В предыдущей статье я упомянул о такой отечественной игрушке, ныне доступной поиграть и ныне же ещё разрабатываемой, как "Отряд Его Величества" (The Emperor's Own) от студии Volga Studios. Игрушку обещают доделать окончательно к 25 году, пока же нам доступен играбельный альфа-тизер от 2020 года.
Скажу честно: хотя я и игрозависимый, но в чудо сие не играл да и пока не горю желанием. Однако, таки посмотрев видео на Ютубе, в частности, прохождение на канале Nazaretov play, у меня возникли некоторые вопросы к игре, а точнее - к её лору.
Если кто по-нерусски ни бельмес, вот вам выдержка из Википедии: "Лор (англ. lore — знания) — совокупность основной информации о мире (отсюда слово «фольклор»), чаще всего термин употребляется в отношение художественных произведений..." Вот, запомните и не путайте лор-описание мира с врачом-ЛОРом.
Что же с лором у "Отряда"? На мой взгляд, в нём есть серьёзные просчёты, требующие исправления и доработки. Предупреждаю, что изложенное далее - субъективное мнение человека, в игру не игравшего, но довольно подробно ознакомившегося с её прохождением. Я не хочу оскорбить разработчиков или бросить на них тень (хотя продирать их косяки я буду жёстко), а лишь отмечу, что, на мой взгляд, у них вышло не очень. Впрочем, кое-какую придирку я оставлю при себе.
Свой разбор я разобью на несколько пунктов.
1. Славомирская империя
Итак, действие "Отряда Его Величества" разворачивается в вымышленном мире начала 19 в. Игрок оказывается в некой Славомирской империи 1803 года, основанной, по словам разработчиков, на России 19 века. Герб сей империи - двуглавый орёл с гордо распростертыми крыльями и императорской короной над головами:
Офицеры Славомирской империи носят зеленые мундиры с золотыми эполетами и белые панталоны:
Крестьянство же довольствуется лаптями, косоворотками и сарафанами (для женского пола), мужчины носят бороды, все живут в избах:
Местные жители носят русские имена и фамилии, при упоминании Бога крестятся, на храмах у них стоят православные кресты:
Чувствуете? Нет, разработчики и сами говорят, что их империя основана на России 19 века, но она не то что основана... она почти ничем от неё не отличается!
Униформа офицеров, быт крестьян, имена, религия, даже герб - куда ни глянь в творении Volga Studios, мы видим Российскую империю начала 19 века лишь с небольшими отхождениями от оригинала. Из общего ряда заметно выпадают разве что жители пограничья Славомирской империи, внешний вид которых - сборный образ казаков 17-20 вв.:
В остальном - вполне обыденная Российская империя начала 19 века.
И вот тут возникает вопрос: зачем? Зачем разработчики придумывают какую-то Славомирскую империю, если они вполне неплохо изобразили нормальную Российскую империю?
Что ж, ответ у разработчиков есть: в их группе в ВК есть пост, где они объясняют своё решение сделать в игре альтернативную вселенную. Привожу его здесь:
Короче говоря: разрабы хотят ввести в игру крутую пушку, но вот те раз - её не было на вооружении в реальной России того времени, а потому упс, пардон, придётся вместо России свою страну сочинять. Перефразируя Либрариума (прошу прощения за грубость): "Да, детишки, какое-то сраное ружьё отделяет нас от Российской империи".
Ладно, я искажаю - ружьё мне и правда нравится, да и в посте ведь сказано, что это лишь пример. Суть же в том, что исторические условности, согласно разработчикам, ограничивают их фантазию, и потому разработчики, дабы ничто не мешало творчеству, решили создать альтернативную вселенную с альтернативной Российской империей. Подчистую слизанной с оригинальной Российской империи.
Моё мнение о причинах сего решения разработчиков, я могу описать пословицей "плохому танцору шнурки мешают", то есть это якобы ограничение существует лишь в их фантазии. С чего я это взял? Посмотрите на индустрию игр.
Есть такая компания - Ubisoft Entertainment SA (Юбисофт). Известна она многими сериями игр, которые поставила на конвейер, в частности, серией Assassin's Creed.
