Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

Тексты лечим

Данная еженедельная рубрика посвящена работе с текстами, о чём я говорил в отдельной статье. Она будет полезна для авторов, взявшихся за совершенствование своих собственных работ. Сегодня предлагаю рассмотреть два текста. Примеры взяты из открытого раздела «Игры» Литературной беседки.

Пример первый.

Авторский текст.

— Что лучше: знакомый опасный хищник или неизвестное болото? — спросил товарищ, и мы уставились на зеленоватую поверхность топи. Позади остались километры пути, хорошенько уже позабытая нами асфальтированная дорога, упирающаяся обратным концом в дорический портал Альма Матер, где на семнадцатом этаже в экзаменационном зале восседал страшный доцент Семён Семёнович, время от времени разевающий на очередного студента анемичный щетинистый рот в истошном, но изрядно осиплом крике: “Во-о-о-он!”

— Так куда, говоришь, упала моя киберстрела, в какие нети? — спутник обвёл страдальческим взглядом пузырящуюся равнину ряски, изредка вздыбленную моховыми вздыхающими островками.

— Комп показывает, метров двадцать зюйд-зюйд-вест от этого места, — уверенно констатировал я, против солнца прищурившись на экран.

— Ну что ж, — обречённо резюмировал неудачник, раздеваясь до облегающего купального костюма, — придётся плыть, если дно не нащупаю. И целоваться придётся. Но чего не сделаешь ради зачёта у Сёмы!

Мнение Беты.

Хороший текст, поэтому довольный Бета ограничится лишь своим комментарием)

Который всё же будет состоять из парочки умозаключений.

Второе предложение своей грамотно составленной перегруженностью вызывает уверенность, что Автору таки подвластна писательская изворотливость, что, кстати, подтверждает и остальной текст. И я говорю это не без восхищения.

О, еще субъективно я бы предложил одну реплику разделить на две. Вот эту:

Так куда, говоришь, упала моя киберстрела, в какие нети?

Ничего не могу с собой поделать, но очень сложно избавиться от мысли, что герой хотел сказать вот так:

Так куда, говоришь, упала моя киберстрела? В какие нети?

Добавить мне больше нечего. Ну разве что: спасибо за хороший текст и историю)

-2

Пример второй.

Авторский текст.

Тонкая полоска света из приоткрытой двери то тускнела и меркла, то вновь загоралась ярко-желтушным сиянием: там кто-то ходил, большой и беззвучный…
Брат и сестра замерли под дверью старой дедовой библиотеки, не решаясь приблизиться, но всё же приоткрыли дверь чуть пошире, чтобы увидеть огромную панду, стоящую к ним спиной во весь рост и задумчиво разглядывающую огромный фикус в кадке.
— Проходите, мои ненаглядные, не бойтесь, присоединяйтесь к нам! — промурлыкал кто-то из-за стола, скрытого широкой фигурой панды.
Дети робко вошли в комнату и в немом изумлении разглядывали престранную компанию: кроме панды и невероятных размеров пушистого кота, вальяжно развалившегося в кресле, там были кролик, с аппетитом жующий какую-то книгу, фламинго, гортанно жучащий негромкую мелодию, и кенгуру, подкидывающий глобус, как мяч.
А на столе перед котом лежала гигантская книга, из раскрытых страниц которой и шел этот странный желтушный свет, в котором забрезжил силуэт ещё одного животного.
— Ух ты, я такой книги никогда не видела, как она называется? — воскликнула девочка и, подбежав к ней, закрыла разворот.
Кот сделал выпад толстой лапой, чтобы остановить ее, но не успел, и книга закрылась, а с ней исчезло сияние и вся компания.

Мнение Беты.

А Автор удачно подхватил заданную первым предложением тягу повествования к длинным предложениям. Большой фанат Клайва Баркера (коий также любит повествовать сложносочиненно) в моем лице остался доволен. Тем более, что и текст грамматически очень хорош.

Но без “но” все-таки не обойдется)

Начну с очевидного. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но в этот глагол закралась опечатка:

гортанно жучащий негромкую мелодию”

Другой очевидный момент – это разделение предложений на более короткие. Разумеется, не каждое длинное предложение стоит укорачивать и дробить. Я бы предложил парочку. Например, реплику девочки изложить следующим образом:

Ух ты, я такой книги никогда не видела! Как она называется?”

Такое деление напрашивается само собой, поскольку люди редко говорят сложными предложениями (тем более маленькие девочки, да еще и в такой волнительный момент).

И финальное предложение стоило бы разделить, например, вот так:

Кот сделал выпад толстой лапой, чтобы остановить ее, но не успел. Книга закрылась, а с ней исчезло сияние и вся компания”

За ненадобностью исчезает соединительный союз “и” (который повторяется к финалу предложения), и финальная фраза всего рассказа становится самостоятельной (а не присоединенной к действиям кота союзом), приобретая бОльшую значимость в контексте повествования, как и положено финалу.

Касательно сюжета, то рассказ – явный представитель короткой описательной прозы, в которой собственно сюжет имеет вторичное (если не посредственное) значение. Повествование достаточно увлекательно, несмотря на обилие сложных предложений (а, может, и благодаря им), но для любителей поискать под внешней красотой текста глубинную красоту идей и сюжетов в рассказе мало пищи. А жаль, очень бы хотелось узнать больше. Надеюсь, у Автора найдется время, чтобы развить свою идею в нечто бОльшее.