Образ русской бани - один из самых сильных и знаковых в творчестве поэта Высоцкого. Из "банных" произведений, в первую очередь, конечно, вспоминается подлинный шедевр - "Банька по-белому". Но нельзя забывать и про "Баню по-чёрному", и про великолепное посвящение самому банному "обряду" как таковому - "Балладу о бане":
Благодать или благословенье
Ниспошли на подручных твоих —
Дай нам бог совершить омовенье,
Окунаясь в святая святых!
"Банные" произведения Владимира Семёновича являются уникальным явлением в русской поэзии, как и многое другое из того, что написал гений.
Судя по словам о русской бане "здесь подобие райского сада"("Баллада о бане"), Высоцкий сам должен был быть заядлым любителем этого дела. Однако, по воспоминаниям ближайшего друга, поэта Игоря Кохановского, отношения Владимира Семёновича с баней складывались непросто. Вначале он боялся "подобий рая", как огня.
Из воспоминаний Кохановского:
"Как-то говорю Володе:
- Пойдём попаримся?
- Да ты что! Там же жарко!
- Ну и что? - говорю. - После этого сразу в холодный душ. Знаешь, как здорово!
- Нет, нет, нет. Ни за что. Да я умру там.
- Не умрёшь, а, наоборот, словно родишься заново.
- Нет, нет, нет. Ты уж это без меня...
Ещё несколько моих попыток уговорить его пойти в парную окончились так же безуспешно."
Однако баню Высоцкий всё же полюбил. Однажды они с Кохановским проснулись после хорошей гулянки, голова "трещала". Неожиданно к ним в гости забежал институтский приятель Кохановского и предложил пойти попариться:
"...- Нет, - говорю, - плохо нам с Володей... Сил нет...
- Так тем более надо пойти, - говорит приятель, - это лучший способ "поправиться". Только нужно пересилить себя и пойти, а парилка сама всё сделает в лучшем виде...
И тут я вспомнил, как однажды в Центральных банях (в Сандунах был выходной) оказался случайным свидетелем того, как "приводили в порядок" двух очень известных футболистов московского "Динамо", "нарушивших режим" накануне ответственного матча. Над каждым из "нарушителей" колдовали по двое молодцов в четыре веника. Сколько они сделали заходов в парную, я не знаю. но запомнилось, что часа через три, уже одевшись, они выглядели так, словно "ничего подобного" с ними не случилось.
С трудом, но уговорить Володю мне удалось. Народу в бане оказалось действительно мало, а в парной мы были фактически одни.
Быстро сделали нужный пар, а Володю попросили просто посидеть и попривыкнуть. Когда он почувствовал , что пар "не жжёт", положили на лавку и в четыре веника, постепенно "наращивая темп", стали парить. Он только охал, но держался стойко. Мы на первый раз не очень усердствовали и вскоре отпустили его в душ. Холодная вода в первый миг словно обожгла, но тут же дала возможность почувствовать удовольствие контраста.
Я спросил Володю:
- Ну как?
- Ничего, ничего...
Второй заход был уже более основательным. Поддали парку с эликсиром эвкалипта. Володе сказали, чтоб дал знать, если будет невмоготу, но он только постанывал и говорил: "Давай-давай!".
Когда он вышел из ледяного душа на этот раз, я понял, что он прочувствовал " вкус" парилки.
- Да, Васёчек,я не думал, что такое может быть... Господи, как хорошо..."
Кстати, именно Кохановский, "приучивший" Высоцкого к "парному искусству", был первым слушателем уже готового шедевра - "Баньки по-белому", написанного спустя 7 лет после первого похода в баню для "приведения в порядок":
"...Летом 1968-го он позвонит мне с Казанского вокзала, только что вернувшись из Сибири, где снимался в фильме "Хозяин тайги". По загадочному тону я пойму, что ему не терпится сообщить о чём-то, но "разменивать" это по телефону тоже неохота, так как сразу пропадает вся интрига. Поэтому только сказал, что сейчас приедет и всё расскажет.
Через пол-часа он уже был у меня и подстраивал мою гитару. И вдруг я услышал: "Протопи ты мне баньку по-белому - я от белого свету отвык. Угорю я, и мне угорелому, пар горячий развяжет язык".
Кто бы мог подумать, что, приобщившись со мной к парилке, Володя набредёт на столь горькую и глубокую тему, просто попарившись однажды в рубленой сибирской баньке (уверен, что многие делали то же самое, но не написали ничего подобного). Загадка, которая, как и вообще тайна любого творчества или таинственная отметина божьей искрой, никогда не будет объяснена.
Потом рассказал, какую действительно классную баньку ему "соорудили" местные мужички и как они к нему прониклись, потому как не предполагали, что столичный актёр понимает в этом деле толк и всегда вовремя кричит: "Поддай ещё"..."
Первый поход в баню с Игорем Кохановским (было это в Сандунах) отпечатался в одном из поздних произведений Владимира Семёновича:
Начинал мытьё моё с Сандуновских бань я, -
Вместе с потом выгонял злое недобро.
Годен в смысле чистоты и образованья.
Тут и голос должен быть - чисто серебро.
Образ бани фигурирует не только в автобиографичных произведениях поэта. Он актуален для некоторых посвящений. В истинном шедевре "Памяти Василия Шукшина" он изображает уход этого алтайского самородка, глубоко русского человека из жизни, совершенно отошедши от реальных обстоятельств смерти великого писателя и режиссёра.
Жизнь самого Шукшина в посвящении поэта причудливо переплетается с шукшинским героем Егором Прокудиным из "Калины красной". Перед нами Шукшин скорее не реальный человек в жизни, а творец, поющий "на разрыв аорты" свою "лебединую песнь". Реальная жизнь тесно переплетена с киножизнью.
Но в финале Высоцкий как бы уходит от заданной концепции произведения, чтобы ещё ярче подчеркнуть огромное необъятное буйство творческого духа, жившее в Василии Макаровиче:
...И после непременной бани,
Чист перед Богом и тверёз,
Взял да и умер он всерьёз —
Решительней, чем на экране.
Гроб в грунт разрытый опуская
Средь новодевичьих берёз,
Мы выли, друга отпуская
В загул без времени и края…
Однако же, поступая так, Владимир Семёнович как бы намеренно противоречит самому себе, потому что "непременная баня" вновь является прямой отсылкой к "Калине красной", а не к реальной жизни. Образ бани здесь играет существеннейшую роль. Этот глубоко русский обряд соединяет жизненную и творческую стезю глубоко русского художника в единое целое.
Но ещё интереснее, что "банная" тематика присутствует в любовной лирике поэта, причём в одном из самых глубоко личных стихотворений, которое Владимир Семёнович при жизни не выносил на публику. Да и после смерти мастера долгое время оно не публиковалось в собраниях сочинений поэта. Достоянием широкой публики оно становится лишь в наши дни. Стихи "Как всё, как это было..." были посвящены одной из самых важных в жизни великого поэта женщин - Татьяне Иваненко.
Она была актрисой театра на Таганке, очень яркой, интересной женщиной. Обладала редкой красотой. Роман поэта и актрисы был особо страстным, стремительным и бурным. И, кто знает, не появись вскоре Марина Влади в жизни поэта, вполне вероятно, что его личная и жизненная история могла бы сложиться совсем иначе...
Это лирическое отступление от темы очень важно, так как Тата (так ласково называл свою любовь Высоцкий) оставила глубокий след в его жизни и творчестве. Он посвятил ей одно из самых пронзительных, ярких, экспрессивных, глубокомысленных своих поэтических творений о Любви - "Песню о двух красивых автомобилях". И, наконец, создал для неё настолько личные строки, что никому и никогда их не доверял, не выносил на публику... И это при том, что абсолютно все посвящения Марине Влади давно известны и "задекларированы" высоцковедами! Так вот, в этом глубоко личном посвящении, говоря о сокровенной женщине, он употребляет очень специфическое сравнение, относящееся уже к основной теме данной статьи:
Как всё, как это было:
И в кулисах, и у вокзала
Ты, как будто бы банное мыло,
Устранялась и ускользала.
Однако, я считаю, что в случае с Высоцким, данный образ является очень удачной творческой находкой, он - не грубый и не низменный. Так как поэт относился к банному обряду как к настоящему Таинству, что отразилось в его истинном шедевре "Баллада о бане":
Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытьё,-
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из неё.
Да и тот же Игорь Кохановский, уже в наши дни, выступая на одном из вечеров памяти Владимира Семёновича, дополнил в очередной раз повторяемую им "банную" историю Высоцкого, одним интересным уточнением - мол, выйдя после первого в жизни "причащения" из парилки, Владимир Семёнович сказал своему другу: "Знаешь, Васёчек, это даже лучше, чем поцелуй любимой женщины!".
Поэтому для личностного восприятия мастера, а следовательно, и для его поэтики, сравнение возлюбленной с банным мылом носит совершенно иную коннотацию. К тому же далее в тексте посвящения Татьяне Иваненко данный образ получает развитие в неком ассоциативном ряду прекрасных воспоминаний, в котором баня поставлена в один ряд с традиционными для выражения любви образами беззаботных светлых дней и прогулок под луной:
Только вербы и льны, только бани,
Только светлые дни или луны…
Есть прибежище твоё, Таня,
Так пропойте ей аллилуйю.
Так пропойтесь ей, злые песни,
Отзвучите ей, все кантаты!
Гимны добрые или вести,
Чаще в голову лезьте для Таты.
Так что вот так всё непросто и глубокомысленно в мировосприятии истинных поэтов!
И в завершение материала всё-таки хочу представить вашему вниманию полный текст не самого известного для широкой публики, но, с моей точки зрения, абсолютно гениального поэтического творения пера Владимира Высоцкого - текст "Баллады о бане"^
Благодать или благословенье
Ниспошли на подручных твоих -
Дай нам, Бог, совершить омовенье,
Окунаясь в святая святых!
Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, -
Это - словно возврат первородства,
Или нет - осушенье болот.
Все пороки, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор –
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.
Все, что мучит тебя, - испарится
И поднимется вверх, к небесам, -
Ты ж, очистившись, должен спуститься -
Пар с грехами расправится сам.
Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, -
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.
Здесь нет голых - стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь - подобие райского сада, -
Пропуск тем, кто раздет донага.
И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь -
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не выпячивай грудь!
Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, -
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.
Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, -
Лей на нас свою воду святую -
И от варварства освободи!
Спасибо за прочтение!
Если понравится материал, подписывайтесь на меня в Дзене. Переходите по ссылке и подписаться на "Сообщество любителей творчества В.С.Высоцкого" в ВКонтакте! Это важно!
Также подписывайтесь на мой You Tube-канал о поэзии, где я декламирую потрясающие произведения знаменитых и забытых выдающихся и великих поэтов, в частности, моего любимого автора - Владимира Семёновича Высоцкого! Подписывайтесь на новости канала! Это важно!
https://www.youtube.com/@user-du7rj3ls2e/videos