Найти тему
Прошлое и настоящее.

С правом на досмотр. День таможенника.

НАЧАЛО.

Поздравляю коллег – ветеранов Таможенной службы СССР/ Российской Федерации с Праздником! Сегодня мы, старая Гвардия, отмечаем День таможенника/ День ветерана таможенной службы. Ветеран, конечно же, звучит почетно, гордо, однако я как праздновал, так и праздную именно День таможенника. Что-то мне грустно быть ветераном со своими 30-ю без малого «календарями»! Ну, какой из меня ветеран? Я еще, слава Богу, тощий, резвый салага.

Выпускной у старшей. Ночь, темно. Устали так, что ноги не держали. Не самое удачное фото кого-то из родителей выпускников, но других пока нет. Архив остался на убитом накопителе.
Выпускной у старшей. Ночь, темно. Устали так, что ноги не держали. Не самое удачное фото кого-то из родителей выпускников, но других пока нет. Архив остался на убитом накопителе.

Пока в строю, однако давно на военной пенсии и не знаю, надолго- ли задержусь в системе, ведь Время неумолимо и, как говориться, окончательный дембель неизбежен. Не хочется мне быть стариком, сидеть на лавочке у подъезда девятиэтажки в компании соседей- отставников пограничников с банкой пива в руке и сигаретой в зубах. Или нарушить давнее табу, завести собачку да и гулять с ней по району. Нет... Лучше при деле, пока мне в который раз не дадут пинка в рамках очередной «реформы» или оптимизации по завету г-на Черномырдина «хотели как лучше…». Снова по давней традиции телега полетела впереди паровоза и одну из старейших таможен России торопливо пустили под нож. На сей раз в связи с возвращением в родную гавань очередных исконно русских земель. Чему я искренне рад! Однако что-то пошло не так и... Не буду о грустном.

Таможенная система России мне напоминает чемодан без ручки. Пользы вроде- как от него (чемодана) Государству выше крыши, только очень кому-то этот «чемодан» тяжел и неудобен и, главное, никто толком на «верху» не знает, что с ним делать, куда его засунуть. Кому- то откровенно больно бьет по головам и у кого-то путается под ногами. думаю, вы поняли, что речь идет о "бизнесе" родом из лихих 90-х. Сказать по правде, аналогичная ситуация имела место и в Союзе, однако в итоге был создан Государственный Таможенный Комитет СССР во второй половине 80-х и чехарда с вопросом, что есть такое таможня, прекратилась.

В 2004-м придумали "там", вместо полноценного независимого от чьих-то прихотей Комитета (ГТК СССР)/ ГТК России, понизить статус таможенной системы страны до уровня "службы" и присобачить её в 2016-м в подчинение Минфину. Заодно лишив таможню не столько статуса, а хоть какой-то самостоятельности. При этом еще и открыли новое понятие в русской словесности, ибо вопреки словарю Ожегова- Шведовой в одной организации с некоторых пор служат (?), работают (?) СОТРУДНИКИ, ГОСЧИНОВНИКИ и еще непонятно кто типа "рабочие" за весьма скоромные зарплаты.

Сколько раз я слышал команды «сверху»: «надеть погоны, снять погоны и этих - вновь отправить под погоны» за последние 30 лет в рамках всевозможных довольно издевательских административных, прочих реформ и оптимизаций! Ладно... О невеселых делах на таможне можно писать и писать, а народ мы служивый и приказы мы не обсуждаем (если обсуждаем, то лишь в курилках). Мы их выполняем.

Перелистывая страницы книги, я не без интереса вспомнил численный состав Латвийской Республиканской Таможни с огромным грузооборотом многочисленных мощных портов Риги и Латвии в целом. Так, помимо портов, работали международный аэропорт «Рига», почтово-багажная служба и еще ряд подразделений. Читаю и не могу понять, как мы, советские таможенники, справлялись без персональных компьютеров, вычислительных сетей, с примитивными по нынешним меркам техническими средствами досмотра, анализа и почти без средств связи и автотранспорта? С тоненьким Таможенным Кодексом СССР, где все было четко и понятно, а все приказы, распоряжения и Тарифы с квитанциями и удобоваримыми декларациями легко умещались в потрепанный казенный Дипломат? При этом еще ухитрялись сменами из 8-10 человек «держать» границу на замке!? Оформлять, тщательно досматривать советские и иностранные суда в портах, самолеты, нести вахты на КПП по периметрам зон таможенного контроля, управляться к залежами задержанных товаров на таможенных складах и самим вести многочисленные дела о контрабанде в пределах своих должностных компетенций.

Львиная доля экспорта/импорта и огромные объемы техснабжения советского флота те времена оформлялась непосредственно на границе, так- как «внутренние» таможни ради приближения к «бизнесу» отсутствовали в природе. Ничего! Справлялись и с этим "девятым валом" обязанностей.

