Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Как рында стала церковным колоколом

Загадка колоколов Николо-Софийского храма Бобруйска.

В звоннице небольшой колокольни Николо-Софийского храма в Белорусском городе Бобруйск находятся пять колоколов: один большой, два средних и два маленьких – они особой ценности не имеют. На большом нет никаких опознавательных знаков, а вот средние представляют немалый интерес. На одном из них, на внешней стороне, можно увидеть надпись «Гордый, 1959». Как известно, такую надпись делают на рындах – корабельных колоколах. Что же это значит?

Удалось установить, что такое название носил эскадренный миноносец «Гордый», построенный для советского Военно-морского флота в конце пятидесятых годов в Комсомольске-на-Амуре на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола. Позднее корабль был переклассифицирован в большой ракетный (1966 г., БРК), потом – большой противолодочный корабль (1975 г., БПК).

Его рождение совпало с началом острого противостояния СССР и США, пиком которого стал Карибский кризис 1962 года. Человечество никогда еще не было так близко к началу мировой катастрофы – полному уничтожению.

В 1967 году большой ракетный корабль «Гордый» один противостоял американской эскадре во главе с авианосцем «Энтерпрайс», которая зашла в советские территориальные воды. И только с появлением советских истребителей американская эскадра ушла в нейтральные воды. Это лишь один эпизод с биографии миноносца. А сколько всего было! Участие в боевых учениях, боевые службы… и всегда одно имя, идущее впереди – «Гордый», новейший эсминец с наимощнейшим ракетным вооружением.

Свой славный путь корабль прошел в составе Тихоокеанского флота. Более 25 лет на его флагштоке ветер полоскал сине-белое полотнище – военно-морской флаг СССР. «Гордый» бывал в водах Тихого и Индийского океанов, в разных морях и проливах, оставив за кормой тысячи и тысячи пройденных миль… Экипаж военного корабля верно и преданно служил своей Родине.

В июле-августе 1987 года эскадренный миноносец был исключен из боевого состава ВМФ, разоружен и демонтирован. Впоследствии корпус корабля использовали в качестве судна-мишени и затопили в Беринговом море у побережья Камчатки при проведении ракетных стрельб.

Так закончил свой путь боевой корабль с гордым названием «Гордый».

Но вернемся к нашему колоколу. На его внутренней стороне обнаружены несколько полустертых букв и цифр, значение которых пока непонятны. Однако удалось прочитать надпись «з-д ЛК» (в овальном обрамлении). Можно предположить, что это клеймо Судостроительного завода имени Ленинского комсомола, со стапелей которого и был спущен на воду эсминец «Гордый».

Не менее интересна и история другого храмового колокола с надписью. Лишь одно слово – «Самгина». А за ним…

Известная династия Самгиных берет свое начало с конца XVIII века. В 1783 году Николай Афанасьевич Самгин основывает в Москве небольшой колокололитейный завод. В 1813-м на предприятии работали 55 мастеров и рабочих, действовали две плавильные печи. По тому времени это было крупное промышленное заведение.

Начинали с отливки малых и средних колоколов, а когда пришли мастерство и известность, взялись за большие.

После Отечественной войны 1812 года Москва была разграблена и сожжена. Первым, за что взялись москвичи, было восстановление храмов и монастырей, а они оживают только под колокольный звон…

К концу ХIХ века только в Москве почти в семидесяти монастырях и приходских храмах звонили колокола, отлитые на этом заводе. Набор из двадцати колоколов для Юрьева монастыря под Новгородом; колокола в храме и часовне на месте крушения царского поезда под Харьковом (1888 г.) и т.д...

Заказы поступали со всего света. В Австрии, Болгарии, Германии, Турции, православных храмах Европы, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Африке и Америке – всюду, где ценили чистый звук и удивительную мелодичность, можно было услышать колокола завода Самгиных.

Архимандрит Филарет, будущий митрополит Московский, благодарил владельца завода: «Милостивый Государь Николай Афанасьевич! … долгом справедливости поставляю именем обители возблагодарить Вас, государь мой, как вообще за дело искусства, так и в особенности за дело христианского благорасположения, …с признательностью будут воспоминать Ваше усердие и, воспоминая, молить Господа о ниспослании свыше на Вас и дом Ваш и дела Ваши благословения временного и вечного. Апреля 26-го дня 1817 года».

Самгины регулярно участвовали в разных выставках. В перечне их заслуженных наград есть самые престижные: золотые – Всероссийской промышленной художественной выставки и выставки в Париже; серебряные – в Лондоне и Неаполе; бронзовая – в Чикаго. В 1896 году Самгины получили право изображать на своих колоколах герб Российского государства.

По всей России также звучали колокола Самгиных – и в маленьких деревенских церквях, и в соборах монастырей, и в городских храмах.

И что удивительно: продолжают свое служение на приходе Николо-Софийского храма колокол с легендарного корабля «Гордый» и не менее именитый – колокол известной династии Самгиных. В колокольный перезвон вливаются и звуки их голосов… Каким образом колокола попали на звонницу храма? Это остается неразгаданной загадкой…

Публикация сайта Бобруйской епархии