325,5K подписчиков

«Дон Кихот» в постановке Михаила Барышникова

4,7K прочитали
Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о спектакле «Дон Кихот» в исполнении Американского балетного театра.

Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о спектакле «Дон Кихот» в исполнении Американского балетного театра. Когда-то в 80-х годах, наравне с великими фильмами, такими как «Последнее танго в Париже», целый «сериал» с Рокки, всякими боевиками с Рэмбо и многим авторским европейским кино появилась запись балета «Дон Кихот» с Михаилом Барышниковым.

Этот спектакль тогда был первый, который увидел Советский Союз после большого количества лет отсутствия Барышникова на советских сценах. Потому что в начале 70-х он покинул пределы своей родины и никто не знал, что же там на Западе с ним происходит. О нем что-то слышали по каким-то сплетням доходившим либо могли видеть только те люди, которые имели возможность выехать за пределы Советского Союза. И вдруг, благодаря видеозаписям, которые стали появляться, мы увидели этот спектакль.

Его передавали из рук в руки, смотрели. Этот спектакль поставлен в самим Михаилом Барышниковым, в АВТ, в 1980 году а уже в 83-м году была снята киноверсия. Спектакль этот сначала показывался по американскому телевидению, на разных кинофестивалях, а уже только в 2003 году его издали на дисках и теперь он продается везде.

На самом деле, когда каждый раз в каком-либо видеомагазине я видел в свободной продаже этот диск, то я сразу вспоминал те годы, когда пленка была жуткого качества. Не у всех были еще цветные телевизоры. И невозможно было вообще получить полное представление о том, как выглядит спектакль в Америке, который мы, естественно, хорошо знали в Советском Союзе.

Весь спектакль – это такая калька спектакля Мариинского театра, потому что сам Барышников участвовал именно в этом спектакле, знал его досконально, практически ничего не переставлял, в отличие от Нуреева, который всегда, если переделывал русские спектакли, то он переделывал уже все кардинально. Он вмешивался и в кордебалетные сцены, он переделывал и танцы балерин, он переделывал очень часто фабулу. Здесь вот Барышников очень трогательно отнесся к балеринским танцам. А вот мужская роль очень сильно увеличена.

Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о спектакле «Дон Кихот» в исполнении Американского балетного театра.-2

Говорить о технике Барышникова бесполезно, потому что вы ее сами можете увидеть на видеозаписях. Это действительно чудо.

Конкретно в спектакле про который я сегодня рассказываю танцовщик снят в тот период, когда он не просто был королем танца – наверное, он был одним из самых совершенных танцовщиков на земле в тот момент. Для меня он по сей день является таковым. Этот спектакль мы тогда смотрели с упоением, восхищались техникой, радостью.

Еще одна заслуга Барышникова – то, что он привнес в этот спектакль много гэгов так называемых голливудских, которые использовал Чарли Чаплин в своих фильмах. Допустим, все комичные ситуации с такими персонажами, как Дон Кихот, Санчо Панса, Гамаш, отец Китри. Все время есть какие-то нюансы, которые в балете, в русском балете категорически не могут быть исполнены, а вот именно в американском – абсолютно запросто. Вообще американский зритель очень странно реагирует часто на разные мизансцены, они смеются абсолютно откровенно, смеются даже в тех местах, где в России невозможно себе представить, что зритель среагирует с улыбкой на это.

Допустим, есть момент, где по действию идет небольшое соревнования между Китри и Базилем в первом акте, Базиль предлагает ей поиграть на гитаре, а Китри отдает ему свой веер. В России никто бы даже не улыбнулся. А в Америке это вызывает откровенный смех. И таких сцен очень много.

Роль Базиля в русской традиции считалась демихарактерной. Очень долго этот спектакль танцевали именно на каблуках. В этой версии это полностью классическая роль. Потому что Михаил Николаевич прежде всего классический танцовщик. Но этот спектакль не требует никакой смысловой нагрузки, никакого особого актерского страдания и переживания. Здесь прежде всего должно быть необыкновенное обаяние у танцовщика и зритель должен получать удовольствие. Это очень положительный персонаж, которого на самом деле исполнять очень сложно, потому что если в вас нет этой харизмы, этого настроя, – то, естественно, вам не поверят.

Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о спектакле «Дон Кихот» в исполнении Американского балетного театра.-3

Начиная с Вахтанга Чабукиани и Алексея Ермолаева и заканчивая сегодняшним днем, каждый виртуозный танцовщик, исполняющий этот спектакль, привносит что-либо свое. Конечно, будучи одним из самых больших виртуозов своего времени, Барышников наделил эту роль всевозможными трюками. И так как он во многом был первопроходцем, то и по сей день многие именно идут по его пути и пытаются повторить. Допустим, очень многие пытаются повторить то, что делал Михаил Лавровский или Владимир Васильев, которые одновременно с Барышниковым танцевали эту роль. Но у них был вообще другой стиль исполнения этого спектакля, немножко другое понимание.

Барышников танцует абсолютно свойского рубаху-парня, который является любимцем всей семьи, он влюблен в девушку и они все хотят ему помочь, чтобы он на этой девушке женился.

Женскую роль в этом спектакле исполняет Синтия Харви, одна из прима-балерин Американского балетного театра того периода. Как все американские балерины, с очень хорошей техникой, с очень жизнерадостным настроем; американская традиция, что все fine, все okey, очень сильно видна на сцене, и тех, кто учился в Америке балету, можно сразу определить по тому, с какой улыбкой артист выходит на сцену. Всегда все хорошо, всегда замечательное настроение, и когда балерина приступает к исполнению разных технических сложностей, эта улыбка не исчезает, ты за нее ни капли не волнуешься, а просто получаешь удовольствие от исполнения разных балетных элементов. К сожалению, мы никуда от этого не можем деться, потому что Дон Кихот один из самых сложных спектаклей для балерины. Существует очень много канонических моментов, которые каждая танцовщица должна исполнить в спектакле обязательно.

Все вариации в этом спектакле поставлены в такой испанской манере с использованием испанских рук и положением корпуса. До начала ХХ века половина балета «Дон Кихот» балеринами исполнялась на каблуках. В сцене таверны первая балерина в истории Большого театра, которая полностью весь спектакль танцевала на пальцах, была только Екатерина Максимова, даже до нее все балерины выходили в таверну еще в каблучках.

Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о спектакле «Дон Кихот» в исполнении Американского балетного театра.-4

Потихоньку этот спектакль претерпел много изменений, потому что и Плисецкая благодаря своему дарованию привнесла много нового в исполнение роли Китри, и пара Максимова – Васильев, которые с первого дня как ввелись в этот спектакль, придумали очень много новшеств, теперь в разных местах на Западе говорят: ну что вы, это так поставлено Горским? Я говорю: ну что вы, откуда вы знаете вообще, что вы можете знать о Горском? Когда я точно знаю, допустим, из рассказов Екатерины Сергеевны Максимовой, как придумывалось то или иное движение, почему делается пируэт с правой руки партнера или с левой руки партнера, почему здесь меняется рука. Ведь объяснение этому всегда очень простое. Владимир Викторович Васильев был левшой и ему было всегда удобно давать форс балерине левой рукой, потому надо было правую руку заменить на левую, а многие на Западе теперь нам утверждают, что только так поставлено и никак иначе.

Принято считать, что основная хореография – это хореография Петипа и Горского. Но за ХХ век так много людей приложило к этому спектаклю руку. Каждый что-то улучшал, что-то добавлял, что-то убавлял, что на сегодняшний день, мне кажется, очень сложно определить – что кто сделал точно. Но и по сей день, так как идея этого спектакля принадлежит Мариусу Петипа, а многие танцы действительно принадлежат Александру Горскому, вот под этими двумя фамилиями этот спектакль везде и идет.

Но сегодня мы говорим с вами о версии Михаила Барышникова. Если вы посмотрите полную версию этого спектакля, то вас ждет встреча с очень веселым, очень забавным, очень красочным спектаклем, я очень завидую всем тем, кто будет смотреть это первый раз, потому что это действительно производит ошеломляющее впечатление. А тем, кто это видел тогда, в советские годы, на всех этих затертых копиях, вы имеете возможность посмотреть сегодня этот спектакль в великолепном цвете, в замечательном качестве.

С большим удовольствием приглашаю вас в Метрополитен-опера, на балет «Дон Кихот» в постановке Михаила Барышникова.