Автор: Hoomkeen
Всего четыре года прошло после смерти Мухаммеда, а арабы успели разбежаться, тут же собраться обратно под твердой рукой Абу Бакра, после чего начали активно тревожить своих соседей.
Лучший друг и верный последователь пророка ненадолго пережил своего наставника - Абу Бакр умер в том же возрасте, что и Мухаммед (63 года), что можно рассматривать как знак небесного расположения за праведную жизнь. Предчувствуя приближение окончания своего земного путешествия, халиф призвал сподвижников и предложил им выбрать следующего предводителя всех мусульман. Умар ибн аль-Хаттаб был единодушно признан следующим халифом и именно во время правления этого великого последователя Мухаммеда ислам превратился в новую великую цивилизацию, уполовинив Византию и полностью разгромив Персию.
Необычайно энергичный и властный Умар диктовал свою непреклонную волю из Медины, рассылая во все стороны от Аравии своих многочисленных полководцев. Благо, во время Мухаммеда вокруг его черного знамени собралось немало выдающихся людей, которые были проверены многочисленными походами. Умар ибн аль-Хаттаб обладал, таким образом, длинной скамейкой запасных генералов и активно менял их на основных направлениях походов, требуя, чтобы каждый их руководителей его армии успел покомандовать также в роли командира среднего звена (и, таким образом, лучше понимал, что происходит в армии).
Во время военной компании 634-645 годов арабы действовали под предводительством непобедимого Халида ибн аль-Валида по прозвищу СайфулЛах (меч Аллаха), Абу́ ‘Уба́йды ибн аль-Джарра́ха (одного из участников собрания под навесом, на котором власть перешла Абу Бакру, Умару и Усману ибн Аффану), а также Саада ибн Абу Ваккаса, человека, который первый пролил кровь за ислам и с тех пор неизменно участвовавшего во всех походах арабов.
Важным преимуществом арабов была их мобильность - в эти годы большинство из них сражалось пешком, но при этом армия арабов перемещалась на верблюдах, значительно обгоняя византийские и персидские пешие отряды. Хорошее знание пустыни, которая граничила с Палестиной, Сирией и Месопотамией также помогало арабам, которые могли скрыться в пустыне также, как столетия спустя в море растворялись драккары викингов. Колодцы, известные только арабам, позволяли им расположить свои лагеря неподалеку от своих жертв, но при этом быть в относительной недосягаемости от противника. Опять же, пустынные тропы позволяли арабам спокойно обмениваться между собой гонцами и держать Умара в хорошей осведомленности о происходящем в его армиях, контроль над которыми не отпускался ни на день.
Первоначально арабам противостояли только немногочисленные гарнизоны греков и персов - первые только недавно получили восточные области, возвращенные им персами и не успели восстановиться после многолетней войны с Хорсовом, а вторые так и вообще не оправились, скатившись в катастрофическую гражданскую войну.
В таких условиях арабы провели череду успешных сражений и стал полными хозяевами положения в Палестине и Сирии, где они даже взяли, после долгой осады, Дамаск. На востоке только великая река Евфрат остановила первую арабскую волну, персы удержали восточный берег, отдав арабам западный берег, где традиционно жили вассальные персам арабские племена Лахмидов.
Разгромленные из-за подозрений в двойной игре Хорсовым, это клиентское государство арабов перестало быть буфером между Персией и пустыней и теперь жители плодородных полей должны были лицом к лицу столкнуться с религиозными фанатиками.
Впрочем, это было вторжение людей, имевших целью не грабеж и убийство, а распространение новой религии. Достаточно было принять ислам и ты становился полноправным гражданином нового государства. Более того, мусульмане проводили политику веротерпимости и даже налоги, которые они брали с подчинившихся им, но не принявшим ислам жителям (обычно это была половина прибыли), так вот есть подозрение, что арабские налоги были гораздо меньше, чем налоги, которые за столетия своего существования накрутили правители Персии или Византии.
Недаром уже в первых сражениях против персов, в отрядах арабов на равных встали первые персы, которые стали принимать ислам.
Порядком уставшие от бесконечных теологических споров христиан, жители Палестины и Сирии, опять же, теперь столкнулись с новой концепций монофелитства, которое продвигали из Константинополя. Теперь простым христианам объясняли, что в Христе было два природы, но одна, божественная, воля. Моноэнергизм, "одна богомужная действенность", вновь вспыхнувшие старые споры о троице и природе Христа могли ввести в уныние даже неглупого человека, и на фоне соборов христианских епископов, анафемствующих друг друга, выгодно отличались настоящие монотеисты - мусульмане. Более того, они с уважением относились к Библии и признавали Хориста пророком, утверждая, правда, при этом, что есть лишь один бог - Аллах, а христианская троица есть открытое многобожие.