Первая в истории советская ГТД в порядке эксперимента была заверена ЛМП за № 13 и в дальнейшем приносили эти декларации нам пачками по 400- 500 штук за смену в 12 часов. Проверяли досконально, оформляли, штамповали синими печатями, шариковыми ручками заполняли графы и присваивали им длинные номера и как-то ведь обходились с помощью толстых бумажных талмудов, содержащих коды товаров, номера лицензий и т.п. сведения, калькуляторов без всяких там «Профилей рисков».

Много чего еще мы успевали вручную на свой выпуклый таможенный глаз, проявляя инициативу и смекалку, ибо они в те времена начальством поощрялось, а не запрещались, как сейчас. Нам было дозволено ДУМАТЬ о работе, а не о её последствиях для работающих.

--------------

В предисловиях к своим рассказам и повестям я постоянно указываю на то, что кроме повести «Она… Судьба.» и еще пары рассказов, всё является вымыслом автора. Там же указал, что даже в ненаучно-фантастическом рассказе "Как там было на советской таможне? Записки советского таможенника." вымысел опирается на некие реальные события и факты тех лет. В повести "Тихое счастье." тоже фантазия автора, однако реальны таможенник Юрий- капитан таможенного катера Латвийской Республиканской таможни, реальны многие персонажи, хоть и переместил я по своей воле некоторых из них немного во времени и пространстве. В те времена бороздили моря и океаны патрульные теплоходы «Зурбаган» и «Ротан» и из под обшивки импровизированного спортзала в трюме таможня извлекла крупную партию контрабанды- ширпотреба. Смотрите архивные фото из книги «С правом на досмотр».

-3

В этой же повести "Тихое счастье." я рассказал о попытке некоего международного преступного сообщества наладить транзит наркотиков через территорию СССР в те годы и есть об этом у С. Петрикова. Транзит бандиты хотели наладить через Рижский порт в качестве входной точки. Выглядело все несколько иначе, чем в моей повести, случилось чуть позже и я эпизод лишь приспособил под собственный сюжет повести.

-4

В юмористический рассказ "Как там было на советской таможне? Записки советского таможенника." так же родился не на пустом месте.

Кто- то вспомнит, как начинающий контрабандист Юрий возил через границу валюту и о презервативах в партии гуманитарной помощи, доставленной им в Союз из Германии от некоего немецкого благотворительного фонда. На самом деле к тому времени ушлые контрабандисты придумали вот такой способ сокрытия валютных ценностей.

В качестве живых контейнеров выступали как мужики, так и бабы. Почему не мужчины и женщины? Считаю, что не заслуживают они уважительного отношения к своим персонам. Контейнер он и есть контейнер.

--------

Из личного опыта! Как-то раз от нечего делать по причине штормовой погоды, а следовательно судов на приход или отход, занял я пост в досмотровой комнате на КПП порта. Мог бы послать туда кого-то из подчиненных, однако в конторе имела место скука и я решил немного поработать ради показателей и очень я "любил" ненаших американских друзей. Как раз в порту стояли под выгрузкой два громадных "американца".

Если бы не добровольный подвыпивший помощник из русских американцев, я бы просто опросил команды, возвращавшихся на свои теплоходы, проверил содержимое сумок и карманов морячков и, не найдя ничего, отпустил бы всех, как говорится, с миром баиньки по каютам. Но... Помощничек, блин! Он так "обожал" своих коллег из негров... прошу прощения, но слова "афроамериканец" мы тогда еще не слышали. Так вот! Русский американец за шкирку закинул ко мне в досмотровку очередную жертву и, не вменяя моему гласу, заставил мужичка спустить свои фирменные джинсы, затем... Затем последовала команда, подкрепленная демонстрацией увесистого русского кулака на английском: "pull the string..." с добавлением порции нецензурных чисто русских эпитетов. Темнокожий "пациент" не посмел возразить и моей законной добычей стали презерватив, ниточка и три сотни советских рублей. Этим дело тогда не закончилось, но об этом эпизоде я расскажу позже, как закончу повесть "Тихое счастье."

------------------

О последних днях существования советской таможни в Латвии я поведал в предыдущей главе этого рассказа и более к этому вопросу возвращаться не буду.

В своих рассказах и повестях я и далее буду опираться на свои собственные воспоминания и опыт, опираясь на книгу коллеги С. Петрикова «С правом на досмотр», ибо вымысел хорош, но истина дороже.

Кто читал мою повесть, наверняка отметил главы, посвященные контрабанде из СССР редкоземельных металлов и изотопов. Особо стоит заострить внимание на контрабанде Осмия и Калифорния. В книге такие случаи не описаны, ибо они имели место, но в других таможнях Российской Федерации несколько позже. Напомню! Рассказ мной написан не столько из головы, сколь из реальных дел 90-х годов. На этом я остановлюсь в последней части рассказа и дам в нем свою собственную оценку тем реальным событиям. С решениями по делам о вывозе Осмия, принятым тогда должностными лицами таможенного органа я категорически не согласен, вижу в них нечто совсем нехорошее и разъясню свою позицию по вопросу.

Продолжение.

Часть 2.

НАЧАЛО.