Действие игр этой серии происходит на нашей Земле в различных странах и эпохах: Египте времён Клеопатры, революционной Франции, Карибах 18 века и т.д. Нам показывают реальных людей разных времён (Ричарда Львиное Сердце, Наполеона и т.д.), исторические события (Крестовые походы, Американская революция и т.п.).
Разработчики Юбисофт используют историю, когда она им необходима... и игнорируют её, когда она мешает им нагнать зрелищности.
Вот пример: бриг 18 века согласно Assassin's creed IV: Black Flag:
А вот как выглядит модель реального брига 18 века:
Другой пример: античный боевой слон в Assassin's Creed Origins:
И реальные боевые слоны:
Вот. Игры Юбисофт про историю обращаются с этой историей довольно вольно. И это не делает их хуже. Отзывы об играх серии Assassin's creed разные, но серия любима и популярна по сей день.
Есть и другая компания - Rockstar Games. Она издает игры серий GTA и Red Dead, действие которых происходит в США разных времен, однако локации там - города и штаты - полностью вымышлены, хотя и имеют реальные прототипы. И такое сочетание вымысла с действительностью - реальной страны с вымышленными штатами - ничуть не портит эти игры.
Мораль: никакая история, никакие ружья не способны сдержать фантазию разработчика. В любую реальную историю можно грамотно вписать свои нововведения и игроки радостно это примут. Поэтому, создание альтернативной вселенной только затем, что разработчикам якобы помешали исторические условности, я считаю пока необоснованным.
Да и кстати об этой альтернативной вселенной: слишком уж она... "малоальтернативная" для альтернативной так сказать.
Как я писал выше, пока что мы везде видим плюс минус Россию начала 19 века - те же крестьяне, те же дворяне и т.д. Практически нет ничего, что показало бы игроку, что данный мир вдохновлен Россией, но не является ею. Миру не хватает самостоятельности, оригинальности.
Приведу примеры удачного использования вдохновения чем-либо для создания оригинального:
- серия игр The Elder Scrolls ("Древние свитки"), имперские легионеры - невооруженным глазом видно, что их рисовали с римлян - та же броня, те же шлема... А вот и не те же! При повторном взгляде видно, что имперцы на римлян лишь похожи дизайном, но их оружие и доспехи не идентичны римским.
- Warhammer Fantasy, Кислев. Эта фракция является концентрированной сборной солянкой из славян и кочевников Евразии. Они похожи на Русское царство, казаков, Речь Посполиту, но при этом сами по себе, являясь островком колоритной восточноевропейской клюквы в Вархаммере.
Итого, пока миру "Отряда Его Величества" не хватает самобытности, он выглядит просто как копия Российской империи. Выйти из этого состояния можно либо повысив уровень оригинальности вселенной, либо перенеся события в реальную Российскую империю.
Кстати, оцените названия в данной вселенной: империя Славомирская, столица её - город Златоград, действие игры происходит в Благоярской губернии... Названия настолько концентрировано славянские, что аж зубы сводит. И если Благоярскую губернию я вполне могу принять, то Славомирская империя и Златоград - да кто вообще так называет свои страны и столицы? Люблин, Краков, Минск, Рязань, Вологда, Новгород, Белград, Смоленск; Сербия, Чехия, Польша, Моравия, Словакия, Хорватия - вот как звучат нормальные славянские названия. Хотя ладно, под пиво и Злато-, прости нас, Екатерина II, -град потянет, но название Славомирская империя менять надо, ибо ни в какие ворота.
2. Уроки хороших манер
Россия, век 19-й... Что можно сказать об сем времени? Золотой век русской литературы, время изящной словесности, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Тютчева. А помните ли вы, как общались друг с другом герои произведений этих писателей? Все эти "милостивый государь", "маменька", "господин Чечевицин", "ваше превосходительство" и т.п. и т.д. Российские дворяне 19 века отличались от других сословий не только внешним видом и бытом, но и культурой общения. Например, даже друзья обращались друг к другу только по полному имени, а то и фамилии: "Послушай, Ленский..." и т.п. Я уже молчу про обращения по титулу и чину. Уменьшительно-ласкательные формы имен были употребимы разве что в кругу семьи.
