Найти тему
Арт-альбом

Драматургическое мастерство Максима Горького. Пьеса «На дне»

Максим Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Несомненно, в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились замечательные особенности драматургии Горького. Это одно из самых сильных драматических произведений автора начала ХХ века, составляющее гордость мировой драматургии.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявлялось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне» — противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

Новый конфликт потребовал и новых художественных средств для своего выражения. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в зрелищных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие он развивает неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчётливо выраженный социальный характер. В центре пьес Горького — столкновение идей, борьба мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Драма «На дне», продолжая тему ранних произведений Горького, создана была в годы революционного подъема, на новом этапе общественно-политического развития и философских исканий автора. Все это не могло не сказаться как на художественных качествах пьесы, так и на ее социальной заостренности, философской глубине и революционном пафосе.

Первое издание пьесы (фото: Яндекс.Картинки)
Первое издание пьесы (фото: Яндекс.Картинки)
М. Горький (фото: Яндекс.Картинки)
М. Горький (фото: Яндекс.Картинки)

В огромном ряду драматургических произведений Горького пьеса «На дне» хронологически была второй, после незадолго до этого написанных «Мещан». В дальнейшем Горьким было создано еще почти 20 пьес, одной из последних является «Егор Булычов и другие», написанная 30 лет спустя, уже зрелым художником, всемирно известным писателем.

Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым писатель стремится подчеркнуть социально обобщенный характер своих персонажей.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким ещё весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни (конец 1901 г. весна 1902 г.) он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеса была закончена.
Впервые была напечатана отдельной книгой издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года и под заглавием «На дне жизни». Книга поступила в продажу в конце декабря 1902 года. На территории России пьеса была издана только в январе 1903 года, уже под привычным нам заглавием «На дне» (СПб.: Из-во «Знание», 1903).

В пьесе «На дне» Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью «бывших людей», «золоторотцев», босяков. Как и в ранних рассказах о людях «дна», большинство персонажей пьесы имеют свои прототипы. Прототипом Сатина, например, был босяк, бывший почтовый чиновник, который пострадал из-за своей самоотверженной любви к сестре. Вернувшись из ссылки, как передает К. С. Станиславский, он «занимался тем, что ходил с распахнутой голой грудью, по Нижнему Новгороду с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный романтический вид». На этого «двойника» Сатина указывал и сам Горький. По его же свидетельству, прототипом Барона был спившийся барон Бухгольц, попавший в нижегородскую ночлежку на знаменитой Миллионной, а прототипом Актера — пьяница-актер Соколовский. «Когда я писал Бубнова, — рассказывал Горький, — я видел перед собой не только знакомого «босяка», но и одного из интеллигентов, моего учителя». Для создания образа Насти писатель использовал факты биографии Клавдии Гросс, вырвавшейся из публичного дома и написавшей под влиянием Горького о своей жизни.

Одним из первых новизну горьковской пьесы заметил Леонид Андреев, навестивший писателя в июле 1902 года в Арзамасе и слышавший произведение в авторском чтении.

«Сам Горький сильно изменился в сторону бодрости и подъёма духа, а его новая драма — нечто неожиданное по силе, смелости и красоте, — писал он Н. К. Михайловскому... — Берёт Горький всё тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы, просветлённом взгляде автора. Из романтика со всей бессознательною, хоть и красивою ложью романтизма, он словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — и всё объединил жгучим стремлением к правде и справедливости... драма его лежит на широчайших социальных основах».

Старое здание театра в Камергерском переулке (фото: Яндекс.Картинки)
Старое здание театра в Камергерском переулке (фото: Яндекс.Картинки)
Новое здание МХАТ на Тверском бульваре (фото: Яндекс.Картинки)
Новое здание МХАТ на Тверском бульваре (фото: Яндекс.Картинки)

Пьеса «На дне» предназначалась для Московского Художественного театра. Творческое содружество Горького с МХАТ началось в 1901 году и длилось до последних дней жизни писателя.

Для Горького МХАТ всегда был «лучшим театром», «настоящей русской гордостью». Он считал, что этот театр не любить невозможно, «не работать для него — преступление». Пьесы Горького сообщили деятельности МХАТ яркую общественно-политическую революционную окраску. На сцене театра были поставлены такие произведения, как «Мещане», «На дне», «Дети солнца» и др.

Вначале пьеса «На дне» была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее разрешили (испортив текст пьесы, вымарав целые куски), да и то только потому, что цензура была убеждена в провале спектакля.

Пьеса была поставлена. 18 декабря 1902 года состоялась премьера спектакля. «Спектакль имел потрясающий успех, — вспоминал К. С. Станиславский. — Вызывали без конца режиссеров, всех артистов... и, наконец, самого Горького».

По словам актера В. И. Качалова: «Зрительный зал принимал пьесу бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к бурям звала».

1945 г. Василий Качалов в роли Барона в спектакле М. Горького «На дне» (фото: ria.ru)
1945 г. Василий Качалов в роли Барона в спектакле М. Горького «На дне» (фото: ria.ru)

Пьеса обошла театры России и многих зарубежных стран. К маю 1906 года только в одном из берлинских театров пьеса выдержала 500 представлений.

Какими причинами был обусловлен успех пьесы?

Разумеется, немалое значение имело то, что впервые на театральных подмостках зритель увидел незнакомый ему доныне мир отверженных. Зрителя подкупала потрясающая сила реализма, острота и яркость изображения жизни. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи, страшном, безысходном трагизме их судьбы мировая драматургия не знала.

Но была и еще одна причина, почему накануне революционных событий 1905 года пьеса эта отвечала настроениям широких кругов зрителей. Причина эта заключалась в том, что пьеса «На дне» проникнута протестом против бездушных порядков капиталистического общества и неукротимым призывом к другой, справедливой и свободной, достойной жизни человека.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Мрачный быт ночлежки изображен Горьким как воплощение невыносимого зла. Уже один вид помещения ночлежки свидетельствует об угрюмой и страшной жизни «дна»: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна справой стороны».

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи — ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя. «...Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого», — учил великий художник.

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья