Найти тему
С.К.

«Худая корова еще не газель» - принцип отбора и ничего личного.

Оглавление

Это кредо ансамбля «Березка», пригодится тем, кто маниакально беспокоится о своих формах и упускает важное – умение двигаться. В «Березке» это было и остается главным принципом отбора в состав труппы. История коллектива неразрывно связана с биографией Миры Михайловны Кольцовой. Это небольшое эссе посвящается ей.

http://www.koltsov.biz/mk/4.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/4.jpg

Мира Кольцова, которая посвятила танцевальному ансамблю всю свою жизнь, не упускала возможность напомнить про худую корову тем, кто на просмотрах уделял внимание технике исполнения, а не артистизму.

- Вам легко, - говорили ей. – Вы от рождения такая грациозная.

Мира соглашалась, добавляя:

- Если к тому, что я такая родилась, добавить годы в училище при Государственном академическом Большом театре СССР и в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского. Всего ничего, подумаешь, главное – родиться с ногами из нужного места!

Быть солисткой с 1957 по 1977, а потом возглавить коллектив – ради этого, безусловно стоило родиться. Но выдержать бешенный ритм такой жизни можно было при невероятном трудолюбии и преданности любимому делу.

Выбор

Мало кто знает, что артистки «Березки» помимо хореографических данных и внешности, должны уметь петь.

Сама Мира в свое время стояла перед выбором – куда идти учиться. Она уже танцевала в Березке, когда однажды на творческом вечере села за рояль и начала петь на французском. Ее услышал Герасимов и пригласил в ГИТИС:

- Какая из меня студентка, - смутилась Мира. – Я уже не подхожу по возрасту.

- А я вас возьму сразу на 4-ый курс.

Заманчивое предложение. Порядочность – ее второе я – говорили о Мире Кольцовой. Она не стала скрывать и обо всем рассказала своей наставнице и другу – Надеждиной, создательнице, руководителю и главному балетмейстером «Березки». Терять такую солистку – это катастрофа и Надеждина высказалась прямолинейно:

- Там и там – сцена, но это другая судьба. Тебе надо выбирать.

Видя, что Мира в нерешительности, добавила аргумент, с которым спорить было бессмысленно потому, что Надеждина – авторитет, мастер с большой буквы, каких больше нет:

- Если тебе не хватает образования, в чем я сомневаюсь, то знай – я твоя кандидатская и докторская. Ты уже магистр танца, а собралась сесть за одну парту с бездарями… не понимаю.

Больше о ГИТИСе не вспоминали.

Фотосессия

Искали модель на плакат для «Совэкспорта». Перебрали всех артисток, перетрясли балетные школы, театральные студии – красивых много, но все не то. Вспомнили про надеждинскую «Березку».

- Кого бы посоветовала? Конечно, Миру!

Кольцовой сообщили, что для нее спецзадание – позировать для съемок на плакат, который должен отражать советскую действительность, душу, одухотворенность, целеустремленность, талантливость, физическое совершенство и т.д. и т.п.

Мира стала отказываться:

- Я не подойду! Это же девушка с веслом!

- Справишься, - отрезала Надеждина. – Представь, что это сцена и играй образ. Все получится.

Назначили день. Выбрали подходящую березовую рощу, нарядили модель и начали снимать. Ничего не получается.

- Дорогая, ну что же вы, - спрашивал фотограф. – Ничего особенного не требуется, покажите, какая вы!

- Я не понимаю, что именно надо делать, - Мира уже была расстроена тем, что как она считала, подвела и фотографа и товарищей из «Совэкспорта», которые одобрили ее кандидатуру и Надеждину – это самое ужасное, что она скажет, когда увидит ее укоризненный взгляд.., что не получилось ни «худой коровы, ни газели»? Фотограф не был знаком с Мирой и не мог знать о том, что она застенчива от природы и только сцена ее преображала. А тут одни березки…

Умаялись оба.

- Хорошо, передохнем, - объявил фотограф и сел в свой раскладное креслице, собираясь попить чай из термоса. Мира подошла к березе, обняла ее и в этот миг услышала вопль:

- Стоять! Вот так стоять! Не с места!

И пошла работа. Из этой серии и был выбран тот самый снимок, который разошелся по миру миллионным тиражом.

http://www.koltsov.biz/mk/110.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/110.jpg

«Остановим войну!»

http://www.koltsov.biz/mk/97.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/97.jpg

Мира объездила с «Березкой» весь мир и с удовольствием рассказывала изумленным зрителям, что ансамбль, как проект, начинался с одного танца-хоровода, показанного в саду «Эрмитаж» в 1948 году. Плывущие по сцене девушки в голубых платочках, красных сарафанах с березовыми веточками в руках понравились. Даже знаменитейшие Шульженко, Миронов и Менакер, выступавшие в том же концерте, не затмили дебютанток. Надеждиной, которая все это придумала и поставила, предложили создать ансамбль. С названием заморачиваться не стали. Так родилась легендарная «Березка» - один их брендов СССР, полюбившийся во всем мире. Их упрекали, что за границей они выступают чаще, чем в СССР. Это не совсем так, просто о гастролях где-нибудь в Сибири на весь Союз сообщать было не принято. «Березку» ждали везде. И после распада СССР любовь к коллективу не угасла.

Их звали в Грузию, когда уже вовсю бушевал военный конфликт с Абхазией.

- Мы остановим военные действия! Только приезжайте!

И в Прибалтике «Березку» встречали с восторгом. Вспоминается эпизод, о котором рассказывала Мира Кольцова, когда ее спрашивали:

- Ну и как там? Кричали, долой оккупантов?

- Да вы что! На сцену прорвался мужчина, начал с того, что он коренной эстонец и хотел бы поделиться наставлением своего отца насчет женской красоты.

«…если хочешь увидеть темпераментную женщину с прекрасным голосом, поезжай в Италию. Если хочешь увидеть хорошую танцовщицу, поезжай в Испанию. Если хочешь увидеть изящную женщину, поезжай во Францию. Теперь я скажу своему сыну: если хочешь увидеть все это вместе, приходи на концерт "Березки"".

Китайцы цокали языками

http://www.koltsov.biz/mk/85.jpg На гастролях
http://www.koltsov.biz/mk/85.jpg На гастролях
http://www.koltsov.biz/mk/87.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/87.jpg

Самыми эмоциональными зрителями «Березки» были испанцы и итальянцы. А также японцы, арабы и африканцы. «Березка» побывала в 70 странах мира. Китайцы, например, сначала даже не хлопали, только цокали языками. Девушки раскачали и эту публику, сейчас в Китае уже аплодируют так, что стены содрогаются, цокают языком и аплодируют и еще поют! На бис приходится выходить по 8-10 раз. Дошло до того, что в Китае стали создаваться «Березки», но с местным колоритом.

На чем они ездят!

http://www.koltsov.biz/shash.jpg
http://www.koltsov.biz/shash.jpg

В Ираке выступали в воинской части. Зрители в первых рядах расселись прямо на полу. Когда спросили, зачем, ответили:

- Хотим понять, на чем они там ездят.

После выступления спросили:

- Ну, и на чем?

- На ногах! - сами не верили тому, что говорили, думали, что был какой-то секрет, который так и не разгадан.

Русские, домой!

В 1977 году в Австралии их встретили пикетчики с плакатами «Русские, уезжайте домой!» В автобус бросили несколько самодельных водяных бомбочек. Некоторые лица запомнились. Вечером их уже видели на концерте, сидели в первых рядах. Сначала молча смотрели. Из-за кулис наблюдали за ними и девушек предупредили, что возможны провокации, что б не пугались. После третьего танца «провокаторы» уже вскочили и аплодировали вместе со всеми.

http://www.koltsov.biz/mk/21.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/21.jpg

Русская Афродита

Ансамблю в гостинице предоставили в полное распоряжение открытый бассейн. Территория закрытая, никого посторонних. Стали купаться. Купальники были не у всех. Одна девушка решилась и все же прыгнула в полном неглиже. Но поплавать не успела – началось землетрясение. Так из бассейна и выскочила, в чем мама родила… Потом смеялись:

- Как же так, вы же советский человек и такое себе позволяете! Надо было хотя бы скатерть со стола взять!

http://www.koltsov.biz/mk/82.jpg Мира Кольцова на отдыхе
http://www.koltsov.biz/mk/82.jpg Мира Кольцова на отдыхе

Ботинком по лбу

На одной выступлении у танцовщицы слетел туфель и исчез в зрительном зале. По возгласу поняли, что кому-то попал в голову. Сценическая обувь у «Березки» серьезная, особенная и вес имеет, а также каблук для отбития чечетки. Танец закончился, артистка подошла к рампе и жестом попросила вернуть «туфельку». Ее просьбу уважили и через весь за по головам поплыл туфель, все кто брал его в руки, с удивлением рассматривали, не думали, что вблизи обувь этих «плывущих лебедей» выглядит так грубо. Кольцова отчитала артистку:

- Оставила бы на сувенир, а сейчас все знают, какие у нас копыта на ногах! Тайну раскрыла.

http://www.koltsov.biz/mk/39.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/39.jpg
http://www.koltsov.biz/mk/76.jpg Наставления перед гастролями
http://www.koltsov.biz/mk/76.jpg Наставления перед гастролями

Патент

«Известно, что у «Березки» множество подражателей. Но никому еще не удалось затмить оригинал. Созданный стиль пережил и своих авторов и времена, когда его считали шедевром и когда фукали и говорили, что это устарело и никому не интересно. Фукали, фукали и плодили «Псевдоберезки», которые просто добивали репутацию ансамбля. Вместо искусства показывали на потребу невзыскательной публике пошлое подражание. Пришлось защищаться. Права «Березки» на творческий стиль, манеру и разумеется, на название, были зарегистрированы.

Стандарт красоты

https://newsland.com/static/u/content_image_from_text/25102020/7247531-5280414.jpg
https://newsland.com/static/u/content_image_from_text/25102020/7247531-5280414.jpg

У многих создается впечатление, когда смотрят выступление ансамбля, что девушки похожи друг на друга, как близнецы. Каким образом это впечатление достигается, объяснила Мира Кольцова:

«…На самом деле они абсолютно разные… Мы не заставляем их краситься в цвета "всесоюзной перекиси населения", но определенные критерии есть. Мы имеем право брать красивых женщин к себе в ансамбль, но красота — вещь относительная. На Венеру Милосскую посмотришь — и не заплачешь. Я умею сделать из некрасивой женщины красавицу... Чтобы работать в "Березке", нужны музыкальность, выразительность, хорошая фигура. Внешность — желательно славянская, потому что другая просто не подходит к нашему репертуару. Рост важен: он должен быть не меньше метра семидесяти, хотя у нас есть группа маленьких девочек — гротесковых актрис. Еще одно требование для "Березки" — умение петь, не обязательно оперные арии, но хотя бы иметь хороший слух и голос. Наши девушки танцуют и поют одновременно. У нас и мужчины все как на подбор — молодые, красивые. Так что мужей почти все наши артистки находят здесь же. Некоторым актерам мы продлеваем стаж, потому что они уникальны, никто не умеет делать того, что они…»

https://ugraclassic.ru/upload/iblock/4b1/4b1c4a922e451c781690392b10da0311.jpg
https://ugraclassic.ru/upload/iblock/4b1/4b1c4a922e451c781690392b10da0311.jpg
https://sun9-70.userapi.com/impf/c622916/v622916497/11d92/QlzCh8ULLlQ.jpg?size=600x402&quality=96&sign=471be2c00110852fe5e086d23422af42&type=album
https://sun9-70.userapi.com/impf/c622916/v622916497/11d92/QlzCh8ULLlQ.jpg?size=600x402&quality=96&sign=471be2c00110852fe5e086d23422af42&type=album

P.S. Мира Кольцова ушла вслед за эпохой, которая сделала ее знаменитой, 1 августа 2022 года. «Березка» - это память о них, «колдовской родник», которому не иссякнуть, пока есть потребность припасть к нему и понять что-то важное о своей стране, о предшественниках и о себе.

https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/movies/posters/_imported/8AB4ULTztLwhlamtde8YaMBhkIl.jpg Кадр из советского фильма, в котором снималась Мира Кольцова "Девичья весна", 1960 год
https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/movies/posters/_imported/8AB4ULTztLwhlamtde8YaMBhkIl.jpg Кадр из советского фильма, в котором снималась Мира Кольцова "Девичья весна", 1960 год

Использовано интервью https://www.mk.ru/editions/daily/article/2000/10/16/118027-berezkinyi-slezki.html?ysclid=li8lple1iz6440943

Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию свой новый роман "Однажды в гареме", отличный вариант провести уютный вечерок за чтением увлекательного приключенческого романа о любви, которая причина всему. Стоимость книги малюсенькая, но автору отчисления!

Однажды в гареме — Лана Эскр | Литрес