Найти тему

Белёвская игрушка - красавицы из глины с птичками на шляпках

Неотъемлемой частью любой национальной культуры, наряду с фольклором, костюмом или кухней, являются народные промыслы. Некоторые известны всему миру, но, к сожалению, в большинстве своём они частично или полностью утрачены в вихрях революций, войн или просто как когда-то вышедшие из моды. И сегодня, когда интерес к национальным брендам в нашей стране возрастает, отрадно видеть возрождение многих, казалось бы навсегда забытых народных ремёсел. К таковым, безусловно, можно отнести и наш родной, белёвский бренд – глиняную игрушку.

Белёвская игрушка точно не похожа ни на какую другую!
Белёвская игрушка точно не похожа ни на какую другую!

- Не секрет, что глина – материал распространённый достаточно широко. Её залежи встречаются в России повсеместно. А сколько видов, цветов глины могут назвать специалисты! Человечество поставило её себе на службу многие тысячи лет назад. На местах древних поселений по всей территории нашей страны можно найти осколки керамики. Именно по ним, этим маленьким и невзрачным кусочкам прошлого, археологи устанавливают возраст того или иного города, посёлка или деревни. Если, к примеру, керамика неровная, с вкраплениями мелких камешков и не обожжена надлежащим образом – люди здесь жили ещё до изобретения гончарного круга, а значит возраст поселения никак не моложе XI века нашей эры – времени появления этого механизма в Белёвском крае, - рассказывает белёвский краевед, член Русского географического общества Евгений Барбашов.

Теперь, наверное, никто не сможет точно сказать, в каком качестве глиняная игрушка явилась миру изначально. Ведь это не только забава для ребятни или украшение жилища. На Руси любая глиняная фигурка несла на себе обережные функции. Свистульки своим громким свистом разгоняли злых духов, а рисунки на их боках обладали сакральным смыслом. Каждая пустяшная, на взгляд современного человека, закорючка наносилась не просто так, она обязательно что-нибудь означала. А знаменитая тульская городская игрушка или её родная сестра – «белёвская барыня» – и вовсе выросли из древней статуэтки славянской богини плодородия и женской силы, покровительницы ткачества и прядения, Макоши. По заключению тульских археологов, первые подобные находки датируются XIV-XVI веками.

Всем широко известна дымковская, хлудневская или филимоновская глиняная игрушка. Но практически никто, за исключением группы энтузиастов, не знает про игрушку белёвскую. А это, тем не менее, довольно древний народный промысел, корни которого уходят в эпоху заселения нашего края славянами-вятичами.

Самое часто встречающееся животное в глиняной игрушке - лошадки
Самое часто встречающееся животное в глиняной игрушке - лошадки

- Конь в древности считался слугой солнца и фигурка коня, форма его шеи и гривы, повторяла траекторию движения светила по небосводу. Барыня или любая женская фигурка олицетворяла плодородие. Птицы предвещали скорое наступление весны и лета. Свист по поверьям славян отгонял злых духов и вызывал ветер. За ветром шли тучи и дождь, который поливал поля. А хороший полив полей значит хороший урожай, - рассказывает мастер глиняной игрушки Юрий Николаевич Жиляев.

В Белёвском районе самая распространённая игрушка это так называемые «дутыши» - некая зооморфная форма с каналом для прохождения воздуха и одним или несколькими боковыми отверстиями для резонации звука.

"Дутыши" издают мелодичное звучание - почти духовой инструмент!
"Дутыши" издают мелодичное звучание - почти духовой инструмент!

- Кроме различных «дутышей» в Белёвском районе делалась средняя игрушка – лошадки и птички, и, ставшая уже брендовой, белёвская барыня. К сожалению, в Советское время наш промысел был практически в полном забвении. В Белёвском художественно-краеведческом музее хранилось несколько экземпляров игрушек, изготовленных в старину. Сейчас я с помощниками занимаюсь поиском новых образцов старинной игрушки на местах исчезнувших деревень, в огородах. Мне помогают и краеведы. Огромный вклад в развитие промысла Иван Александрович Иванов, председатель белёвского землячества, который сейчас проживает в Москве. По его инициативе и поддержке в 80-е годы прошлого века несколько человек возродили белёвскую барыню. Его сестра, Филатова Мария Александровна, в начале 2000-х годов мне очень помогла в возрождении этого промысла, подарила несколько образцов. И до сих пор она помогает мне советом и консультацией,- вспоминает Юрий Жиляев.

Сейчас мастер белёвской глиняной игрушки в нашем крае пока работает один. Но он старается найти себе последователей, которые смогли бы не дать этому практически забытому промыслу исчезнуть окончательно. Юрий Николаевич во время своей работы в Белёвской школе искусств знакомил своих учеников с глиняной игрушкой. Кроме того, в «Музее пастилы» в Белёве гости могут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению простейшего «свиристика» на основе древнейшей формы.