Христианские современники первых лет распространения ислама достаточно четко критиковали учение Мухаммеда, указывая, в частности, на странные обещания рая, где люди предаются весьма земным плотским удовольствиям вроде кучи женщин и пирушек. Тем не менее они признавали, что в общем-то ислам призывает к соблюдению всё тех же заповедей, что и христианство.
Тут наверное пора свернуть эту тему, вскользь упомянув напоследок, что некоторые шииты уже считают ислам при Умаре "не тем, что был изначально". Умар "...вносил в религию нововведения и реформы, изменял шариатские положения и придумывал новые, дозволял запрещённые при Пророке вещи и запрещал дозволенные...". В частности, он запретил временный брак, убрал из призыва на молитву слова, что молитва-наилучшее деяние.
«Когда люди слышат, что молитва — наилучшее деяние, то уклоняются от сражения»
Доходит до того, что Умару приписывают изменение порядка обхода Каабы - при нем её стали обходить против часовой стрелки. Оставим эти теории любителям теории заговора и спорам внутри мусульманских конфессий.
К 636 году белая полоса в жизни арабов могла закончиться - Ираклий и Йездеге́рд III собрали две крупные армии и перешли в контрнаступление, договорившись избавиться от новой напасти, одинаково терзающей обе империи. обе империи собирались действовать синхронно, но персы, из-за своего кризиса, протянули со сбором своей армии и начали свои движения на пару месяцев позже греков.
Ни Иездегерд, которому было 11 или 12 лет, ни Ираклий, разместившийся на севере Сирии, в Антиохии, не участвовали в походе своих армий. Армия Ираклия, собранная по всей империи традиционно представляла из себя разношерстный конгломерат из жителей разных уголков империи, плюс всевозможных наемников и арабов-христиан, под предводительством Гассанидов.
Брат Ираклия, после того как потерпел поражение от арабов в 634 году, объяснил это божественной карой Ираклию за кровосмесительный брак с племянницей. После такого он был отстранен от командования. На месте нового командира внезапно для себя оказался казначей Ираклия - Феодор Сакелларий. Истощенная империя не могла выплачивать жалование своим солдатам, так что Феодор был вынужден лично присутствовать в войсках, так как сам титул казначея императора внушал уверенность солдатам и наёмникам в будущей выплате жалования. В итоге именно Феодор повел большую армию в поход против арабов, но он очень неуверенно чувствовал себя в роли полководца, так что решил во всем полагаться на опытного командира Вагана, одного из генералов войны против персов.
Арабы, к этому моменту рассыпались вокруг Дамаска и осадили небольшие города в Сирии. Общее командование осуществлял Абу Убайда, и он предпочел собрать силы и отступить.
Арабы оставили Дамаск, Эмесу, отошли на юг и сместились ближе к своей родной пустыне. Армия Византии, таким образом, без боя заняла обратно Сирию, после чего замерла на границе плодородных земель в нерешительности...
Тем временем на востоке персами командовал Рустáм Фаррохзáд, армянин, комендант столицы - Ктесифона, и фактически регент при молодом шахиншахе. Противостоял ему Саад ибн Абу Ваккас, и под его началом были немногочисленные отряды легковооруженные арабов, так как лучшие воины мусульман были в Сирии.
Чтобы как-то спасти положение, Умар позволил отправиться на помощь Сааду тем арабским племенам, которые отказались от ислама после смерти Мухаммеда и были за это наказаны. Тем не менее, даже с этими будущими подкреплениями сил у арабов было явно недостаточно, так что Умар приказал Сааду начать мирные переговоры и изо всех сил затягивать время, пока не выяснится судьба сирийской кампании. Саад с частью выполнил указания, и его послы много дней уговаривали Иездегерда принять ислам, или выплачивать дань, терпели унижения от высокомерных персидских вельмож, возили арабам ответы и привозили обратно новые предложения...
Наступил август 636 года. Как за полгода арабы приобретут себе весь плодородный полумесяц, мы прочитаем в продолжении...
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества. Её нет. Дзен отключил такие кнопки, , но ВОТ ТУТ она есть в конце статьи.
Также рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой