода, однако, не последовало. Поэтому Гейдрих, а затем сменивший его Кальтенбруннер, сквозь пальцы смотрели на практически открытую связь начальника гестапо со своей личной секретаршей Барбарой, а позже – с молодой гестаповкой Анной – фамилии этих женщин мы не называем по этическим соображениям.

Почему главный гестаповец четыре года руководил IV управлением РСХА, не состоя в членах НСДАП? Мюллер не спешил вступать в партию, а высшее руководство заметило это грубое нарушение только в 1939 г. Мюллер послушно подал заявление, но парткомиссия, рассмотрев заявление главного гестаповца, вынесла довольно странное решение: «Отказать как не соответствующему партийному уставу». Только после личного вмешательства рейхсфюрера Генриха Гиммлера формальности были утрясены, и Генрих Мюллер получил заветный партбилет № 4 583 199. Но почему парткомиссия поначалу отказала Мюллеру? Это теперь вряд ли когда-нибудь станет известным.

Когда же «папаша Мюллер» мог перейти на сторону врага? В. Шелленберг и согласные с его версией утверждают, что в 1943 г., после разгрома немецкой группировки фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. Вместе с тем стоит напомнить, что еще в 1920-х годах, работая в Мюнхенской полиции (в 1923 г. Г. Мюллер лично участвовал в разгроме знаменитого «пивного путча» А. Гитлера и его соратников в Мюнхене), он специализировался на борьбе с коммунистами. В РСХА Мюллер считался главным специалистом по истории марксизма, РКП (б), а затем и ВКП (б), НКВД, КПГ, Коминтерна. Его секретарь и любовница некая Барбара Х. конспектировала, а затем печатала рефераты по перечисленным выше вопросам, которые за подписью Г. Мюллера шли его двум непосредственным начальникам – Г. Гиммлеру и Р. Гейдриху и, вероятно, А. Гитлеру и М. Борману.

Л. Броневой в роли Г. Мюллера. Кадр из кинофильма "Семнадцать мгновений весны". Фото из открытых источников Интернета.
Л. Броневой в роли Г. Мюллера. Кадр из кинофильма "Семнадцать мгновений весны". Фото из открытых источников Интернета.

Можно предположить, что связь с германскими коммунистами будущий главный гестаповец установил как раз с середины 1920-х гг. Если же судить по агенту Карлу, завербованному советской разведкой как раз в середине 1920-х, такая связь может быть вполне реальной. До 1943 г. Мюллеру просто удавалось скрывать свои контакты с советской разведкой, а с 1943 он зарвался и стал объектом подозрительного отношения со стороны конкурирующих спецслужб. Абвер Мюллеру удалось разгромить на пару с Шелленбергом, а затем между ними было достигнуто тайное соглашение – Мюллер не мешал контактам Шелленберга со спецслужбами США и Великобритании, а Вальтер, в свою очередь, до окончания войны молчал про связи Мюллера с советской разведкой.

Примечательно, что Г. Мюллер почти в открытую восхищался методами НКВД. «Соратники» вспоминают, что шеф гестапо очень хотел бы знать, какими методами чекисты заставили маршала Тухачевского подписать показания о работе на немецкую разведку. По мнению Мюллера, это могли быть какие-то новые психотропные препараты, возможно, содержащие наркотики, которые даже из маршалов делают безвольных людей. Не случайно в романе «Приказано выжить» Ю.С. Семенов вставил эпизод, когда по приказу Г. Мюллера гестаповский врач вводит Штирлицу препарат, пытаясь заставить штурмбанфюрера говорить правду.

Кстати о Тухачевском. Последняя любовница Мюллера Анна вспоминала, как ее партнер выдвинул в качестве одной из причин поражения немцев в войне с СССР... слишком высокий уровень культуры немецкого народа. Мюллер рассказывал ей, увидев советский танк возле своего особняка, как по-разному вели себя осужденные в СССР вместе с маршалом Тухачевским офицеры, обвиненные в заговоре против Сталина, и немцы, арестованные за участие в реальном заговоре и покушении на А.Гитлера: советские офицеры каялись и выдавали «сообщников», а немцы не выдали ни одного сообщника и на казнь шли со счастливыми лицами. Только вот по поводу чего у них было счастливое выражение лица – что Гитлер остался в результате покушения жив? Мюллер не уточнил.

Следите за моими дальнейшими публикациями и не забывайте подписываться на мой канал в Дзене!

Внимание! Статья основана на материалах открытого доступа в информационно-коммуникативной сети «Интернет» и не претендует на историческую ценность.