Действующий президент Эрдоган ожидаемо переиграл западного ставленника Кылычдароглу во втором туре. Почему Белый дом не инициировал протесты оппозиции – в комментарии эксперта FederalCity, политолога Вадима Максимова.
- После обработки 99.85% бюллетеней "султан Реджеп" получил 52.16% голосов избирателей, его соперник по второму туру Кемаль Кылычдароглу набрал 47.84%. Победа Эрдогана не стала неожиданностью для аналитиков, однако интерес вызывает неожиданно вялая реакция оппозиции на поражение – никаких митингов не наблюдается, турецкие улицы относительно спокойны. Неужели США приняли проигрыш своей креатуры без возможности реванша?
- Надо сказать, что сейчас в Турции наблюдается ярко выраженный раскол общества по признаку "свой-чужой" между сторонниками национализма и политического ислама (Эрдоган) и либералами и поклонниками западной модели демократии (Кылычдароглу). Сохранившего свой пост президента поддерживает в основном сельское население и промышленные города северных и центральных провинций Турции, за его оппонента голосовали столицы (Анкара и Стамбул), а также регионы на западном побережье Средиземного и Мраморного морей и восточной части страны. В итоге победил Эрдоган, разрыв составил примерно 2 миллиона голосов. Однако раскол в обществе останется и после сохранения Эрдоганом своего поста.
Как голосовали во втором туре провинции Турции. Источник: t.me/rasstrelny.
По поводу турецкого майдана – полагаю, что силовики в большинстве своем заняли сторону Эрдогана. Этот факт вкупе с тем, что "султан Реджеп" сумел вывести на улицы сотни тысяч своих организованных сторонников, стал для стоящих за Кылычдароглу американскими и британскими кукловодами решающим аргументом против разжигания в Турции очередной "цветной революции". Вместе с тем, у оппонентов Эрдогана остался большой протестный потенциал, они представляют наиболее активные слои турецкого общества. Поэтому признание президентом США Байденом итогов выборов в Турции – плохой признак для России. Отказ Белого дома от начала "майдана" в Стамбуле и Анкаре, где врагов Эрдогана большинство, может означать, что Вашингтон сумел добиться от президента Турции каких-то серьезных уступок в геополитике, прежде всего – в российском вопросе.
Читайте также: "Турки могут запереть российский флот в Черном море по настоянию США"
Результаты такого рода теневых договорённостей могут проявиться позднее – в открытии проливов Босфор и Дарданеллы для боевых кораблей НАТО, к примеру, или резкой активизации военной поддержки киевского режима со стороны Стамбула.
Итоги второго тура выборов президента Турции. Источник: sadece-haber.com.
Тем не менее, зная выдающиеся способности Эрдогана вести многовекторную политику, традиционное восточное коварство и приближение выборов президента США, турецкий лидер может и проигнорировать американские угрозы, тем более что около 60% населения его страны настроены резко антиамерикански.
В тоже время реальная выгода от сотрудничества с Москвой для весьма прагматичного Эрдогана является важным доводом для продолжения нынешней политики официального Стамбула в отношении РФ. На практике это будет означать активизацию совместных энергетических проектов, продолжение параллельного импорта и серых схем, активизацию торговых отношений и туризма, нейтралитет по украинскому кейсу. При этом Стамбул будет продолжать военное сотрудничество с киевским режимом, политику непризнания российского статуса Крыма и новых регионов РФ, экспансию пантюркизма в республиках Закавказья и Средней Азии.
Читайте также: "Аэропорты Турции могут быть закрыты для российских самолетов по требованию США"
И все-же, резкие развороты турецкой линии на российском направлении остаются возможными – несмотря на все экономические преимущества для Стамбула от сотрудничества с Москвой, американцы могут сделать Эрдогану "предложение, от которого Турция не сможет отказаться".
Предвыборный плакат Эрдогана. Источник: sadece-haber.com.