Артем Мищенко проводит самые трушные квартирники в Санкт-Петербурге. Почему такое смелое название? Потому что он действительно живет в комнате, где на выступлениях артистов по вечерам собирается до 50 человек, а в центре этой комнаты висит петля — главный опознавательный знак локации. Артем живет на заработки с квартирников и съемок в своей комнате на Никольской площади. О реалиях проведения квартирников, артистах, благотворительности при небольших гонорарах, клипе Alai Oli «Петля», в котором снимался Артем; реакции соседей по дому на вечеринки — разговариваем с Мищенко.
— Давай начнем с этой квартиры в целом — сколько здесь комнат, и сколько вас живет человек?
— В квартире четыре комнаты — три жилых и одна сейчас на ремонте. У них два собственника, моя живет в Испании, остальные комнаты у другого собственника. Мы все здесь снимаем. В соседней комнате сейчас живет моя подруга Катя, она не против квартирников, съемок, всю эту движуху поддерживает. Я делюсь с ней кэшем за то, что ее комнату на квартирниках используем как гримерку для артистов. В остальных комнатах сейчас никто не живет, так что у нас даже нет ощущения, что это коммуналка — по сути просто соседствуем в большой квартире. Но даже в те времена, когда жили вшестером, нам было комфортно. Душ на кухне — один моется, другой рядом в туалете, третий тут же готовит, четвертый в паре метров курит в кладовой: все вместе, все рядом.
— А сколько стоит аренда вот таких коммунальных комнат в центре?
— Ну могу сказать, что одна комната стоит 14 тысяч, соседняя с моей — 18. За сколько снимаю я — не хочу говорить)) Но только примерно с 10% прошедших квартирников я смог покрывать аренду комнаты + к/у.
– А что по соседям? Как реагируют, как ты с ними договариваешься? Ведь артисты выступают с микрофонами, музыкальными инструментами, большими колонками.
— Внизу под моей комнатой — мебельный магазин, за одной стенкой — соседка, а за другой начинается следующий дом, получается, там толщина в две стены. Знаю, что там живет французский художник, который устраивает богемные вечера с джазом-блюзом, и у него в квартире под потолком прибита огромная лодка. Пару месяцев назад у него была вечеринка до четырех утра, я уже хотел идти к нему со словами: «Дружище, я, конечно, хотел с тобой познакомиться, но не таким образом!» В три часа ночи они пускали салют из окна! Так что там тоже бывает весело, им грех жаловаться.
У соседей по площадке время от времени спрашиваю, не мешаю ли я, все ли хорошо. Этажом выше живут очень дружелюбные ребята, они знают о квартирниках, поддерживают меня. А ребята с последнего этажа однажды каким-то неизвестным для меня образом попали в массовку на съемках клипа в моей комнате, так что теперь тоже в курсе моей деятельности. Получается, постепенно я охватываю все больше людей и получаю лояльность жильцов дома. Как в ГТА: прошел квест, и сразу уважение +150 от соседей.
— Как начались квартирники, как ты к этому пришел?
— Да все получилось случайно, как обычно. Вышел клип Аlai Oli «Петля», его увидела девушка-организатор вечеринок и написала мне, что давно хотела сделать квартирник в Питере в такой квартире. Это было в мае 2021 года.
— Так, давай сразу размотаем клубок от «Петли». Ты снимался в этом клипе, съемки проходили частично в твоей комнате, где у тебя на люстре висит петля. Расскажи сначала о знакомстве с Олей Маркес (солистка группы Alai Oli) и историю своей петли, которая для многих уже стала символом твоей комнаты.
— С Олей познакомились в Твиттере, начали общаться в интернете. Я ее слушал, мне нравилось в целом, что она делает. Но это никогда не было сумасшедшей фанатской любовью, скорее, такое здоровое отношение к творчеству. А лично познакомились в 2018 году. Она меня узнала во время своего концерта на набережной в Питере, после концерта позвала сфоткаться, а я отказывался — просто потому что не любил фоткался, такой загон был тогда у меня. При этом рядом стояла толпа людей, фанатов группы, которые хотели сфоткаться с ней! Представляю, что у них в мыслях было «ты ахуел?!» Оля предложила дать мне повязку на лицо, чтобы были видны только глаза под кепкой, и так я сфоткался. Ну и потом она раз позвала встретиться, второй. Потом я ездил к ней на др, в гости в Сочи. Мы с Олей стали друзьями, не такими близкими, которые постоянно видятся и поддерживают общение: из-за разных городов, расстояний. Но мы всегда на связи. Бывало, что ссорились сильно, не общались полгода. Однажды я даже был уверен, что нашей дружбе конец. С ее группой я так до сих пор после этого и не общаюсь, но на концерты прихожу.
