Найти тему

#Мифы_и_сказания_о_возобновляемой_энергетике

Миф 8.

ВИЭ-генерация экономически неконкурентоспособна с другими технологиями производства электроэнергии.

За последние годы отрасль ВИЭ сделала значительный технологический и экономический рывок в своем развитии, но до сих пор сохраняются дискуссии о ценовом паритете ВИЭ с традиционными типами генерации.

 

Реальность

По оценкам IRENA, по итогам прошедшего десятилетия совокупное снижение LCOE для новых проектов СЭС и ВЭС составило 88% и 68% соответственно. Это значительно повысило уровень конкурентоспособности ВИЭ по сравнению с существующими вариантами генерации на основе ископаемых видов топлива и атомной энергии. В 2021 году среднемировая стоимость производства электроэнергии на новых промышленных СЭС оказалась на 11% ниже, чем на самой дешевой новой электростанции на основе ископаемого топлива, в наземной ветроэнергетике этот показатель ниже на 39%. Даже в 2021 году, несмотря на рост цен на сырьевые товары и оборудование, мировая средневзвешенная нормированная стоимость электроэнергии (LCOE), выработанной на объектах солнечной и ветровой генерации, продолжила снижаться. Для промышленных фотоэлектрических проектов, введенных в эксплуатацию в 2021 году, показатель LCOE снизился в годовом исчислении на 13%, до 0,048 долл. США/кВт·ч, для новых проектов наземных ветроэлектростанций — на 15% до 0,033 долл. США/кВт·ч.

Аналогичные данные приводятся в ежегодном исследовании компании Lazard. По оценкам авторов, несмотря на замедление темпов снижения стоимости для технологий ВИЭ, именно они демонстрируют наибольшую конкурентоспособность на фоне традиционной генерации и уже с 2017 года являются наиболее дешевыми источниками электроэнергии.

С конца 2021 года из-за роста транспортных расходов и цен на сырье, по причине постковидного восстановления мировой экономики стоимость фотоэлектрических модулей и ветроэнергетических установок начала расти. По оценкам МЭА, к марту текущего года цена на поликремний выросла более чем в четыре раза, сталь — на 50%, медь — на 70%, транспортные расходы выросли почти в пять раз. Однако цены на ископаемое топливо (преимущественно природный газ) и электроэнергию растут гораздо более быстрыми темпами с конца 2021 года и бьют исторические рекорды. В условиях кризиса цен на ископаемое топливо экономические выгоды от строительства возобновляемых энергомощностей становятся еще ощутимее.

Примечательно, что даже для недавно заключенных долгосрочных контрактов в ЕС цены для проектов ветровой и солнечной генерации значительно ниже, чем средние оптовые цены на электроэнергию в первом полугодии 2022 года. Например, по итогам аукциона в Испании в декабре 2021 года цены на фотоэлектрических и ветровых проектах составили 35–37 долл. США/МВт·ч, что в 10 раз ниже текущих оптовых цен на электроэнергию в Испании.

В России, несмотря на то что в течение 8 лет реализации программы поддержки ВИЭ стоимость российских проектов оставалась значительно выше мировых аналогов, на последнем конкурсном отборе инвестиционных проектов в рамках ДПМ ВИЭ в 2021 году цены опустились до лучших мировых показателей. За время реализации программы поддержки ДПМ ВИЭ стоимость электрической энергии ВЭС и СЭС снизилась на 85%, и тренд на падение заявленной в таких проектах цены электроэнергии будет сохраняться как минимум до 2030 года.