Усыновляют ли детей в арабских странах? Я часто встречаю в сети противоречивые комментарии на сей счет, однако то, что мы понимаем под усыновлением, в арабских странах неприемлемо и не практикуется.
Что наше общество понимает под усыновлением ребенка? Что нам говорит об этом само определение слова "усыновление" и право:
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.
То есть при усыновлении чужого ребенка по закону ему можно дать фамилию и отчество усыновителей и он автоматически принимает все права, которые имел бы биологически родной ребенок таких родителей. При этом существует и тайна усыновления, когда от усыновленного и/или иных лиц скрывается истинное происхождения такого ребенка и история усыновления.
Разумеется, солгать о настоящих родителях можно лишь тому ребенку, который на момент усыновления находится в грудном или детском возрасте до 4-5 лет. Детям старше 5-6 лет затруднительно придумать некую легенду, что вот эти мужчина и женщина, которые его забирают, и есть его настоящие родители, однако и это возможно в некоторых случаях. Но вот подростку подобные "россказни" уже будут совершенно очевидной ложью.
В исламе каждый человек должен знать к чьему роду он принадлежит, он должен знать свои корни, своих предков, поэтому сокрытие этой информации от усыновленного является грехом. Как в этом случае поступают те, кто взял в свой дом сироту?
Пророк Мухаммед (мир ему!) говорил:
«Я и обеспечивающий сироту будем в раю, вот так» - показав рядом два пальца
«Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте»
В священной книге мусульман Коране сказано:
«…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Бог говорит истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», аят 4).
«Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Богом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).
Таким образом, в традициях арабских (и иных мусульманских) стран брать на попечение детей, оставшихся без родителей, не скрывая от них их истинное происхождение и историю их семьи. Каких детей чаще всего усыновляют в арабских странах:
- Детей умерших родственников, то есть детей, родившихся в одной семье или клане с известной историей происхождения;
- Детей соседей и знакомых при условии, что у них не осталось кровных родственников или они есть, но не могут обеспечить сироту всем необходимым;
- Детей из других стран (преимущественно девочек), оставшихся сиротами в результате несчастных случаев, военных конфликтов, разгула стихии, при условии, что у таких детей либо совсем нет кровных родственников, либо они отказались от опекунства.
При этом в приоритете на такое опекунство почти всегда являются дети женского пола, так как после их взросления они могут составить пару внутри семьи, вырастившей их. Мальчиков же берут чаще тогда, когда их родословная максимально ясна и не имеет белых пятен. Если такой мальчик прибыл из чужой страны и его данные неизвестны, то найти ему опекунов будет довольно затруднительно, чтобы после его взросления не допустить брака между ним и кровными родственницами опекунов.
Если же осиротевший ребенок является своему опекуну племянником/цей, внуком/чкой, двоюродным/троюродным братом или сестрой, то в этом случае ребенок однозначно не останется предоставлен судьбе и его обязательно вырастят в заботе и любви.
Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на приёмных родственниках, если на то нет специального желания опекунов. Помимо этого, если у родителей осиротевшего ребенка было имущество, то оно полностью переходит к нему после достижения им возраста совершеннолетия, тогда как опекуны не могут расходовать из этого имущества, так как оно им не принадлежит.
В Кувейте существует закон, по которому подкинутому ребенку, при условии, что его биологические родители не найдены, гарантируется кувейтское гражданство. Одновременно с этим законом действует и другой - запрещающий иметь детей вне брака, причем распространяется этот закон не только на кувейтян, но и на всех иностранцев, находящихся в стране. Причем оба эти закона являются частью единого целого и полностью отвечают правилам и требованиям ислама.
Подобные законы есть и в других арабских странах. К примеру, один из самых громких мировых скандалов на тему подкинутых детей случился в Катаре в 2020 году. Тогда в аэропорте Дохи в туалете уборщица обнаружила новорожденного мальчика, которого нерадивая женщина (язык не поворачивается назвать ее матерью) попросту опустила в мусорное ведро.
По тревоге была поднята вся охрана, готовящиеся к вылету из аэропорта рейсы были задержаны, а женщины, летевшие этими рейсами, подвергнуты гинекологическому осмотру. Да, мировая общественность была возмущена и шокирована подобными мерами со стороны Катара, однако всё то, что вы прочли выше, и является объяснением, почему власти Катара действовали именно так и никак иначе - они надеялись найти родную мать новорождённого мальчика, чтобы обеспечить его право на знание его корней.
Но все эти действия были напрасны, родная мать мальчика улетела до того, как ребенок был обнаружен, таким образом, узнать, кто же родные родители ребенка, уже вряд ли представится возможным, если эти родители сами не признаются. Однако мальчик этот получил катарское гражданство и поступил на воспитание в семью Аль-Тани (правящий клан Катара) под чуткое руководство шейхи Мозы, матери нынешнего эмира страны.
Подобным образом подкинутые дети были и в Кувейте, тогда они поступали на воспитание в правящую семью Ас-Сабах, получая кувейтское гражданство и все права граждан страны, однако их истинное происхождение от таких детей никто не скрывал, также они не имели статуса принцев или принцесс и не являются претендентами на место эмира страны.
Есть приемные дети и в королевской семье Иордании Аль-Хашим. Принцесса Зейн бинт Хуссейн Аль-Хашим - дочь короля Хуссейна I от его брака с Антуанеттой Гардинер и родная сестра правящего ныне короля Абдаллы II удочерила девочку из Индии - Тахани аль-Шахву.
А также в своем третьем браке король Хуссейн со своей женой Алией Бахауддин Тукан в 1976 году удочерили девочку Абир Мухайсен. Мать этой трехлетней на момент удочерения девочки погибла в авиакатастрофе в лагере палестинских беженцев в Аммане. Статуса принцессы удочеренная девочка не имеет.
Таким образом, установление опекунства над детьми сиротами в исламе является богоугодным делом, однако необходимо соблюдать все правила, предписанные исламом, что и стремятся сделать такие опекуны.
Как считаете, уважаемые читатели, правы ли мусульмане в том, что не стремятся скрыть от усыновленного ребенка правду о его происхождении, или законы РФ обеспечивают больше прав сиротам? Расскажите в комментариях!