Сделайте свою глиняную игрушку под руководством настоящего мастера - у нас в Музее пастилы "Старые традиции"!
Сделайте свою глиняную игрушку под руководством настоящего мастера - у нас в Музее пастилы "Старые традиции"!

- Я уже очень давно занимаюсь коллекционированием различных глиняных игрушек. В моей коллекции уже более трёхсот различных экспонатов со всего мира. Есть фигурки Христа из Сицилии, там этот промысел известен с XVII века и до сих пор развит очень широко. Совершенно случайно в интернете я нашла сведения о том, что в Белёве, помимо знаменитой яблочной пастилы и коклюшечного кружева, существовала ещё и глиняная игрушка. И я очень рада, что смогла выбраться в Белёв, рада знакомству с мастером, который практически в одиночку тащит на себе это ремесло. Ваша «белёвская барыня» прекрасна! – говорит гостья Белёва Евгения Ситникова, жительница Подмосковья.

Стать мастером белёвской глиняной игрушки трудно, но можно. Особенно, если есть желание и терпение. Ведь сделать так, чтобы игрушка с первого раза засвистела, под силу далеко не всем.

Труд мастера по изготовлению глиняную игрушки по-настоящему творческая работа - требует внимания к деталям, творческого видения и кропотливости в работе
Труд мастера по изготовлению глиняную игрушки по-настоящему творческая работа - требует внимания к деталям, творческого видения и кропотливости в работе

- Глиняная игрушка – это промысел, в основном, центральных районов средней полосы России. В разных губерниях она разительно отличалась от соседей. Обусловлено это было, прежде всего, особенностями местной глины, её пластическими свойствами и цветом после обжига. Но и, конечно, виденьем самих мастеров. Охватывала игрушка все сферы жизни. Были всадники, лошадки без всадников. Были разные птички, в основном курочки или петушки,- рассказывает Юрий Николаевич.

А сколько различных новых форм можно сделать на основе простейшей древней!? Например, мастер подготовил целую серию солдатиков. Здесь более пятнадцати персонажей различных эпох и родов войск – от стрельцов и казаков до французского маршала времён войны 1812 года и современных морских пехотинцев. Такие солдатики очень нравятся приезжающим в Белёв туристам, особенно мальчишкам. Ну а главный наш глиняный бренд, визитная карточка промысла широко известная «белёвская барыня» привлекает всех – от мала до велика.

Самая узнаваемая белёвская глиняная игрушка - Белёвская барышня. А сколько вы насчитали животных?
Самая узнаваемая белёвская глиняная игрушка - Белёвская барышня. А сколько вы насчитали животных?

- Я впервые увидела белёвскую барыню в краеведческом музее и сразу влюбилась в эту статуэтку. Изящные формы, характерная раскраска – всё меня привлекает в ней. Сейчас, к сожалению, в нашем крае всего один мастер работает над созданием этих шедевров, доставшихся нам от наших дедов и прадедов. Но будь то барыня, или маленькая простенькая свистулька – это культурный пласт, это наше наследие. И, я считаю, необходимо знакомить с этим ремеслом детей. Ведь в старину производство игрушки и было делом женщин и маленьких ребятишек. Это был их пусть и маленький, но вклад в семейный заработок. Сейчас для школьников, да и для детей любого возраста, изучение и занятие, в том числе и глиняной игрушкой – это познание истории своего народа, даже своей семьи. Изучение народных промыслов родного края – один из путей воспитания настоящего гражданина своей страны, - говорит Людмила Стамберская, педагог белёвской школы №4.

Барышни, такие барышни - всегда разные и, ну очень модные :)
Барышни, такие барышни - всегда разные и, ну очень модные :)

- Наша классная руководительница Ирина Юрьевна Мамышева во время весенних каникул решила познакомить своих учеников с белёвской глиняной игрушкой. Я с удивлением узнала, что, оказывается, в старину в Белёве не только занимались пастилой и плели кружево, но и делали такие замечательные фигурки из глины. Я уже занимаюсь кружевоплетением, а теперь очень хочу научиться делать и обычные простые глиняные свистульки, но и «белёвскую барыню»! – говорит Настя Кудрявцева, ученица белёвской школы №4.

Даже по внешнему виду «белёвской барыни» становится понятно – делать её очень сложно. И это дело не одного дня, на производство этой статуэтки уходит иногда почти две недели.