Вспомнили? А теперь забудьте! Потому, что в игре "Отряд Его Величества", основанной на России 19 века, ничерта подобного нет!
Местные дворяне из Имперской тайной разведки, к коим принадлежит и одержимый игроком корнет Александр Оболенский (гг короче), обращаются друг к другу просто: Петь, Вась, Дим и т.д. Притом не только они, но и даже их командующий - полковник Верегин - называет их так же (скриншот прохождения Nazaretov play):
Обращение по фамилии? По чину, титулу? Не, не слышали!
Но это еще цветочки. БОльшую "красоту" выдаёт некто Володя (простите, не знаю его фамилии) с бульдожьей рожей. Я уже приводил его высказывание в статье по "Смуте" (скриншот прохождения Nazaretov play):
Вот так он обращается к сослуживцу (если не ошибаюсь, подчиненному), на минуточку, тоже ДВОРЯНИНУ. Надо ли говорить, что дворянство так друг с другом не общалось.
Но ещё больше убивает это (опять скриншот прохождения Nazaretov play):
Это в адрес того же дворянина. Господи, кто это писал?! Кому в голову пришло, что отношения между дворянами-офицерами в Имперской разведке находятся на уровне современной российской военной части? И если у вас там дворяне сами туалеты чистят, то кто тогда полы во дворце моет? Сам государь?
В общем, в игре, основанной на России 19 века, этой Россией 19 века и не пахнет. Нет духа той эпохи, ибо персонажи говорят и ведут себя как наши современники, но никак не воспитанные дворяне 19 века.
Немножко лучше дела обстоят с крестьянами. Тут актёры озвучки или/и авторы текста старались больше, и безграмотные крестьяне и правда похожи на бязграмотных хрестьян. Хотя как по мне всё же им есть куда расти, но всё равно это гораздо лучше речи местных дворян (скриншот прохождения Nazaretov play):
Но вернемся к местным дворянам. Они чудны не только на словах, но и на делах. (Осторожно, спойлеры.) Когда игрок по ходу сюжета в компании 2 сослуживцев будет пылесосить приграничные хутора империи на предмет наличия там всяких подозрительных представителей людской фауны, он наткнется на некоего дедка, который чуть ли с начала диалога матом шлёт троих господ в форме, а потом ещё оскорбляет государя. Угадайте, что делают после этого делают офицеры под присягой? Ответ: они всего лишь грозятся повесить старика, но в итоге так его и оставляют.
М, каково? Какой-то старый пердун в лицо поносит последними словами элиту страны и их императора, которому они присягали, а господа дворяне, порубавшие не один взвод бандитов в ходе прохождения, и пальцем не трогают матерщинника! Кажется я понимаю, почему в местных краях множатся антицарские настроения - как можно уважать государя, которому служат такие дворяне?
Между тем в реальной Российской империи, если не ошибаюсь, за мат была установлена уголовная ответственность. Так что, если принять во внимание это, а так же то, что этот безродный лапотник оскорбил дворян и государя, то, возможно, каторгу и батоги старик себе точно обеспечил, если не виселицу.
Ну и, как вы уже поняли, да: в игре про 19 век нет языка 19 века, зато есть ОН — наш, родненький, русской мат! Ух! А еще шуточки ниже пояса от одного господина офицера.
Куда ж мы без мату и похабных намеков в игре про 19 век, убогие? Почитай, нонче в чуть ли не каждой игре, если есть русский перевод, то непременно и мат будет, так что и нам с "Отрядом" отставать? Видимо что-то такое подумали разработчики и решили не отставать. И не отстали. Почти.
Мат в игре хоть и есть, но он вполне обыденный — просто редкая нецензурная ругань к месту и не к месту. Матерных стишков и шуточек вы тут не найдёте, за сим поезжайте в "Ведьмак 3".
Вот такие пироги. "Отряд Его Величества" страдает неким диссонансом: при почти полном внешнем сходстве с реальной Российской империей, внутри ею и не пахнет - речь и поведение персонажей в целом не соответствуют стандартам 19 века, что убивает атмосферу игры как произведения, вдохновлённого русским 19 веком.
3. Немного об особенностях местных государственных органов
Постараюсь сильно не спойлерить. Завязка сюжета такая: каждый день в офис Имперской тайной разведки приходят тревожные слухи с границ о всякой мистической хрени: явлении оборотней, привидений и т.п. Недавно же разведка получила сведения, что тамошнее мужичьё, знатно обосравшись с творящегося кругом мистического звездеца, догадалось обвинить во всём царя, утратившего, по мнению черни, некую Божью милость, отчего всем грозит "поглощение нечистыми силами". Негативные слухи об императоре — это уже серьезно (вот если кто императора оскорбит при офицере — это пустяки, а тут слухи, такое оставить нельзя), и потому командующий разведкой Верегин собирает весь штат в 5 рыл и велит им пулей дуть на границу в Благоярск пресекать распространение негативных слухов о царе-батюшке.
Тут я хочу остановиться на нескольких моментах:
- характер информации, с которой работает тайная разведка империи: слухи и байки о нечистой силе. Вот серьезно? Сверхважный государственный орган тратит своё время на разбор крестьянских баек об оборотнях и русалках? Притом в данном мире нет магии и чудовищ, да и сами разведчики в мистику не верят. Так зачем? Других важных дел у разведки нет?
- немного забегая вперед - название гос. органа, в коем они служат. В начале нам заявлено, что гг и его товарищи служат в Имперской тайной разведке, однако во время путешествия по Благоярской губернии местные называют их имперскими гвардейцами. Можно списать всё на безграмотных крестьян, для которых любой барин в форме - гвардеец, но в один момент служащие разведки подтверждают, что реально являются гвардейцами. Вопрос: как связаны гвардия (элитные вооруженные силы, охраняющие государя и его семью) и местный аналог КГБ?
- бороться с слухами про императора посланы 5 человек. Вот эти 5 человек:
Их задание: пресечь негативные слухи и разобраться с бардаком на территории аж целой губернии.
Было бы логично предположить, что господа имперские КГБшники, добравшись места, воспользуются служебным положением и введут в губернии чрезвычайное положение (хы, воспользуются положением для введения положения), привлекут войска и прошерстят сию административно-территориальную единицу на предмет наличия в ней смутьянов и запрещенных организаций, НО НЕТ - дворяне-КГБшники будут лично пылесосить деревню за деревней и хутор за хутором, расспрашивая местных по поводу слухов и периодически рубясь с бандитами. И делать всё это господа офицеры будут, не снимая мундиров с золотыми эполетами. Последнее я к чему - господин Верегин, отправляя парней на задание, подумал о том, что если в губернии и правда кучкуются недовольные царской властью, то его ребята в форме слуг государевых рискуют сгинуть там бесследно? Вот просто заедут в лесок, сияя эполетами с имперскими гербами, а из леса уже не выедут. И кто тогда слухи будет пресекать?
И кстати, в один прекрасный момент господа дворяне и правда ломанутся в лес по кровавым следам. Ночью. Втроём. Когда ничерта не видно, а в лесу может поджидать кто угодно в какой угодно численности.
В общем, местному государю-императору пора бы озаботится тем, как у него устроена работа спецслужб.
4. "15 волчьих шкур"
Разработчики добавили в игру несколько шуток. Какие-то и правда вышли смешными, а какие-то - нет. И, по роковому стечению обстоятельств, плохие шутки связаны с попытками разрабов высмеять игровые условности.
Например, в деревне гг со товарищи встречает некоего странствующего торговца, у которого поломалось колесо повозки. Он просит у дворян помощи, а именно: принести ему 15 волчьих шкур, 30 слитков железа и 50 букетов диких цветов. На вполне логичные вопросы господ офицеров зачем ему это и как это связано с ремонтом повозки торговец отвечает что-то типа "не берите в голову, просто принесите и всё будет ОК" (скриншот прохождения Nazaretov play):
Я понимаю, что так разработчики пытались высмеять нереалистичные задания у торговцев в играх, но данная шутка:
а) ломает погружение,
б) не смешная.
