Это кредо ансамбля «Березка», пригодится тем, кто маниакально беспокоится о своих формах и упускает важное – умение двигаться. В «Березке» это было и остается главным принципом отбора в состав труппы. История коллектива неразрывно связана с биографией Миры Михайловны Кольцовой. Это небольшое эссе посвящается ей.
Мира Кольцова, которая посвятила танцевальному ансамблю всю свою жизнь, не упускала возможность напомнить про худую корову тем, кто на просмотрах уделял внимание технике исполнения, а не артистизму.
- Вам легко, - говорили ей. – Вы от рождения такая грациозная.
Мира соглашалась, добавляя:
- Если к тому, что я такая родилась, добавить годы в училище при Государственном академическом Большом театре СССР и в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского. Всего ничего, подумаешь, главное – родиться с ногами из нужного места!
Быть солисткой с 1957 по 1977, а потом возглавить коллектив – ради этого, безусловно стоило родиться. Но выдержать бешенный ритм такой жизни можно было при невероятном трудолюбии и преданности любимому делу.
Выбор
Мало кто знает, что артистки «Березки» помимо хореографических данных и внешности, должны уметь петь.
Сама Мира в свое время стояла перед выбором – куда идти учиться. Она уже танцевала в Березке, когда однажды на творческом вечере села за рояль и начала петь на французском. Ее услышал Герасимов и пригласил в ГИТИС:
- Какая из меня студентка, - смутилась Мира. – Я уже не подхожу по возрасту.
- А я вас возьму сразу на 4-ый курс.
Заманчивое предложение. Порядочность – ее второе я – говорили о Мире Кольцовой. Она не стала скрывать и обо всем рассказала своей наставнице и другу – Надеждиной, создательнице, руководителю и главному балетмейстером «Березки». Терять такую солистку – это катастрофа и Надеждина высказалась прямолинейно:
- Там и там – сцена, но это другая судьба. Тебе надо выбирать.
Видя, что Мира в нерешительности, добавила аргумент, с которым спорить было бессмысленно потому, что Надеждина – авторитет, мастер с большой буквы, каких больше нет:
- Если тебе не хватает образования, в чем я сомневаюсь, то знай – я твоя кандидатская и докторская. Ты уже магистр танца, а собралась сесть за одну парту с бездарями… не понимаю.
Больше о ГИТИСе не вспоминали.
Фотосессия
Искали модель на плакат для «Совэкспорта». Перебрали всех артисток, перетрясли балетные школы, театральные студии – красивых много, но все не то. Вспомнили про надеждинскую «Березку».
- Кого бы посоветовала? Конечно, Миру!
Кольцовой сообщили, что для нее спецзадание – позировать для съемок на плакат, который должен отражать советскую действительность, душу, одухотворенность, целеустремленность, талантливость, физическое совершенство и т.д. и т.п.
Мира стала отказываться:
- Я не подойду! Это же девушка с веслом!
- Справишься, - отрезала Надеждина. – Представь, что это сцена и играй образ. Все получится.
Назначили день. Выбрали подходящую березовую рощу, нарядили модель и начали снимать. Ничего не получается.
- Дорогая, ну что же вы, - спрашивал фотограф. – Ничего особенного не требуется, покажите, какая вы!
- Я не понимаю, что именно надо делать, - Мира уже была расстроена тем, что как она считала, подвела и фотографа и товарищей из «Совэкспорта», которые одобрили ее кандидатуру и Надеждину – это самое ужасное, что она скажет, когда увидит ее укоризненный взгляд.., что не получилось ни «худой коровы, ни газели»? Фотограф не был знаком с Мирой и не мог знать о том, что она застенчива от природы и только сцена ее преображала. А тут одни березки…
Умаялись оба.
- Хорошо, передохнем, - объявил фотограф и сел в свой раскладное креслице, собираясь попить чай из термоса. Мира подошла к березе, обняла ее и в этот миг услышала вопль:
- Стоять! Вот так стоять! Не с места!
И пошла работа. Из этой серии и был выбран тот самый снимок, который разошелся по миру миллионным тиражом.
«Остановим войну!»
Мира объездила с «Березкой» весь мир и с удовольствием рассказывала изумленным зрителям, что ансамбль, как проект, начинался с одного танца-хоровода, показанного в саду «Эрмитаж» в 1948 году. Плывущие по сцене девушки в голубых платочках, красных сарафанах с березовыми веточками в руках понравились. Даже знаменитейшие Шульженко, Миронов и Менакер, выступавшие в том же концерте, не затмили дебютанток. Надеждиной, которая все это придумала и поставила, предложили создать ансамбль. С названием заморачиваться не стали. Так родилась легендарная «Березка» - один их брендов СССР, полюбившийся во всем мире. Их упрекали, что за границей они выступают чаще, чем в СССР. Это не совсем так, просто о гастролях где-нибудь в Сибири на весь Союз сообщать было не принято. «Березку» ждали везде. И после распада СССР любовь к коллективу не угасла.
Их звали в Грузию, когда уже вовсю бушевал военный конфликт с Абхазией.
- Мы остановим военные действия! Только приезжайте!
И в Прибалтике «Березку» встречали с восторгом. Вспоминается эпизод, о котором рассказывала Мира Кольцова, когда ее спрашивали:
- Ну и как там? Кричали, долой оккупантов?
