Найти в Дзене
66.RU

Как из уральской тундры эвакуировали сталинские локомотивы. Экспонаты железнодорожной станции времен ВОВ в Верхней Пышме

Оглавление

8 лет назад по архивным снимкам специалисты музея военной техники «Боевая слава Урала» построили полномасштабный макет станции Узловая. Частью железнодорожной экспозиции стали легендарные сталинские паровозы, которые в буквальном смысле эвакуировали из уральской тундры.

Железнодорожную экспозицию музея военной техники УГМК расположили на участке в 2 гектара. На пяти путях здесь восстановили станцию города Ревда Свердловской области — такой, какой она была в годы Великой Отечественной войны. Строили ее по архивным снимкам.

Станция Узловая в музее «Боевая слава Урала»

-2

На пышминской Узловой собрали макеты главных станционных построек того времени: водонапорной башни, крана для загрузки угля, колонки для воды…

-3
-4
-5

Но главное здесь, конечно же, — это техника.

-6
-7
-8

На пяти путях стоят пять составов.

С одного из них отправляются санитарные вагоны. Тянет их паровоз серии Еа. Этот локомотив доставили в Верхнюю Пышму из Уссурийска. Его цепляли к товарным составам и 7 тыс. километров везли к музею по рельсам.

-9
-10
-11
-12
-13
-14

На втором пути — состав с заводской техникой, которую эвакуировали на Урал из прифронтовых городов.

-15

На одной из платформ стоит так называемый локомобиль, предназначенный для выработки электричества в полевых условиях. Локомотив для этого состава нашли на кладбище поездов, о котором мы уже рассказывали.

-16
-17
-18
-19

Центр экспозиции — тяжелый бронепоезд с настоящим сталинским паровозом Ов (в народе — «овечка»), закованным в листы брони. Всего таких Ов в экспозиции два. И оба специалисты УГМК эвакуировали сюда из уральской тундры.

-20

Как сталинский паровоз из тундры в Пышму доставляли

-21

Работники «Уралэлектромеди» провели три масштабные экспедиции к труднодоступному участку печально известной «Мертвой дороги», которую на севере Урала строили узники ГУЛАГа. О том, чего стоило спасти локомотивы из тундры, рассказываем на примере одного из них.

Александр Емельянов, заместитель директора Музея военной техники УГМК:

— «Черный паровоз» — это локомотив, который тянул бронепоезд на дальние расстояния, доставлял его на огневую позицию. Его использовали для того, чтобы не перегружать основной паровоз, так как машина, тянущая за собой закованный в броню состав, работает на пределах своих возможностей.
Первое время «черный паровоз» стоял весь красный. Его покрыли грунтовкой, которая не дает металлу ржаветь. Слой черной краски нанесли сверху позже.
Первое время «черный паровоз» стоял весь красный. Его покрыли грунтовкой, которая не дает металлу ржаветь. Слой черной краски нанесли сверху позже.
Этот локомотив, напомним, гнил в тундре с пятидесятых годов прошлого века. На Ямале после кончины Сталина его бросили строители так называемой дороги смерти (по проекту, должна была растянуться от Салехарда до Игарки). И так бы и сгинул он на кромке полярного круга, если бы в два захода локомотив не разобрали и не вытащили оттуда грузовыми вертолетами.
Этот локомотив, напомним, гнил в тундре с пятидесятых годов прошлого века. На Ямале после кончины Сталина его бросили строители так называемой дороги смерти (по проекту, должна была растянуться от Салехарда до Игарки). И так бы и сгинул он на кромке полярного круга, если бы в два захода локомотив не разобрали и не вытащили оттуда грузовыми вертолетами.
Вот таким ОВ нашли в тундре.
Вот таким ОВ нашли в тундре.
В разобранном виде он приехал в Пышму.
В разобранном виде он приехал в Пышму.
-26
А вот так он выглядел до нанесения черной краски.
А вот так он выглядел до нанесения черной краски.

Как минимум на 90% сталинский ОВ собран из родных деталей, рассказывает Александр Емельянов. В тундре он лишь проржавел и лишился некоторых небольших частей. К примеру, реставраторам заново пришлось собирать прожектор, созданный по американским чертежам. Но ходовая часть сохранилась. И теоретически локомотив можно поставить на ход.

Александр Емельянов:

— Эксперты говорят, что он может пережить до 40 капитальных ремонтов. И паровозы девятнадцатого века, например, в Великую Отечественную войну работали.

Четвертый путь занимает эшелон артиллеристов

-28
-29

А на пятом — еще один Ов во главе ремонтного состава.

-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37

Почти два года строящуюся станцию прятали за высоким забором, чтобы потом на долгие годы открыть для всех желающих. Съездите, посмотрите. Не пожалеете.