А петля появилась в комнате в первые дни, когда я сюда заехал – осенью 2018 года. Она от костюма ку-клус-клана — это которые в белых балахонах и колпаках, с петлей. В этом костюме я пришел на костюмированный др к Оле. В итоге петлю я почему-то забрал с собой и решил повесить в комнате. А потом Оля как-то пишет в Твиттере: «Мищенко, не умирай раньше времени, я написала про тебя песню». Я не воспринял это всерьез сначала, но она скинула демку трека, и я офигел. Потом написала: «Мищ, скинь фотку, как ты сейчас выглядишь, нужно тебя снять в клипе». А я тогда как раз не фоткался, ничего не выкладывал, мне было это некомфортно, неприятно. Я скидываю ей фотку, и она такая: «Пиздееец, все плохо)))))» В итоге я отказывался от съемок раза три, один раз, когда Alai Oli уже ехали в Питер снимать, причем один раз точно из-за того, что мы сильно поссорились с девушкой (девушка Артема, с которой они жили в комнате на Никольской, тоже снималась в клипе). Но в итоге мы сняли. В клипе много отсылок к фильму «На игле» с актером Марком Рентоном, который сильно нравится мне и Оле. Это лучший фильм про наркоманов.
Оля Маркес о песне «Петля» и роли Артема: «Мне кажется, что есть вечный темный лимб, из которого я иногда выныриваю, что-то пытаюсь сделать, но меня все равно опускает на это дно. Для меня здесь большой музой стал Мищенко, который как будто всегда живет на этом темном дне — не потому что он делает что-то плохое, а потому что у него такое состояние. Его состояние мне очень знакомо и понятно, потому что кажется, что ты рожден для чего-то классного, хорошего и светлого, но ты не можешь никак это нащупать, кажется, что ты идешь по замкнутому кругу, у тебя ничего не получается и даже нет сил пытаться. <…> Эта «Петля» про мою питерскую жизнь, мой питерский период, и про Артема, который, как владелец ходячего замка, так любит эту свою комнату, посреди которой висит петля. И это желание спасти себя саму и его, потому что я вижу, что мы похожи».
Источник: Youtube
— А о чем для тебя эта песня? Ты часто пишешь в Инстаграме (запрещен в РФ), что у тебя всратая жизнь, у тебя посреди комнаты висит петля…
— Песня для меня про дестрой, там есть такие отсылки, любовь к городу, смерть в рукаве… Это большая часть моей истории — если бы не Оля, я бы не познакомился с девушкой, с которой мы начали снимать эту комнату, точно не было бы клипа, из-за которого мне написала девушка с предложением проводить квартирники. Вот ты спросила: «Как ты себя ощущаешь?» Да плохо ощущаю, херово, с божьей помощью. В целом я подвержен депрессивным настроениям, есть во мне нелюбовь к миру. Хотя, нет, я мир люблю, но одновременно и ненавижу. Это у меня с детства. Всегда было ощущение, что умру рано — но я даже в «Клуб 27» не попал, и тут проебался! У меня ощущение, что в мире много радости и прекрасных людей, но все же какое-то говнецо сидит и во мне, и во всем этом мире. Тяжко нам всем.
— С петлей во всех ее смыслах разобрались, теперь вернемся к квартирникам. Май 2021 года.
— Да, это был первый квартирник только для знакомых, играли тоже все местные, хедлайнером получилось позвать тогда ещё далеко не известного Хмырова (Филипп Хмыров, петербургский музыкант). Все зрители тогда остались крайне довольны, подходили, спрашивали, когда будет следующий квартирник. Так я понял, что аудитории зашло, и появилась мысль устраивать такое регулярно. Причем устраивать именно в своей комнате, чтобы популяризировать это пространство, тем более, в ней уже была снята «Петля». И для меня эта комната — святое место, где произошло множество событий моей жизни. Я благодарен ей за многое, у меня уже даже готов эскиз для татуировки на полноги с ее интерьером. Если честно, я ебанулся уже очень сильно по этой комнате, это нездоровая любовь к помещению, я слишком им дорожу, это ненормально.