- Действительно, это не так просто, как кажется. Полный цикл изготовления игрушки начинается с правильной заготовки глины. Добываем мы её в карьере, недалеко от города. Глина должна «умереть» - в ней должны прекратиться все химические процессы. Затем её надо растворить в воде, очистить от крупных фракций, различного мусора, высушить и только потом материал готов к работе. Надо сделать заготовку, затем вылепить фигурку. Как делается, к примеру, «белёвская барыня»? В начале раскатываем тонким слоем глину и по определенной выкройке вырезаем контуры будущей юбки. Делаем юбку, на неё, постепенно добавляя глину, налепляем туловище и голову, пока без рук. Голову, с помощью мокрой глины, украшаем шляпкой. Шляпку дополняем заранее вылепленной маленькой свистулькой и каким-нибудь украшением. Например, корзинкой с цветами. Затем приделываем руки и украшаем саму фигуру – юбку, платье. Отдельно вылепляем зонтик, который вставляем в руки барыне после обжига. Только лепка фигурки без зонтика занимает порядка 3,5-4 часов. Нельзя прерваться и отложить на завтра. Глина подсохнет и работать станет невозможно. Затем игрушка должна естественным образом высохнуть. Малые формы 2-3 дня, барыня сохнет 5-6. Затем обжиг. В течение дня плавно температура повышается до 900 градусов. По достижении нужной температуры печку выключаем и ещё сутки она остывает. И только потом роспись, - рассказывает о процессе создания игрушки Юрий Жиляев.

Процесс изготовления белёвской игрушки - по настоящему захватывающий. Приходите в Музей пастилы на мастер-класс - и вы сами убедитесь!
Процесс изготовления белёвской игрушки - по настоящему захватывающий. Приходите в Музей пастилы на мастер-класс - и вы сами убедитесь!

Во многих промыслах присутствует женская фигура, подобная «белёвской барыне». Но больше нигде, кроме как в Белёве, у глиняной красавицы на шляпе сидит птичка. И не просто птичка, это действующая свистулька. Она свистит! Камера резонатора у такой птички меньше мизинца, больше нигде таких не делают. В руках барыня может держать зверька – кошку или собаку, сумку, муфту, даже большой кусок знаменитой белёвской яблочной пастилы. А подол платья белёвской глиняной красавицы традиционно разукрашивается разноцветной сеткой. Таким нехитрым образом глиняный промысел отдаёт дань белёвскому кружеву.

Юрий Николаевич - мастер белёвской глиняной игрушки проводит мастер-класс. Учитесь у настоящих мастеров - у нас :)
Юрий Николаевич - мастер белёвской глиняной игрушки проводит мастер-класс. Учитесь у настоящих мастеров - у нас :)

- Тула, Тульская область – признанная мастерская России. Поддержка и развитие наших ремёсел – задача приоритетная! Белёв – один из главных после Тулы культурных центров и центров ремёсел. В этом городе богатейшие традиции. Это пастила, кружево, кузнечное дело. Безусловно, известна и белёвская глиняная игрушка, пусть и не так широко. Она имеет свои особенности, свои традиции, специфику. Конечно, её обязательно нужно рассматривать как изделие народных художественных промыслов. Поэтому со своей стороны я бы рекомендовала белёвцам вынести их ремесло на обсуждение совета, чтобы наравне с тульской городской игрушкой, филимоновской игрушкой, богородицкой, белёвская игрушка получила свой статус, - поделилась своим мнением Татьяна Рыбкина, министр культуры Тульской области.

Работы белёвского мастера и его мастерской регулярно участвуют в региональных и всероссийских выставках, он ездит с мастер-классами на различные мероприятия. Также есть желание наладить контакты с коллегами из других регионов России. Ведь это важно – делиться опытом, рассказывать другим об особенностях местного промысла, узнавать тонкости изготовления глиняных фигурок в других областях. В нашей стране в разных областях техника изготовления, порядок лепки, орнамент, раскраска – разные. И в этом многообразии игрушки заключена её привлекательность. Кто-то коллекционирует марки, кто-то автомобили. А кто-то глиняную игрушку. И, окунувшись в этот промысел даже на время, становится понятно: коллекция эта может быть поистине огромной. Главное не утерять снова эту тонкую ниточку, тянущуюся к нам из глубины веков, от наших далёких предков.
_______________________________________________________________________________

Сайт Музея пастилы "Старые традиции"
дом-традиций.рф

Единый телефон для записи на экскурсии и консультаций
+7 (909) 264-76-32

  • Запись по телефону ежедневно с 09:00 до 21:00
  • Музей работает ТОЛЬКО по предварительной записи на экскурсию и формированию группы от 15 человек!
  • Музей пастилы "Старые традиции" в г. Белёв открывает новый туристический сезон!

Музей пастилы компании «Старые традиции» подготовил для вас множество всего интересного всего - ждём Вас в гости!

________________________________________________________________________

Фабрика-музей "Старые традиции" в социальных сетях:

Сообщество ВК - Белевская пастила | Старые традиции
- ещё больше новостей компании "Старые традиции"

Telegram-канал - https://t.me/startradi
- присоединяйтесь, чтобы получать самые лучшие предложения на белёвские сладости от фабрики "Старые традиции" первыми!

Группа в ОК - Белёвская пастила "Старые традиции"