- Да вы что! На сцену прорвался мужчина, начал с того, что он коренной эстонец и хотел бы поделиться наставлением своего отца насчет женской красоты.
«…если хочешь увидеть темпераментную женщину с прекрасным голосом, поезжай в Италию. Если хочешь увидеть хорошую танцовщицу, поезжай в Испанию. Если хочешь увидеть изящную женщину, поезжай во Францию. Теперь я скажу своему сыну: если хочешь увидеть все это вместе, приходи на концерт "Березки"".
Китайцы цокали языками
Самыми эмоциональными зрителями «Березки» были испанцы и итальянцы. А также японцы, арабы и африканцы. «Березка» побывала в 70 странах мира. Китайцы, например, сначала даже не хлопали, только цокали языками. Девушки раскачали и эту публику, сейчас в Китае уже аплодируют так, что стены содрогаются, цокают языком и аплодируют и еще поют! На бис приходится выходить по 8-10 раз. Дошло до того, что в Китае стали создаваться «Березки», но с местным колоритом.
На чем они ездят!
В Ираке выступали в воинской части. Зрители в первых рядах расселись прямо на полу. Когда спросили, зачем, ответили:
- Хотим понять, на чем они там ездят.
После выступления спросили:
- Ну, и на чем?
- На ногах! - сами не верили тому, что говорили, думали, что был какой-то секрет, который так и не разгадан.
Русские, домой!
В 1977 году в Австралии их встретили пикетчики с плакатами «Русские, уезжайте домой!» В автобус бросили несколько самодельных водяных бомбочек. Некоторые лица запомнились. Вечером их уже видели на концерте, сидели в первых рядах. Сначала молча смотрели. Из-за кулис наблюдали за ними и девушек предупредили, что возможны провокации, что б не пугались. После третьего танца «провокаторы» уже вскочили и аплодировали вместе со всеми.
Русская Афродита
Ансамблю в гостинице предоставили в полное распоряжение открытый бассейн. Территория закрытая, никого посторонних. Стали купаться. Купальники были не у всех. Одна девушка решилась и все же прыгнула в полном неглиже. Но поплавать не успела – началось землетрясение. Так из бассейна и выскочила, в чем мама родила… Потом смеялись:
- Как же так, вы же советский человек и такое себе позволяете! Надо было хотя бы скатерть со стола взять!
Ботинком по лбу
На одной выступлении у танцовщицы слетел туфель и исчез в зрительном зале. По возгласу поняли, что кому-то попал в голову. Сценическая обувь у «Березки» серьезная, особенная и вес имеет, а также каблук для отбития чечетки. Танец закончился, артистка подошла к рампе и жестом попросила вернуть «туфельку». Ее просьбу уважили и через весь за по головам поплыл туфель, все кто брал его в руки, с удивлением рассматривали, не думали, что вблизи обувь этих «плывущих лебедей» выглядит так грубо. Кольцова отчитала артистку:
- Оставила бы на сувенир, а сейчас все знают, какие у нас копыта на ногах! Тайну раскрыла.
Патент
«Известно, что у «Березки» множество подражателей. Но никому еще не удалось затмить оригинал. Созданный стиль пережил и своих авторов и времена, когда его считали шедевром и когда фукали и говорили, что это устарело и никому не интересно. Фукали, фукали и плодили «Псевдоберезки», которые просто добивали репутацию ансамбля. Вместо искусства показывали на потребу невзыскательной публике пошлое подражание. Пришлось защищаться. Права «Березки» на творческий стиль, манеру и разумеется, на название, были зарегистрированы.
Стандарт красоты
У многих создается впечатление, когда смотрят выступление ансамбля, что девушки похожи друг на друга, как близнецы. Каким образом это впечатление достигается, объяснила Мира Кольцова:
«…На самом деле они абсолютно разные… Мы не заставляем их краситься в цвета "всесоюзной перекиси населения", но определенные критерии есть. Мы имеем право брать красивых женщин к себе в ансамбль, но красота — вещь относительная. На Венеру Милосскую посмотришь — и не заплачешь. Я умею сделать из некрасивой женщины красавицу... Чтобы работать в "Березке", нужны музыкальность, выразительность, хорошая фигура. Внешность — желательно славянская, потому что другая просто не подходит к нашему репертуару. Рост важен: он должен быть не меньше метра семидесяти, хотя у нас есть группа маленьких девочек — гротесковых актрис. Еще одно требование для "Березки" — умение петь, не обязательно оперные арии, но хотя бы иметь хороший слух и голос. Наши девушки танцуют и поют одновременно. У нас и мужчины все как на подбор — молодые, красивые. Так что мужей почти все наши артистки находят здесь же. Некоторым актерам мы продлеваем стаж, потому что они уникальны, никто не умеет делать того, что они…»
P.S. Мира Кольцова ушла вслед за эпохой, которая сделала ее знаменитой, 1 августа 2022 года. «Березка» - это память о них, «колдовской родник», которому не иссякнуть, пока есть потребность припасть к нему и понять что-то важное о своей стране, о предшественниках и о себе.
Использовано интервью https://www.mk.ru/editions/daily/article/2000/10/16/118027-berezkinyi-slezki.html?ysclid=li8lple1iz6440943
Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию свой новый роман "Однажды в гареме", отличный вариант провести уютный вечерок за чтением увлекательного приключенческого романа о любви, которая причина всему. Стоимость книги малюсенькая, но автору отчисления!