_01_ Даты практики обозначены в приказе по МАРХИ. Практика по живописи с 01.07.2023 г. по 14.07.2023 г.
_02_ Работы, обозначенные в задании по практике, должны быть представлены руководителю не позднее 14.07.2023 г.
_03_ Количество работ, их формат и тематика обозначены в тексте задания. Допускаются согласованные с руководителем изменения в составе работ (выделено в примечаниях).
_04_ Консультации с преподавателем осуществляются в течение всего периода прохождения практики и фиксируются в журнале.
Содержание программы практики
Цели и задачи:
Основной задачей упражнений пленэрного цикла, является изучение взаимосвязи архитектуры с городской и природной средой. В ходе натурной работы проходит изучение цветовых и пластических особенностей архитектуры, её восприятия в зависимости от состояния освещения и положения в пространстве. Общая логика формирования заданий по пленэру - изменение колористических и композиционных схем в зависимости от характера изображаемого пространства.
Базовые задания программы:
Задание №1. Эскизы и краткосрочные натурные этюды.
Задание №2. Деталь или фрагмент сооружения
Задание №3. Архитектурное сооружение в городской или природной среде
Задание №4. Архитектурный ансамбль
Задание №5. Панорама
Задание №6. Интерьер
---------------------------------------------------------------------------------------
Задание №1.
Эскизы и краткосрочные натурные этюды
Работа по заданиям летней практики начинается с серии эскизов или быстрых этюдов-набросков. С их помощью происходит знакомство с особенностями места проведения практики и определяются, в первом приближении, мотивы и сюжеты для последующей серии работ. Первые впечатления, как правило, бывают очень яркими, и некоторые творческие находки, заложенные в первых этюдах, способны оказать влияние на дальнейший процесс работы. В течение всего периода практики автор постоянно обращается к ним, проводя анализ выбранных сюжетных решений. Эскизы и подготовительные этюды рекомендуется выполнять с максимальным ограничением по времени – от ½ часа до 1 часа.
Изображение на эскизе может быть обобщенным по форме, без деталировки. В начале работы над всей серией следует выбирать самые простые сюжеты, в которых фиксируются только состояние освещения и основные пластические характеристики выбранного объекта. Очень полезно выполнить этюды по одному сюжету при разных фазах освещения, в солнечную и пасмурную погоду. В течение всей практики, выполняя задания по темам, не следует прерывать работы над этюдами. Задача не в том, чтобы просто набрать необходимое количество сюжетов, а в том, чтобы зафиксировать различные колористические состояния.
Формат этюдов от А5 до А3, Минимальное количество 5 шт. Материал – водные краски по выбору автора.
Задание №2.
Деталь или фрагмент сооружения
Это задание ближе всего к натюрмортной постановке в мастерской, но его выполнение усложняется наличием условий освещения и новизной изобразительных форм. При компоновке изображения можно выбрать любой элемент, интересный по цветовым и пластическим качествам – от фрагмента фасада до отдельно взятой архитектурной детали (окно, портал, и т.п.). Выбор сюжета, как и во всех остальных заданиях, определяется его живописными особенностями с точки зрения передачи формы и материала. Сочетание различных материалов, имеющих выразительную фактуру и цвет, влияние на них характера освещения может быть рекомендовано как основная живописная тема задания.
Задание №3.
Архитектурное сооружение в городской
или природной среде
В основе задания – изучение взаимосвязи архитектурного объекта и его окружения. Окружением может считаться городская или природная среда. Все её элементы – деревья, соседние дома, земля и небо являются равноправными участниками композиции, а не представляют собой лишь антураж для главного объекта. Такая установка влияет, прежде всего, на выбор мотива. Объект изображения не обязательно является памятником архитектуры, на его выбор в большей степени влияют его живописные качества. Иногда пространственные характеристики выбранного мотива требуют равнозначного изображения нескольких объектов (часть улицы, двор).
В задании особое внимание следует уделить разработке горизонтальной плоскости, организующей «вход в картину».
Задание №4.
Архитектурный ансамбль
Основной характеристикой задания может считаться пространственная взаимосвязь объектов, что при изображении выражается соотношением переднего, среднего и дальнего планов. Для передачи характера пространственных связей сооружений в городском ансамбле в композиции необходимо отразить соотношение масштабов и пропорций объектов.
Выбор мотива определяется характером архитектурного контекста. Местные условия – ландшафт, наличие памятников архитектуры, образуют своеобразие городской среды, и в каждом конкретном случае необходимо найти сюжет, характеризующий эти особенности. В случаях, когда в месте прохождения практики нет сложившихся архитектурных ансамблей, темой работы можно выбрать любую группу зданий или городскую площадь, то есть мотив, подходящий по пространственным характеристикам задания.
Задание №5. Панорама
Под панорамным изображением в искусствоведении понимается широко открывающийся пейзажный вид, образованный природным или городским ландшафтом. Такой вид традиционно выполняется с некой возвышенности, способствующий раскрытию глубины пространства, имеющей несколько планов. В композиции панорамы особую роль играет природная среда, создающая воздушную и цветовую перспективу, влияющую на восприятие предметных цветов на разных расстояниях от зрителя. Основу живописной композиции в панораме составляют цветовые и тональные градации планов. К особенностям её изобразительной конструкции можно отнести удлинённый формат.
Задание №6. Интерьер
В задании внимание уделяется особенностям интерьерного освещения, сочетающего прямой свет от источника и отраженный свет, проходящий через осветительные проемы. В задании требуется передать пространственные характеристики интерьера и влияние прямого и рефлекторного освещения на восприятие собственных цветов предметов.
Примечания:
Студент, проходящий практику, может согласовать со своим руководителем частичное изменение заданий с учётом особенностей места её прохождения. Например, отдельные темы могут дублироваться и заменять отсутствующие по объективным причинам (сюжеты).
Все работы по заданиям программы практики выполняются на форматах от А4 (эскизы) до А1 (55х75 см) в зависимости от выбранной техники, материала и требований сюжета и композиции
На итоговый просмотр представляются все работы, включая эскизы, наброски и краткие этюды.
По итогам практики выставляется зачет с оценкой по 100 балльной системе.
Приложения:
Данные задания летней пленэрной практики по живописи 2023 г. рекомендуется рассматривать совместно со следующими страницами:
--------------------------------------------------------------------------------------
ДВА ВИДЕОУРОКА ПО ПЛЕНЕРНОЙ ПРАКТИКЕ
ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА // ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ // часть первая//
УРОКИ ВИТАЛИЯ БАРЫШНИКОВА:
https://dzen.ru/video/watch/60c4f38572119574b72ae0d8?t=7
или https://www.youtube.com/watch?v=tOgJy86ASag&t=3s
ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА // РАБОТА НАД ЭТЮДОМ// часть вторая//
УРОКИ ВИТАЛИЯ БАРЫШНИКОВА:
https://dzen.ru/video/watch/60c61f924a43ce56d55e5eb0?t=26
или https://www.youtube.com/watch?v=d2JWeoeh6P8&t=442s
-------------------------------------------------------------------------------------
МАТЕРИАЛЫ ПО КАЖДОМУ ЗАДАНИЮ:
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Цели и задачи
https://dzen.ru/a/YMSI0P7Felvqelqc
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание №1. Эскизы и краткосрочные натурные этюды
https://dzen.ru/a/YMSUpHxHJxIDSQF_
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание №2. Деталь или фрагмент сооружения
https://dzen.ru/a/YMSdngMIijoaj4PY
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание №3. Архитектурное сооружение в городской или природной среде
https://dzen.ru/a/YMSgtnIRlXS3ROEw
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание № 4. Архитектурный ансамбль
https://dzen.ru/a/YMSjkapV90JUptnT
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание №5. Панорама
https://dzen.ru/a/YMSmXbWCFkaXEI7o
Пленэрная практика по живописи 2021 г. Задание №6. Интерьер
https://dzen.ru/a/YMSoe7WCFkaXFiE_
--------------------------------------------------------------------------------------
Эскизы студентов МАРХИ разных лет,
выполненные в период 2012-2022гг.
на территории СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ:
Пленэрная практика по живописи. Андрониковский монастырь в работах студентов МАРХИ разных лет. АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ. ЭСКИЗЫ.
https://dzen.ru/a/YmzXMLpHzjcBkwxB
-------------------------------------------------------------------------------------
ОБЩАЯ ССЫЛКА
на материалы yandex-dzen (ЯНДЕКС ДЗЕН)
https://dzen.ru/id/5dffa43a0be00a00af5ba145
-------------------------------------------------------------------------------------
Данный материал подготовлен для студентов Московского архитектурного института (Государственной академии) – МАРХИ, для пленэрной практики по живописи 2023-го года.