Найти тему
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Седьмая чаша» Кристофера Джона Сэнсома: в омуте политики и безумия

Оглавление

Порой некоторые книги вводят меня в странный эмоциональный ступор: не могу подобрать слова, чтобы выразить своё отношение к ним. Среди романов из цикла «Мэтью Шардлейк» Кристофера Джона Сэнсома такое чувство я испытала с «Седьмой чашей». В голове воцарился хаос, а ограничиваться в отзыве скупой фразой — «классный детектив про маньяка», не хотелось, ведь истинный моховик всего происходящего на страницах произведения — это история. Из тупика мне помогла выйти статья писателя Константина Образцова о культуре, где говорилось следующее:

«На ценности, что определяют бытие человека и общества нельзя влиять подкупом и насилием. В прошлом и настоящем есть достаточно примеров, когда ценности культуры и культа оказывались для человека важнее не только благополучия, но и жизни, причём и своей, и чужой. Например, результатами Реформации стали Варфоломеевская ночь, гугенотские войны во Франции, Английская революция и, наконец, опустошительная Тридцатилетняя война, унёсшая жизни трети жителей Европы. Последствия самого драматического в истории религиозного раскола ощущались афтершоками локальных конфликтов и войн ещё сотни лет».

В первых трёх книгах цикла «Мэтью Шардлейк» автор ярко показал внешние аспекты последствий Реформации, которые практически сразу обрушились на Великобританию: политические, экономические и социальные. О влиянии на мировоззрение людей читатель до сих пор мог судить, лишь наблюдая за метаниями главного героя, который практически утратил веру, но остался в рамках морали, диктуемой совестью. Роман «Седьмая чаша» срывает, наконец, завесу и над духовной стороной мощнейшего религиозно-политического движения XVI века, что обрекло на гибель миллионы людей.

Роман британского писателя Кристофера Джона Сэнсома «Седьмая чаша» (англ. «Revelation»): цикл «Мэтью Шардлейк» (англ. «Matthew Shardlake») — книга №4; жанры — исторический детектив, драма; объём произведения — 47 глав (включая эпилог); дата первой публикации — 2008 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Роман британского писателя Кристофера Джона Сэнсома «Седьмая чаша» (англ. «Revelation»): цикл «Мэтью Шардлейк» (англ. «Matthew Shardlake») — книга №4; жанры — исторический детектив, драма; объём произведения — 47 глав (включая эпилог); дата первой публикации — 2008 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Сюжет романа «Седьмая чаша» Кристофера Джона Сэнсома

К весне 1543 года невнятная политика Генриха VIII, который на старости лет вновь потянулся к традиционному католицизму, привела к новому витку борьбы между реформаторами под управлением То́маса Кра́нмера, и папистами во главе с Э́дмундом Бо́ннером. В каждом лагере шёл фанатичный поиск врагов, распалялась ненависть и злоба, множились людские страдания, на городских улицах росли толпы нищих, а безумные проповедники пророчили очередной Конец Света. Те же, кто сохранил крепость ума, в большинстве своём испытывали горькое разочарование, потому что великая идея о новом христианском братстве окончательно рухнула с постамента истории.

После йоркских событий жизнь Мэ́тью Ша́рдлейка сильно изменилась. Полтора года назад архиепископ Кранмер назначил его барристером высшего ранга Суда прошений, где он теперь с большим удовольствием защищал интересы бедняков. Правда, ныне адвокату выпало крайне запутанное дело семнадцатилетнего А́дама Ка́йта, которого по приказу Тайного совета упрятали в Бедлам. Связываться с этой «конторой» — значит снова ступить в опасное политическое болото, чего Мэтью делать категорически не хотелось. С другой стороны — по документам мальчику вменялось «поношение истинной веры в припадке безумия», хотя он даже не был обследован врачом. Налицо нарушение правил, а значит, Шардлейк не мог закрыть глаза на подобный произвол. Чтобы обезопасить себя от возможных нападок представителей высшей власти, он решает действовать крайне осторожно и исключительно в рамках закона. Но судьба вновь преподносит ему жестокий «сюрприз».