Потом мы с Хмыровым захотели сделать его сольный квартирник за донейшн. Мы тогда были уверены, что никто не придет, и поставили цену от 800 руб. В итоге продали 35 проходок, и это было просто шикарно, полный восторг. И я рад, что Оля Маркес, узнавшая о творчестве Хмырова после нашего квартирника, потом тоже делала с ним квартирники, и они записали совместный альбом.
Потом был квартирник Alai Oli, где суммарно было человек 70, наверное, и две собаки. Сейчас я так уже не делаю, конечно. Комфортное количество — 40-45 человек + команда артиста и мои пару вписок.
— Как ищешь артистов на квартирники? И на каких условиях, как вы делите прибыль?
— Устраиваю квартирники только с теми, кто мне нравится и чью музыку я слушаю. Но могу сделать квартирник и с артистом, которого нет у меня в плейлисте, при условии, что он делает качественную музыку, а не просто продаваемое говно. Мне нравится делать квартирники с андеграундом, нравится знакомить свою аудиторию с классными музыкантами. Всегда говорю на квартирниках, чтобы подписывались на артистов, отмечали их и меня в сториз — это сейчас самый лучший способ о ком-то узнать. Но на одних андеграундных артистах не проживешь и не наберешь аудиторию — потому что по-прежнему на квартирники больше приходит людей от меня, то есть моих подписчиков, а не артиста. Проходки у меня недорогие. Но я считаю, что российскую андеграундную сцену нужно развивать, они классные, у них много крутой музыки и текстов. Но многие артисты мои предложения даже не отвергают, а просто игнорят — думаю, счет идет на десятки людей.
Заработанную с выступления сумму между артистом и мной делим поровну. Но есть исключения. Саше Гагарину из группы «Сансара», например, я отдал больше, он играл у меня два дня, и все проходки стоили 1500. И был еще один опыт, когда я взял больше себе, потому что с тем артистом 80% зрителей пришли от меня, с моей страницы.
Обычно клубы работают с артистами по схеме либо 70/30, либо 60/40. Но нужно понимать, что в клубе есть охрана, много сотрудников, бар, с которого место зарабатывает деньги, у артиста есть музыканты, реклама и куча всего. У меня атмосфера проще, поэтому делать 50/50 это адекватно.
С комикессой Верой Котельниковой у нас был благотворительный квартирник — деньги пошли в два фонда. Первый — это центр «Сестры», который помогает женщинам, которые пережили сексуализированное насилие, и фонд помощи хосписам «Вера».
На вечеринке, которая проходила у меня в комнате 14 февраля, я тоже отправил все деньги с бара в фонд «Сестры» — тогда пришло 90% девушек, мы подумали, что это будет логично.
— Мечта — чтобы кто выступил у тебя на квартирнике?
— Чтобы после этого нахуй сжечь эту комнату и никогда больше не проводить квартирники? Конечно же, Шевчук (признан иноагентом на территории РФ) и БГ (признан иноагентом на территории РФ). Ну из более реальных — чтобы Саша Гагарин выступил бы еще хотя бы один раз. Еще RSAC (Феликс Бондарев, группа «Щенки»), он легенда, 20 лет на сцене, спродюссировал 50 альбомов. Мы с ним даже общались, обсуждали возможность выступления, но получилось так, что закрыли вопрос. Думаю, теперь это нереально.
— Кто твои конкуренты в городе по организации квартирников?
— Одни находятся на Английском проспекте, рядом. Херня они — грубо, но так. Относительно меня у них не так красиво, не так прибыльно для артиста, не так аутентично, не такой красивый вид (из комнаты Артема вид на Никольский собор) и классные помещения. И они не тру! Я называю свои квартирники трушными, потому что у меня не лофт, а комната, в которой я реально живу. Убирается матрас, на котором я сплю — выступают люди.
Но думаю, что рано или поздно квартирники в этой комнате у меня закончатся. Если я захочу проводить мероприятия где-то еще, нужна классная атмосфера. Я уже прикидывал: как же я договорюсь со своей совестью, ведь я же называю свои квартирники самыми трушными, потому что я здесь живу! И придумал: буду называть уже не самыми трушными, а самыми ахуенными. Я бы очень хотел расширяться, делать квартирники больше, делать большие привозы с крутыми артистами.