Прочтение статьи подразумевает, что читатели посмотрели фильм "Джон Уик-4". Но если это не так, советую посмотреть, чтобы было понятно содержание текста.
Внутренний и внешний конфликт Джона Уика
Фильм переполнен батальными сценами, которые отвлекают от самого главного - психологического конфликта героя с тем обществом (и самим собой), которое ему оказалось ближе, которое он себе выбрал для самореализации: это тайные власти криминального характера. При этом его работа киллера опирается на отсутствии сочувствия к своим жертвам. А почему у Джона к ним нет сочувствия? Потому что у него нарушение эмоциональной привязанности, которая не была сформирована в детстве, т.к. парень был сиротой. Но в психотерапии доказано, что внешний конфликт всегда связан с внутренним конфликтом. Предлагаю посмотреть эти взаимосвязи ниже!
Он был сиротой, никому ненужным существом, которого подобрали асоциальные элементы и стали использовать в качестве наемного убийцы. У Джона не было нормального детства, семьи и теплой и нежной привязанности. Как ни пытался герой абстрагироваться от этой участи киллера, у него этого не получилось. И не только потому что, кроме своей кровавой работы он больше ничего особенного не умел. Но главное, Джон не мог сформировать новые близкие отношения. Т.е. те отношения, которые у него были: с женой и собакой, были утрачены, а новые он не мог создать. потому что боялся их потерять снова.
В этой серии появился новый Джон Уик в виде негра-выживальщика с собакой. Этот коллега Джона, видимо, идет по такому же сценарию как Уик, потому что имеет такую же психотравму.
Суть главной проблемы Джона Уика
Главная проблема героя так и не осталась неразрешенной, о чем ему и сообщали его потенциальные жертвы: «Убив меня ты ничего не изменишь в своей судьбе!». Так оно и было, потому что Джон никогда не пытался работать над собой и с психологом, а вместо этого проигрывал сценарий «Один против всех». Сценарий как будто давал надежду выйти из борьбы победителем, если удасться перебить всех плохих парней, но это была лишь иллюзия. Потому что каждая серия снова повторяла виток кровопролитной резни, а мысль о свободе лишь позволяла бегать, как белка в сценарном колесе, но личного смысла в этом не было.
Сны Джона Уика
Что означает свобода для Джона Уика? Свобода не работать на криминальный мир киллером? Истинная свобода заключается в выходе из травмирующего жизненного сценария, в основе которого лежит психотравма. Внутренний мир Джона отражают его батальные сны. Батальными снами я называю такие сцены в фильме, которые не могут не поражать своей нереалистичностью, например, сцена в пустыне и сцена драки в клубе среди танцующей молодежи, но они отражают его внутренний мир, его Я. Сны обладают таким же свойством нелогичности, когда все происходящее в сновидении кажется естественным, но проснувшись, нам трудно логически объяснить ход событий - везде концы не сходятся с концами.
Джон никогда не задавался вопросами содержания своей внутренней эмоциональной жизни, своими чувствами и своей душой. Ему поставили задачу убить своего друга - он выполняет. В четвертой части ему приходится воевать со своим другом. Это можно считать метафорой внутреннего конфликта , который так и оставался нерешенным и поэтому на место убитых врагов приходили новые противники и сценарий повторялся сначала!
Концовка четвертой части показывает умирающего Джона на фоне церкви, что я тоже отношу к снам Джона Уика. Сценарий закончен, плохой маркиз повержен. Джон просит управляющего, который имеет подсознательный образ его отца, позабититься о его теле, но почему он не заботится о своей душе? В итоге он умирает на лестнице храма без покаяния.
Джон Уик оказался в тупике своего одиночества, в страшной ситуации детства с его травмой Покинутости, горем утрамы близких сущевств: погибли жена и собака. Но почему они должны были погибнуть? Потому что он должен был заново пережить детскую травму, ощутить это чувство оставленности.
Он попросил на своем надгробии написать «Любящий муж», но он и мог бы быть снова любящим мужчиной и найти себе новую женщину и продолжить жить. Его же личный выбор заключался в уходе из этой жизни, из этого воплощения с так и нерешенной психотравмой брошенности и оставленности, в сценарии борьбы со внешними врагами, отвлекающими от внутренней работы.
Если будет снято продолжение «Джон Уик 5», то в новом воплощении, после того, как героя оставляют родители и воспитывает мафия, он находит хорошего психолога и прорабатывает свою травму Покинутости, учится создавать любящие отношения. Заводит себе любящую семью с детьми и собакой, работает, скажем, полицейским, потому что хорошо знает криминальный мир по прошлой жизни. Т.е. он осознает, что случайностей в этом мире нет и все, что происходит в ней - это некий урок. И внутреннее состояние определяет события, которые будут с человеком происходить.
Думаю, что главная проблема персонажа - в слиянии сознания со своей детской травмой. Тогда человек теряет рычаги управления над своей жизнью и у него запускается деструктивный сценарий, как у Джона Уика. Другой вопрос - можно ли исправить совсем уж глубокие психотравмы?
Например, герой из фильма «Парфюмер: история одного убийцы» (2006) был настолько травмирован своей травмой и слит с ней, что успех в исцелении весьма сомнителен. Однако, не будем забывать, что такие безнадеждные случаи крайне редки и обычно работа над психотравмой приносит свой результат, который заключается в:
- освобождении от оков своей психотравмы
- принятия своей жизни
- повышения осознанности
- проведение ритуала горевания
- открыться новой жизни
- услышать зов своего сердца, чтобы жить дальше.
В итоге не могу не вспомнить персонажа Нео из фильмов «Матрицы», который тоже имеет схожие проблемы с героем нашего разбора:
- мужчина-перфекционист всегда занят по работе
- Нео и Джон также одиноки по жизни, что даже не замечают этого
- оба живут в своих фантазиях: сны Джона Уика, а Нео вообще застревает в мире матрицы
- оба не замечают своих психологических проблем, сливаются с травмой
- оба этих персонажа имеют много внешних врагов, которые символизируют сильный внутренний конфликт
Мысли вслух об актерских судьбах
Так роль выбирает актера можно догадываться и строить предположения почему актеру Киану Ривзу даются такие специфические роли. Потому что они отражают его внутреннее Я. Думаю, что люди, не являющиеся профессиональными актерами и не получившими профессионального образования играют в кино и на сцене самих себя.
Например, Владимир Высоцкий закончил Московский государственный строительный университет, а потом уже Школу-студию МХАТ. Схожая история с образованием и у Киану Ривза: средняя альтернативная школа и школа исскуств. Таким образом, уровень образования у Высоцкого значительно, даже можно сказать, что на порядок выше, чем у Ривза. Однако уровень психологических проблем у актеров тоже очень разный и не в пользу Высоцкого. Мне кажется, что родители Ривза были отстраненными от сына и недодали ему любви и тепла - поэтому Киану такой как бы отстраненный и холодноватый. А у Высоцкого все было более драматично: была сильная алкогольная зависимость и конфликт с отцом - поэтому он горячий и бунтующий.
Спасибо за внимание!
Ставьте лайки и пишите комментарии, оставляйте заявку на сессию в личку, если есть внутренний запрос на работу с собой! Не доводите себя до ручки, как Джон Уик! Потому что, если теория перевоплощений на самом деле не верна, то новая жизнь для работы над ошибками нам дана не будет.
P.S. Если с психологической составляющей Джона Уика мы разобрались, то на десерт можно оставить другой ответ вопрос - на кого работал Джон Уик, что это за люди Круглого Стола? Подсказка на скрине ниже
✍️Дорогие друзья, я - практикующий психолог. Приглашаю желающих на психологическую консультацию, все ссылки ниже.
🖥️Контакты
📧Эл. почта sig69@inbox.ru
📧Личка в ВК https://vk.com/sigaev_s
👉Прайс сессий и самопрезентация https://vk.com/@sigaev_s-samoprezentaciya 👉Мое образование и подготовка https://vk.com/album77342369_266587894
😀Благодарю за ваше внимание!
Джон Уик# психология в кино#