В ночь накануне Светлого Христова Воскресения кто-то зверски убивает близкого друга Шардлейка — адвоката Ро́джера Эллиа́рда, показательно бросив тело несчастного в фонтан напротив собственного дома. Место преступления, которое Мэтью довелось увидеть в числе первых по пути на работу в Линкольнс-Инн, выглядело, словно чудовищная иллюстрация к Апокалипсису. Отойдя от шока, Мэтью вместе с помощником Дже́ком Ба́раком бросается на поиск улик: осматривает близлежащую территорию, договаривается с врачом Га́ем Ма́лтоном о вскрытии трупа. Однако из-за Пасхи официальное расследование началось только спустя четыре дня, а во время слушания по делу убийства заместитель королевского коронера Гре́гори Ха́рснет его и вовсе прикрывает «из-за отсутствия подозреваемого». Такой поворот событий выводит Мэтью Шардлейка из себя настолько, что в ярости он бросается к Харснету и узнаёт неприятный для себя факт: у дела имеются политические мотивы, потому дальше оно будет вестись в закрытом формате по распоряжению Томаса Кранмера и лорда Э́дварда Ха́ртфорда. Однако архиепископ не против, если мастер Шардлейк к ним присоединится.

Посчитав для себя долгом чести лично найти и покарать убийцу друга, Мэтью даёт согласие на участие в расследовании, засекреченном даже от короля. Дело в том, что смерть Эллиарда стала третьей в цепочке кровавых преступлений таинственного безумца и есть подозрение, что опасность угрожает Кэ́трин Па́рр, сватовством к которой сейчас занят Генрих Тюдор. Если люди Кранмера не смогут остановить душегуба — печальный конец ждёт всех причастных к этому делу, а епископ Боннер получит долгожданную возможность очистить страну от «отступников» истинной веры. Но как поймать того, кто, по мнению Грегори Харснета, одержим дьяволом, и ловко ускользает подобно тени? Мэтью Шардлейк с помощью Гая Малтона погружается в изучение болезненных одержимостей прошлого, и скоро обнаруживает чудовищную закономерность творимого убийцей — каждое новое преступление является воплощением пророчества о семи чашах гнева Божьего из Книги Откровения святого Иоанна Богослова.

Особенность и темы романа «Седьмая чаша» Кристофера Джона Сэнсома

Погружение в сюжет происходит плавно. Кристофер Джон Сэнсом преподносит читателю массу увлекательных деталей: от празднования Нового года в марте, которое в 1543 году практически совпало с Великой Пасхой, до бытовых мелочей, коими сопровождалась жизнь адвокатов Линкольнс-Инн. Через главного героя автор знакомит с работой Суда прошений, задачами его барристеров и теми проблемами, с которыми простой народ обращался за юридической помощью. Информация подаётся интересно, но при этом создаётся ложное ощущение, что описываемое не имеет отношения к последующей череде убийств. Однако ничего случайного в сюжете нет.

В книге «Седьмая чаша» Кристофер Джон Сэнсом традиционно подбрасывает Мэтью Шардлейку два детективных дела. Первое — Адама Кайта, ставшего жертвой «Синдрома грешника», благодаря стараниям приходского священника Сэ́мюэля Ми́фона. Второе — с серийным маньяком. Как только оно появляется на страницах книги, то сразу перетягивает на себя всё внимание. И не мудрено. Хотя преступники с подобным искажённым сознанием существовали всегда, но обязательной составляющей детективного жанра стали только в XXI веке и произведений в историческом контексте о них сегодня не так много. Кроме того, распаляет воображение вопрос: как Мэтью Шардлейк без привычных современным криминалистам средств найдёт этого человека в кишащем людьми Лондоне, да и ещё и в короткие сроки? Кристофер Джон Сэнсом вновь показал себя выдающимся мастером пера, не только «воплотив» руками убийцы все семь чаш гнева Божия, излитых Ангелами на Землю, но и реальную возможность поимки такого преступника. Я поверила.

