Оценка: 7 из 10
Комедийный триллер «Стоп-слово» выходит в российский прокат 8 июня 2023 года. Режиссёр: Закари Уигон. В ролях: Кристофер Эбботт и Маргарет Куэлли.
В роскошном президентском люксе на самом верхнем этаже отеля деловито расхаживает с телефоном в руке бизнесмен Хэл (Кристофер Эбботт). Пока он заказывает ужин, в дверь кто-то стучит. На пороге оказывается блондинка в строгом наряде и с кейсом в руке. Получив добро на вход, Ребекка (Маргарет Куэлли) проходит прямо в зал и методично раскладывает на столе документы на подпись Хэлу, анкеты и достаёт свой диктофон. Солидный мужчина в полном расцвете сил наконец вешает трубку и обращает всё своё внимание на обворожительную гостью с игривыми глазами. Та берёт анкету и начинает с формальных вопросов: какой рост, какой вес, есть ли вредные привычки, когда был первый секс? Ну знаете, обычные вопросы для рассмотрения кандидата по пост президента крупной компании.
Вскоре Ребекка переходит от ненавязчивого флирта к прямому унижению: сначала стыдит Хэла за позднее лишение девственности, затем заставляет ползать на коленках в ванной и протирать салфеткой пол. Хэл от этого лишь сильнее возбуждается. В какой момент вы поняли, что всё это игра? Когда Ребекка откинула сценарий Хэла, в котором он расписал каждую фразу, произнесённую с момента открытия входной двери? Или когда ситуация как бы вышла из-под контроля? На самом деле режиссёр Закари Уигон искусно играет со зрителем в игру, доминируя над ним ровно так же, как доминатрикс Ребекка – над своим постоянным богатым клиентом.
«Стоп-слово» — кино непредсказуемое, и в этом его безусловная сила. Камерная обстановка, единство времени и места перекладывают львиную долю ответственности за конечный результат не столько на режиссёра, сколько на актёров. Здесь в кадре их двое, у них нет возможности сфальшивить и скрыться за артистичностью автора, артисты обязаны показать свой талант на максимуме. И к счастью, в «Стоп-слове» собрались два самородка: один из самых ярких актёров своего поколения, отдающий предпочтение авторским и независимым фильмам, и несомненная звезда американского кино завтрашнего дня. В итоге Эбботт и Куэлли создают настоящую химию, от которой трудно оторваться. При всём уважении к стараниям Уигона (пролёты камеры, создание интимной атмосферы, работа со светом, концентрация сексуальной энергии без изображения наготы), но его главная заслуга – это выбор актёров.
Иронично, что в российский прокат «Стоп-слово» выходит практически сразу после финала сериала «Наследники». Кино Уигона напрашивается на сравнения с творением Джесси Армстронга хотя бы потому, что Хэл – это вылитый Роман Рой. Хэл – тоже наследник огромной корпорации, принадлежащей его отцу. Он тоже чёртов извращенец. И здесь институт власти рассматривается иронично, вот только в «Стоп-слове» тема управления и подчинения также исследуется в психологическом ключе, более интимном. Сценарий фильма – это словно экранизация дико популярной мотивационной книги про 100 шагов к успеху в бизнесе, если бы её написал Зигмунд Фрейд.
Стройная форма и деликатный подход не позволяют фильму скатиться в пошлость – хотя, казалось бы, с такой темой это неминуемый исход. Весь эмоциональный спектр, от унижений до оргазма, разыгрывается с помощью слов, интонаций (порой уморительных!) и крупных планов на лицах. Режиссёр доверяет своим актёрам, а они в свою очередь кристаллизируют насыщенный сексуальным напряжением воздух на несколько блестящих сцен вне жанровых рамок. Саспенс, эротизм, драма и комедия смешиваются в единый шипучий коктейль, который немножко опьяняет токсичностью показанных отношений, но как кино в целом освежает.
Вадим Богданов, InterMedia