Как-то на консультации к экзамену в Литературный институт кто-то из абитуриентов спросил: «А нужно ли мне поступать в Литературный институт или может просто курсы окончить?»
Преподаватель ответил, что если вообще такой вопрос возникает – то вам не сюда.
В моем случае сомнений никаких не было, и я расскажу, почему.
Но сначала посмотрим на мнение авторитетных людей в сфере писательского мастерства.
Стивен Кинг в книге «Как писать книги» пишет, что:
Писательские курсы или семинары нужны вам не больше, чем та или иная книга о мастерстве писателя. Фолкнер изучил свое искусство, работая в почтовой конторе Оксфорда, штат Миссисипи. Другие писатели овладели профессией, служа на флоте, работая на сталепрокатных заводах или околачиваясь в американских гостиницах. Я освоил самую ценную (и коммерческую) часть профессии, зарабатывая на жизнь стиркой простыней из мотелей и ресторанных скатертей в прачечной «Нью-Франклин» в Бангоре.
Лучше всего учиться много читая и много работая, а самые ценные уроки - те, которые вы преподаете себе сами. Эти уроки чаще всего происходят при закрытой двери вашего кабинета. Обсуждения на писательских семинарах могут стимулировать интеллект и доставлять удовольствие, но часто они уводят в сторону от настоящей работы писателя.
Тем не менее, он закончил два курса по писательскому мастерству и говорит, что не зря. Потому что встретил там свою будущую жену.
Элизабет Гилберт, автор знаменитого бестселлера «Ешь, молись, люби» не имеет ученых степеней в области литературного мастерства. Она закончила бакалавриат по специальности «Политология». Ее главные соображения по поводу необходимости специального образования сводятся к тому, что если у вас есть, чем его оплачивать – на здоровье, учитесь. Если нет – то непосильные долги убьют ваше вдохновение творить.
Теперь посмотрим на российских писателей.
Виктор Пелевин начинал учиться в Литературном институте. В 1991 году его отчислили «как утратившего связь с ВУЗом». Сам Пелевин говорил, что Литературный институт ему ничего не дал.
Первое образование Гюзель Яхиной – факультет иностранных языков Казанского пединститута. В 2015 году она окончила сценарный факультет Московской школы кино. Изначально главы ее романа «Зулейха открывает глаза» создавались в качестве тренировочной работы для школы. Впоследствии роман завоевал несколько литературных премий.
Думаю, что на этом с примерами мы закончим.
Теперь скажу о себе. Для меня учеба в Литературном институте – это второе высшее образование. Первое, экономическое, было выбрано по расчету, а второе – по любви. Этим все и сказано.
Что же касается вопроса, кто мне не дает писать без дополнительного, причем довольно сложного по временным затратам образования, отвечу, что Литературный институт – это не только про профессию.
- Это особая атмосфера сотворчества.
- Это качественное гуманитарное образование (одна история России чего стоит).
- Это разговоры с преподавателями и студентами «по душам».
- Это огромное количество прочитанных книг.
- Это когда ты учишься на дистанционке и катаешь коляску по двору, а в ушах у тебя обворожительный голос рассказывает, что диктовал своему секретарю Гете или что такое русская мечта по Державину.
- Это свой мир. И здесь каждый решает сам, хочет ли он в него попасть.
А ваши любимые писатели учились специально литературному мастерству?
#литературноемастерство #мамаслитературнымуклоном #литературныйинститут #профессиияписатель