Она была дочерью офицера, военного врача лейб-гвардии Гренадерского полка в Царском селе. Дома любили искусство, творчество, создали домашний театр. Тамара с удовольствием посещала балетную школу, мечтала о хореографической студии при Мариинском театре.
С ранних лет была умна и сообразительна, не терялась в сложных ситуациях и верила только в лучшее.
В огне Октябрьской революции без вести пропал отец. Тамара не растерялась, создала труппу из соседей и приятелей - и дети стали выступать, и даже получали паёк.
В двадцатых годах поступила в Мастерскую Форрегера, где встретила Сергея Герасимова.
В двадцать лет она уже снималась в фильме "Чужой пиджак" на фабрике Совкино - теперь это Ленфильм. Позже она закончила Техникум сценических искусств.
Герасимов стал её мужем, в 1934 году он снял её в своём фильме "Люблю ли тебя", а потом Тамара стала известной и узнаваемой - славу принес фильм "Семеро смелых".
Они часто снимались вместе - Сергей и Тамара. Во время войны и блокады пришлось им жить в казарме на Ленфильме, работали наравне со всеми - на оборону, на победу.
В 1942 году сняли фильм "Непобедимые", а потом пришлось отправиться в Ташкент - там пропадал племянник Тамары Артур, его родители были объявлены врагами народа. Тамара отважно обратилась к самому Сталину с просьбой отдать мальчика на усыновление.
И к концу войны все трое уже перебрались в Москву. Тамара преподавала во ВГИКе, к концу 60-х стала профессором. Вместе с мужем они воспитали восемь выпусков студентов-актёров-артистов.
Молодёжь действительно ощущала себя в некой семье, настолько близки и внимательны были к ним педагоги. Пока учились, успевали сниматься. Первый выпуск прославился в фильме "Молодая гвардия".
А Колю Губенко, сироту из детского дома, чьи родители погибли на фронте, Тамара любила как родного сына. И его, и других вечно голодных студентов Тамара опекала, подкармливала, подкидывала деньжат.
Она была красива настоящей, породистой красотой, её называли советской Гретой Гарбо, а фильм "Каменный цветок" получил премию в Каннах. Её приглашали в Голливуд на роль Анны Карениной, но советские власти категорически запретили этакую наглость. А Тамаре хватало славы и зрительской любви на родине. И работы всегда хватало.
Что самое главное - Сергей и Тамара не были как-то творчески связаны или зависимы друг от друга. Она могла сниматься у других режиссёров, он тоже работал с другими артистами, это нормально. Не было ревности и зависти, во всяком случае Тамара никак этого не показывала. Они всегда были вместе, рядом.
Когда он умер, Тамара тяжело это перенесла, не смогла больше сниматься, однако преподавала во ВГИКе - пока были силы. Через десять лет был убит племянник, затеявший какой-то бизнес и увязший в долгах и кредитах. Это ещё больше надломило женщину, однако она держалась - во всяком случае, на людях.
Её аристократическая сдержанность, закрытость и такт никому не позволяли проникнуть в её душу. Ходили слухи о многочисленных изменах Герасимова - был он мужчиной страстным и влюбчивым. Но Тамара никогда не опускалась до обсуждения этих слухов.
Ревность её могла выразиться разве что в полном игноре - она попросту не замечала очередную дурочку, которая в надежде на звёздную роль задумала обольстить её знаменитого мужа.
Муж говорил о ней - это трезвая голова. Тамара умеет принимать жизнь именно такой, какова она есть - именно благодаря трезвости и хладнокровию. Нет у неё склонности к "переживаниям" ни в жизни, ни в кино.
А как великолепна она в фильме "Дочки-матери"! И стать, и осанка, и фигура - а ведь ей было уже почти семьдесят. Её любовь к балету, жившая в душе до конца дней, воплотилась в роли преподавателя самодеятельной студии. Она не играет эту роль, она её проживает, настолько органично выглядит она в кадре.
Оставшись вдовой, она отнюдь не шиковала, она попросту бедствовала. Но об этом можно было только догадываться - она никому не жаловалась и не просила помощи. До преклонных лет делала зарядку, соблюдала строгую диету и обливалась холодной водой.
Её царственная осанка стала легендой - совсем уже старенькая, она тем не менее держала спину ровной. На восьмом десятке она играла Софью, жену Льва Толстого в фильме своего мужа.
В 1995 году она ещё появилась на вручении кинопремии "Ника", а спустя два года ушла из жизни - остановилось сердце.
Глядя на таких людей, всегда думаешь - и впрямь, какой смысл в страданиях и переживаниях, если есть дело, которое всегда важнее. Дело всей жизни, от которого устаёшь как собака, оно может казаться тяжким грузом, но ты не сможешь жить, если у тебя это отнимут.
И радость, и восторг от успеха, и гордость за себя - это куда важнее метаний с рефлексиями, демагогии, зависти. Нужно только держаться ровно и с достоинством.
Автор - Елена Д.
**
Кстати, в формирующемся прямо на ваших глазах рейтинге любимых советских фильмов картина Сергея Герасимова "Сельский врач" с Тамарой Макаровой в главной роли стала лидером за 1951 год
Присоединяйтесь - и выбирайте СВОИ любимые фильмы!