Подробнее по буковкам:
а - игрок впервые увидел мир игры и стремится погрузится в него, он доверяет ему, он верит в него. И тут ни с того ни с сего налетает на шутеечку про квесты во всяких ММОРПГ нашего, а не игрового мира. Это мешает воспринимать игру серьезно. Я понимаю, если бы такая нелогичность была запрятана как пасхалка в закоулках мира и находка её была бы делом муторным или вообще случайным, но нет - нереалистичный торговец стоит посреди вполне реалистичной деревни.
б - шутка должна быть молниеносной. Человек её услышал - и сразу же засмеялся. Здесь же персонажи минуты две размусолевают то, как задание торговца не вяжется с его проблемой и какое вообще оно не логичное. Разработчики как бы говорят игроку: "Вот смотри: это - шуточка. Это юмор, понимаешь? Это мы шутим тут. Тут смеяться надо, понял?"
С подачи брата я придумал, как можно было бы обыграть данную шутейку, чтобы она выглядела смешно и интересно. Допустим, гг идёт по деревне и замечает торговца, что чинит свою повозку. Он решает спросить у него информацию, но торговец, погруженный в ремонт колеса, лишь нервно посылает гг куда подальше за 15 волчьими шкурами. Тут у гг 2 пути: либо ткнуть торгаша носом в свои эполеты и велеть отвечать всё по форме имперскому офицеру, либо пожать этими самыми эполетами и идти добывать 15 шкур.
Добыча 15 волчьих шкур должна обернуться делом непростым. И, в итоге, когда еле живой игрок приползает к торговцу и швыряет на стол перед ним обещанное число шкур, торговец должен уронить на пол челюсть и сказать: "Ваше благородие... Да я же просто сдуру ляпнул! Не нужны мне эти шкуры. Сами подумайте, куда я их дену?" Но, из уважения к старанию и глупости игрока (либо боясь, что уставший гг в ярости разнесет ему лавку), торговец в конце расщедривается и даёт игроку какой-нить мегакрутой приз, стоящий этих 15 волчьих шкур.
Вот так вышло бы и вполне смешно, и поучительно, и выгодно, и реалистично.
5. А есть ли плюсы?
Да конечно есть! Прежде всего, надо отдать должное оригинальности задумки разработчиков. Не каждый день мы видим игру про Российскую империю начала 19 века. На вскидку я могу вспомнить только Napoleon: Total War, Holdfast: Nations at War и DLC Napoleonic Wars к Mount & Blade: Warband. Различные фанатские модификации и "Бородино: Наука побеждать" 1997 года в расчёт не беру.
Но и то - данные игры нацелены на войны России начала 19 века, а в "Отряде" мы имеем возможность увидеть мирную жизнь империи.
Также видно старание разрабов в красивом и качественном графическом оформлении моделек и проработке персонажей как внешне, так и "внутренне" как личностей. NPC, с коими игрок встретится по сюжету, имеют хотя бы немного индивидуальности, и по сюжету довольно словоохотливы - в диалоги им завезли не только лицевую анимацию и озвучку, но и даже жесты. Офицеры же разведки отличаются друг от друга не только физиономиями и цветом волос, но и гардами клинков и мастями лошадей (хотя у двоих масти лошадей перекликаются):
В целом мне также понравился дух произведения - он авантюрный, навевающий мысли о погонях и приключениях. При этом разработчикам удалось показать серьезность и опасность работы местного КГБ. Хороши также элементы ужастика в финальном задании. А то, как бежал из-под стражи местный главный возмутитель спокойствия в Благоярске, напоминает мне историю побега Пугачёва из казанской тюрьмы.
По итогу
По итогу могу сказать, что игра очень неплоха в задумке, но сыровата в реализации. Проект имеет проблемы с лором, которые стоило бы исправить и доработать, поскольку данные проблемы для игры опаснее кривых механик и багов - ошибки кода можно исправить патчами, но вот ошибки лора надо чинить уже на текущей стадии разработки. Особенное внимание разработчикам стоит обратить на поведение и речь дворян, а также определиться, является их игра произведением про Российскую империю и если нет, то какие между ними различия. Только, во имя всего святого, не называйте вы империю Славомирской!
Я бы также советовал разработчикам посмотреть советских экранизаций русской классики для получения представлений о языке и поведении русских 19 века.