Легенды и предания о женщинах-воительницах есть у многих народов, но за основу почему-то принято считать древнегреческие источники. Не буду углубляться в их пересказ, так как желающие всегда сами могут это сделать. Но если коротко, то там это были женщины, не желающие проживать совместно с мужчинами, однако периодически использующие их лишь только для продолжения рода.
У них, мол, когда-то и где-то было своё государство с женщиной-правителем во главе. С малых лет девочки обучались военным искусствам: управляться с легким мечом и щитом, копьём и луком; езде на лошади; умению обрабатывать раны. Рождавшихся же мальчиков по одной версии отправляли к их отцам, по другой - просто убивали. Второе весьма сомнительно, ибо тогда мало кто захотел бы иметь с ними дело.
У греков женщин-воительниц называли амазонками. То ли от древнегреческого "амазос", что трактуется в одном варианте, как "безгрудая", а в другом как раз наоборот - "полногрудая", то ли вообще от иранского "ха-мазан" - "воин". Об этимологии этого слова спорят до сих пор, но к единому мнению так и не пришли - слишком уж много в самых разных языках похожих слов.
Но как бы там ни было на самом деле, а женщин-воительниц стало принято с некоторых пор называть именно амазонками, а страну их проживания Амазонией. И как сегодня выясняется, проживали те самые амазонки далеко не только на Балканах или островах Эгейского и Ионического морей, а также в донских и волжских степях.
У кочевых народов, само собой разумеется, также были женщины-воительницы в силу особенностей их существования, когда владение оружием было залогом выживания на открытых пространствах степей и лесостепей, а также позволяло защищать стада от хищников.
Так что у скифов, савроматов и сарматов, а также более поздних половцев и печенегов владение женщиной луком, лёгким мечом и коротким легким копьём (пикой) не считалось чем-то из ряда вон выходящим. При том, что эти женщины не только проживали вместе с мужчинами, но и зачастую помогали им отражать набеги врагов (о чём свидетельствуют захоронения относительно молодых женщин с оружием и со следами многочисленных ран на костях скелетов). То есть, там и речи не шло об их обособленном проживании.
Но тем не менее, например, в Поволжье сохранились предания о своей Амазонии. И находилась она ни где-нибудь, а в Жигулёвских горах, якобы, имевших раньше наименование Девьих. Почему якобы? Да, всё потому, что данный топоним не сохранился до сих пор, хотя там и имеется Девья гора (другое название Девичья) рядом с Молодецким курганом в нацпарке Самарская лука.
А на карте XV века венецианца Фра Мауро регион современных Жигулевских гор так и назван Amazonia! Но ведь не выдумал же итальянский монах-картограф для красного словца это название? За ним такого никогда не водилось. Да, и зачем ему это? Скорее всего, он использовал для своей карты мира фрагмент какой-то другой карты, на которой уже был этот топоним. Либо он получил эту информацию из какого-то другого источника. Но факт остаётся фактом - в XV веке в Жигулях могла иметься своя Амазония!
По преданиям поволжской мордвы и чувашей, когда-то в Жигулевских горах в давние времена обитали искусные в военном деле девы-богатырши, с которыми не всякий мужчина мог в бою потягаться.
Возможно, это отголоски событий давно минувших дней, рассказывающие о некой мордовской царице Анне Патерь (или Анне Патей?), чья крепость и поселения подданных находились на известной в Жигулях горе Ош-Пандо-Нерь (город-гора-мыс) - город на горном мысе. После его разгрома (кем?) она с верными слугами скрылась в глубине горного массива. Иногда, подобно уральской Хозяйке Медной горы, она, по преданиям, ночами выходит на поверхность и бродит по былым владениям с факелом в руках, пугая случайных свидетелей.
Не исключено, что и легенда о двенадцати жигулевских богатыршах, помериться силой с которыми приходили мужчины из самых разных мест - это отголосок предания о разбойничьей атаманше Манчихе и её соратницах, укрывавшихся одно время именно в Жигулях.
Есть ещё устные пересказы и о русской богатырше Бориславе, по какой-то причине некоторое время также скрывавшейся в Среднем Поволжье. Правда эти пересказы сильно переплетены с мордовскими и чувашскими об их народных героинях, но всё же. Дыма, как говорят, без огня не бывает. Так что вовсе не исключено, что речь в старинных преданиях идёт всё же о разных временах и разных героинях.
А по моему личному мнению, также не исключено, что речь может идти и вынужденном отсутствии мужчин в женском коллективе, когда, например, они, мужчины, ушли в военный поход, из которого уже не вернулись, или были перебиты вместе с детьми мужского пола во время вражеского набега. А женщинам с девушками и девочками каким-то образом удалось спастись и укрыться в горах, где, они, владеющие военным искусством, успешно обороняли какое-то время новый ареал своего обитания.
Например, в сёлах Подгоры и Усолье ещё в конце XIX века проживали представители семей, женщины в которых отличались высоким ростом и недюжинной силой. Иногда их соседи, глядя на то, как те трудятся наравне с мужиками, потихоньку шептались за спиной, что они, мол, потомки тех самых знаменитых волжских дев-богатырш, потому-то все в них. Было ли это только досужим вымыслом или эти слухи имели под собой хоть какую-то основу, сегодня уже вряд ли узнать.
И можно сколько угодно улыбаться, услышав словосочетание "Жигулёвские горы", но для степной зоны левобережья или лесостепной правобережья - это реально горы, в которые не всякий степняк рискнул бы сунуться. Тем более, имея информацию о находящихся там воинственных и беспощадных к чужакам женщинах.
Как бы там ни было, и, возможно, мы уже об этом никогда не узнаем, но факт остаётся фактом - наличие некой Амазонии на Средней Волге оказалось даже задокументированным (на картах), а не только сохранилось в легендах и преданиях народов, её населяющих...
Если Вам понравилась новая авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"