«Третьего июля в 6 часов вечера был поднят якорь, паруса наполнились, и шлюп «Восток» поплыл близ бастионов средней купеческой гавани, где нам пожелали доброго пути много раз повторяемым громким восклицанием «ура», которое и у нас на борту шлюпа, как эхо, повторялось» И.М. Симонов.
Шел 1819 г., 25-летний ученый-астроном Иван Михайлович Симонов (1794-1855) отправлялся в кругосветную экспедицию под руководством Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788-1851).
И.М. Симонов – выпускник Казанского Императорского университета, астроном, профессор, ректор Казанского университета. 1 июля 2019 г. празднует 225 лет со дня своего рождения. В мировую историю Иван Михайлович вошел как единственный ученый кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., результатом которой стало открытие нового материка – Антарктиды. Будучи научным руководителем экспедиции, И.М. Симонов занимался не только астрономией, но и метеорологией, гидрологией, магнитными измерениями, ботаникой, этнографией, зоологией и многим другим. Уровень, разнообразие, точность и глубина его исследований и по сей день восхищают знатоков. Его вклад в успех экспедиции был велик. В плавании Симоновым была разработана более удачная формула для вычисления истинных лунных расстояний, которой еще долго пользовались моряки всего мира, а также сконструировано несколько новых оптических приборов, собраны коллекции всевозможных редкостей для университетских кабинетов (музеев). 2019 год в Казанском Федеральном университета назван годом И.М. Симонова.
Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюп «Мирный» и шлюп «Восток». Шлюп – это военное трёхмачтовое судно XVIII–XIX вв. с прямыми парусами на передних мачтах и косыми – на задней (бизань) мачте. Оно выполняло разведывательную, дозорную или посыльную службу.
30 июня 1819 г. воспитанник Казанского университета поднялся на борт 28-пушечного шлюпа «Восток». Его спроектировал полковник В.Ф. Стоке. Корабль строили на Охтенской верфи Санкт-Петербурга. Заложили 31 января 1817 г., спустили на воду – 4 августа 1818 г. Водоизмещение его составляло 900 т, длина - 39,6 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,8 м, максимальная скорость – 10 узлов (сегодня 1 узел равен 1 морской миле или 1852 метрам), экипаж — 117 человек. На вооружении состояло 16 пушек 136-мм калибра и 12 карронад (гладкоствольное корабельное орудие) 120-мм калибра. Шлюп прослужил 10 лет и в 1828 г. в Кронштадте был разобран. Именем шлюпа назван берег в Антарктиде и остов в Полинезии.
«На нашем судне было три мачты: середняя, называемая ГРОТ-МАЧТА, передняя-ФОК-МАЧТА, задняя — БИЗАНЬ. Пространство верхнего пола на шлюпе, называемого ВЕРХНИМ ДЕКОМ или ПАЛУБОЙ, разделяется на три части: место от кормы до задней мачты называется ЮТ, от задней мачты до большой – ШКАНЦЫ, от большой до передней — ШКАФУТ, а от передней мачты до окончания корабельного носа-БАК. Комнаты, в которых живут капитаны и офицеры, назывались КАЮТЫ. В отделении капитана, близ самой кормы, есть большая зала, она называется ГАЛЛЕРЕЕЮ; а средняя общая зала, в которой обедают офицеры, называется КАЮТ-КОМПАНИЯ. Всякая лестница, ведущая сверху вниз, с наружности корабля или внутри, именуется ТРАП». «Самое важное место на военном корабле есть шканцы (между задней и середней мачты): здесь отдаются все приказания капитана, здесь офицеры не могут быть не в форме» - писал в своих заметках И.М. Симонов.
Модель шлюпа «Восток» как символ подвига российских моряков, которым довелось длительное время плавать в антарктических морях на таких небольших парусных кораблях, пробиваться к берегам ледовитого континента, занимает достойное место в экспозиции Музея истории Казанского университета. Модель выполнена в масштабе 1:100, она была подарена Центральным военно-морским музеем Санкт-Петербурга в преддверии 200-летнего юбилея университета и передана в музей контр-адмиралом в отставке Кириллом Тулиным. Корпус модели выполнен из дерева, палуба и надстройка: дерево, металл. Особенности модели: подводная часть обшита листами медной обшивки. Реконструкция выполнена А. Ларионовым, Войшвило; судомоделистами Ф. Платоновым и А. Рубежовым.
Путешествие вокруг света продлилось 751 день. Молодого ученого увлек непривычный для него порядок жизни. Незнакомые еще лица, костюмы, дела и заботы, особый морской язык – все это вызывало у Ивана Михайловича живой интерес. Он составлял подробные отчеты не только научного характера, но и описывал все то новое, что встречалось ему в путешествии.
Экспедиция шла из Санкт-Петербурга. «Проходя близ Кроншлотской (прим. — ныне Кронштадт ) крепости, мы салютовали ей 7 пушечными выстрелами, с крепости отвечали нам тем же числом выстрелов. Так военные корабли разговаривают между собою и с крепостями (морские и береговые твердыни): для изъявления своей горести при прощании и радости при свидании обыкновенно употребляют язык громов. Но у них есть и другое наречие — язык сигнальных флагов, посредством которого весть о нашем отплытии мгновенно передана была в Петергоф государю и в Санкт-Петербург – морскому министру…». Далее корабли двигались через Копенгаген по Северному морю в Портсмут, а затем в Лондон и наконец, оттуда отбыли в воды Атлантического океана.
С давних времен в среде мореходцев было принято устраивать торжества в честь пересечения экватора. «Морская вода не жалелась и разливалась повсюду и на всех из ведер, леек и часто с помощью корабельных пожарных труб, - рассказывает о морских традициях Иван Симонов. – От этого обряда избавлялись только бывшие на экваторе и щадились офицеры; пассажиры могли откупиться вином, водкой и деньгами». «…На шлюпе «Восток» из древнего обычая праздновать переход через экватор удержан был только обряд омовения, и так как между нами один только капитан Беллинсгаузен прежде был на экваторе, то он и познакомил офицеров и всех чиновников шлюпа с водою Южного полушария, вспрыснув ею всякого из нас. Командир шлюпа, над коим вместе с нами совершен был этот обряд, исполнил то же над командою, с той только разницею, что вместо капель вылита была полная кружка морской воды в лицо каждому матросу, чему всякий из них с удовольствием подвергался…»
Благодаря юго-восточному пассатному ветру, установившемуся в конце перехода шлюпов Первой антарктической экспедиции через экватор, кораблям удалось к ноябрю 1819 года достичь берегов Бразилии. Симонов описывает виды на Рио-де-Жанейро: «Вот рисуются передо мной горы и город; зеленые холмы, покрытые деревьями тропической природы, окидывают город, который, как изящная лепная работа, вставлен в эту великолепную раму; там на высотах каждая вершина гор украшена монастырем с церквами и колокольнями или загородным домом с садом и беседками, или военным укреплением со своими грозными орудиями». Эти берега были последним пристанищем перед отправкой в воды Южного океана.
С приближением к Южному полюсу климат и животный мир менялись. Наконец, 1 января 1820 года «когда мы взошли на шканцы, то увидели, что шлюп «Восток» окружен плавающими льдинами в близком расстоянии и густым туманом. Рев волн, дробящихся о ледяные массы, сливался с пронзительным криком пингвинов. В 8 часов утра к этим диким звукам присоединился грохот пушек, подававших со шлюпа «Восток» туманный сигнал «Мирному», с тем, чтобы он показал своё место такими же выстрелами…».
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону