8 лет назад по архивным снимкам специалисты музея военной техники «Боевая слава Урала» построили полномасштабный макет станции Узловая. Частью железнодорожной экспозиции стали легендарные сталинские паровозы, которые в буквальном смысле эвакуировали из уральской тундры.
Железнодорожную экспозицию музея военной техники УГМК расположили на участке в 2 гектара. На пяти путях здесь восстановили станцию города Ревда Свердловской области — такой, какой она была в годы Великой Отечественной войны. Строили ее по архивным снимкам.
Станция Узловая в музее «Боевая слава Урала»
На пышминской Узловой собрали макеты главных станционных построек того времени: водонапорной башни, крана для загрузки угля, колонки для воды…
Но главное здесь, конечно же, — это техника.
На пяти путях стоят пять составов.
С одного из них отправляются санитарные вагоны. Тянет их паровоз серии Еа. Этот локомотив доставили в Верхнюю Пышму из Уссурийска. Его цепляли к товарным составам и 7 тыс. километров везли к музею по рельсам.
На втором пути — состав с заводской техникой, которую эвакуировали на Урал из прифронтовых городов.
На одной из платформ стоит так называемый локомобиль, предназначенный для выработки электричества в полевых условиях. Локомотив для этого состава нашли на кладбище поездов, о котором мы уже рассказывали.
Центр экспозиции — тяжелый бронепоезд с настоящим сталинским паровозом Ов (в народе — «овечка»), закованным в листы брони. Всего таких Ов в экспозиции два. И оба специалисты УГМК эвакуировали сюда из уральской тундры.
Как сталинский паровоз из тундры в Пышму доставляли
Работники «Уралэлектромеди» провели три масштабные экспедиции к труднодоступному участку печально известной «Мертвой дороги», которую на севере Урала строили узники ГУЛАГа. О том, чего стоило спасти локомотивы из тундры, рассказываем на примере одного из них.
Александр Емельянов, заместитель директора Музея военной техники УГМК:
— «Черный паровоз» — это локомотив, который тянул бронепоезд на дальние расстояния, доставлял его на огневую позицию. Его использовали для того, чтобы не перегружать основной паровоз, так как машина, тянущая за собой закованный в броню состав, работает на пределах своих возможностей.
Как минимум на 90% сталинский ОВ собран из родных деталей, рассказывает Александр Емельянов. В тундре он лишь проржавел и лишился некоторых небольших частей. К примеру, реставраторам заново пришлось собирать прожектор, созданный по американским чертежам. Но ходовая часть сохранилась. И теоретически локомотив можно поставить на ход.
Александр Емельянов:
— Эксперты говорят, что он может пережить до 40 капитальных ремонтов. И паровозы девятнадцатого века, например, в Великую Отечественную войну работали.
Четвертый путь занимает эшелон артиллеристов
А на пятом — еще один Ов во главе ремонтного состава.
Почти два года строящуюся станцию прятали за высоким забором, чтобы потом на долгие годы открыть для всех желающих. Съездите, посмотрите. Не пожалеете.