Несмотря на лихо закрученную детективную линию, должна сказать, что меня больше всего впечатлил другой пласт истории — та среда, которая породила и запуганного собственной греховностью Адама Кайта, и убийцу, пожелавшего приблизить Апокалипсис, и Короля Стульчака из Бедлама, да и самого Мэтью, чьё «неверие достигло отрицания Бога». Нравственно-идеологический костёр XVI века из межконфессиональной войны, доктринальных противоречий внутри лондонских приходов, подпольного сектантства, дворцовых интриг и страхов собрал такую обильную человеческую жатву, что его вполне можно назвать духовным Концом Света на отдельно взятой территории. Именно об этом и говорит Мэтью Шардлейк, констатируя происходящее в стране: «Англия пожирает собственных детей». Тема религиозного радикализма исследуется автором подробно и с разных сторон — от одержимости через призму психологии до проблемы толкования Библии. Своими выводами он делится через Гая Малтона:

«Сколько бы несправедливостей ни натворила католическая церковь, она всегда верила в свободу воли, что люди своими действиями и верой могут выбрать собственный путь к Богу. Новый протестантский радикализм подобного не допускает, предоставляя человеку лишь две возможности: либо он будет спасён, либо проклят… Мы все оказались между молотом и наковальней в жестоком конфликте двух религий. Это доводит людей до крайности, заставляет их высокомерно полагать, что только они в состоянии разгадать многочисленные тайны Писания, а то и помыслы самого Всевышнего. Такие люди неспособны понять даже самих себя, поскольку путают собственную потребность в уверенности или власти с гласом Божьим, который якобы обращается к ним. Я удивляюсь тому, что на этой почве не свихнулось ещё больше людей».

И всё же Мэтью Шардлейк, прошедший путь от «человека истинной веры» до «сомневающегося лаодикийца», упорно продолжает бороться за справедливость в этом «сумасшедшем и жестоком мире». Его характер в «Седьмой чаше» не претерпевает изменения. А вот на героях второго плана мне хотелось бы чуть-чуть остановиться. Гай Малтон, принятый, наконец, в корпорацию врачей, начинает практиковать. Именно благодаря его интересу к психическим расстройствам, нестандартным подходам в медицине и прогрессивным методам лечения, главный герой остаётся в живых и получает неоценимую помощь в расследовании. Однако страстное желание Гая иметь ученика, которому он мог бы передать свои знания и навыки, сталкивает его с непростым юношей и приводит к личной драме. Джек Барак — верный помощник Мэтью Шардлейка, переживает серьёзную семейную трагедию, грозящую положить конец его любви с Та́мазин Ри́дбурн. Подобное погружение в судьбы простых людей придаёт дополнительный объём масштабной картине тюдоровской эпохи.

Рекомендации к чтению

Роман «Седьмая чаша» Кристофера Джона Сэнсома увлекательный, яркий и динамичный, если судить по детективной составляющей. В то же время он богат на исторические детали, дышит атмосферой Великобритании XVI века. Основной упор в расследовании автор делает на сбор данных и анализ поведения преступника, в книге нет смакования описаний жертв и мерзких подробностей (чем часто грешат современные детективы о маньяках с бэкграундом религиозного фанатизма). Герои действуют адекватно: упускают из виду много важного, получают ранения, допускают промахи, порой даже пляшут под дудку убийцы. Потому история выглядит правдоподобно и всем любителям добротных детективов, однозначно, придётся по душе.

Оценка: 5/5

Интересное по теме

Книжные подборки

Дзен | Телеграм | ВКонтакте | Поддержать канал