К началу 1880-х гг. император Александр II был убит народниками. С учетом обстоятельств, предшествовавших воцарению его преемника – Александра III - неудивительно, что это был период весьма жесткого подавления радикального вольнодумства. Вместе с тем, в промышленном плане Россия старалась не отставать от мировых тенденций, что влекло за собой и экономический рост, и рост уровня потребления, следовательно, предполагало большую свободу взглядов.
На фоне консервативных идей, пробуждались и религиозно-мистические стремления. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) так писал об атмосфере тех лет: «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Надолго ли, не знаю… Чувствовалось, что это новое веяние - нового царствования, что во всем этом… веет дух К. П. Победоносцева».
К. П. Победоносцев (1827-1907 гг.), назначенный в 1880 году обер-прокурором Синода, действительно, был главным идеологом и вдохновителем новой охранительной политики правительства. Не только в церковных, но в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства. Талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические и исторические темы. Победоносцев близко к сердцу принимал церковные дела. Церковь для него – это, прежде всего, «живое всенародное учреждение».
В те годы еще ярки были труды и идеи догматических богословов – иеромонаха Парфения, митрополита Макария, архимандрита Сильвестра, архимандрита Антония (Амфитеатрова). Но были и крайне распространены и популярны идеи философа, мистика, поэта Владимира Соловьева, чуть позже - богослова и христианского экзистенциалиста Николая Бердяева, священника, философа, экономиста Сергея Булгакова.
При этом, не стоит забывать, что Серебряный век - это время и Ульянова-Ленина, и Николая II, и Григория Распутина, и «старцев», и спиритуалистов. И натурфилософа Владимира Вернадского, и ученого, инженера и священника Павла Флоренского. В общем, насколько эклектично было то время само по себе, настолько же разнообразными и порой противоречащими самим себе были и духовные искания тех лет.
Архимандрит Антоний первым в русской богословской науке дал научное определение догмата и догматического богословия, сформулировал предмет и метод православной догматики, указал основные источники и руководства для нее. Антоний выделил основные элементы, ставшие в основу догмата у последующих богословов. В трудах Антония выясняются две составные догматического богословия: учение о Триедином Боге и учение о Божием домостроительстве.
Другой влиятельный духовный мыслитель XIX в. - митрополит Макарий, который был одним из наиболее разносторонних духовных писателей-богословов и историков Церкви, оставившим множество трудов. В его многократно переизданной и переведенной на европейские языки «Догматике» собран большой библейский и патристический материал.
Итак, в описываемый период в обществе был ощутим повышенный интерес к догматическому русскому православию. На фоне сложной социальной обстановки, словно в предчувствии грядущих катастроф, в целом возросла общая потребность народа России в духовном осмыслении или переосмыслении происходящего. Но, подобно общей эклектичности периода Серебряного века, с ее порой противоречащими одно другому художественными идеями и течениями, те же самые «разброд и шатания» можно было наблюдать и в духовной сфере. Наряду с увлечением, с одной стороны, идеями православного богословия, происходило и обращение к исконно русскому фольклору, мифологии. И, вместе со всем этим, значительная часть общества обратилась к древним духовным практикам, пришедшим с Востока или Запада. Когда эта культура стала проникать на Запад, обнаружилось, что в ней заложены ценности, изучение которых встало на рельсы в англо-саксонском научном стиле. На территории нашей страны тогда уже был буддизм, но только когда он стал известен Западу, в России его стали именно изучать, сопоставлять с христианством, отбирая что-то полезное уже в контексте существующего православия.
Так образовались кружки, проповедовавшие идеи, связанные с буддизмом, называющиеся теософскими. Что было дальше? Читайте в продолжении.