Легенды о таинственных пещерах ходили в Сарове давно:
Скептики утверждали, что пещеры выдумка, а если и есть какая-то полость в горе, то совсем крошечная. Оптимисты настаивали, что гора испещрена подземными ходами, а самый протяжённый простирается на десятки километров от Саровского монастыря аж до Дивеевского! Но нашлись и те, кто взял в руки лопаты и молча пошёл на поиски.
Энтузиасты копали вечерами, после работы, прихватывая выходные и праздники.
Сложность состояла в том, что участок северного склона монастырского холма представлял собой сплошную бетонную стену – результат работы строителей, которые в пятидесятых годах переделывали монастырские постройки под корпуса института атомщиков. Снизу бетонную стены было не одолеть, и искать вход в пещеры начали верху, с холма.
Вспоминает участник событий А. М. Подурец:
«Примерно через месяц работы показалось дно, но входа там мы не обнаружили. Это был момент разочарования. Энтузиазм спал до минимума, но мы приняли решение двигаться вдоль холма, засыпая уже вырытое пространство, тем самым постепенно сдвигая яму к западу. И через некоторое время мы откопали кирпичную кладку. Потом кладка сделала небольшой поворот, что намекало на некую строительную конструкцию. И вот наступил день, когда в кирпичной кладке наметился арочный свод и его удалось расчистить до ширины, в которую смогли пролезть самые стройные члены Исторического объединения».
По предания первую пещеру ископал монах Иоанн, алчущий ухода от мирской жизни. Тогда же была основана и подземная церковь, освящённая во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В подземелье время течёт медленно, тягуче, редкими каплями влаги отпотевая от стен. Сколько там капель соберётся за сутки? А за неделю? Месяц? Год? Столетие?
Сейчас в пещеры можно попасть только с организованной группой. Нам повезло, потому что двери саровских пещер распахнули для нас двоих с мужем, не считая экскурсовода Марины. Она рассказывала так интересно и образно, что мы боялись пропустить хоть слово.
Сразу от входа извилистые ходы осеняет керамическая икона, потому что внутри земли деревянные образа быстро истлевают и теряют краски.
В саровских пещерах нет захоронений, только крошечные кельи-норы, в которых можно с трудом выпрямить спину, чтобы разогнуться от непрестанной молитвы.
В некоторых местах проход сужается так, что протиснуться можно только боком.
Без провожатой мы бы заблудились или остались в пещерах навечно. Но Марина не упускала нас из виду, хотя муж порывался изведать все возможные ходы и выходы.
Поблуждав по лабиринту, мы вышли к чудесной подземной церкви, куда хочется вернуться ещё раз.
Уже возвращаясь на поверхность, мы поняли, что подземные ходы закольцованы, соединяясь в одной точке у входа.
Святые праведники и молитвенники печерские, молите Бога о нас!