- 1 июня отмечается и День Северного флота — самого мощного соединения ВМФ РФ.
- Дата праздника приурочена к дню создания Северного флота 1 июня 1933 года, когда вышел циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии.
- Новым морским центром стал Мурманск, где расположилась флотилия Северного Ледовитого океана.
1 июня вся страна радостно отметит Международный день защиты детей. Но это не единственный значимый праздник для России в первый день лета.
1 июня отмечается и День Северного флота — самого мощного соединения ВМФ РФ.
Северный флот играет одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности России, выполняя функции ядерного сдерживания. А по мере усиления западной военной активности в Арктике значение этого соединения будет только возрастать. Россию омывают 15 морей, половина из которых относится к Северному Ледовитому океану и за безопасность в этих водах отвечает Северный флот ВМФ России - самый молодой из всех флотов нашей страны.
Дата праздника приурочена к дню создания Северного флота 1 июня 1933 года, когда вышел циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии.
И, хотя, в 2014 году командующий флотом подписал приказ о том, что годом основания Северного флота нужно считать 1733 г., официальная его история начинается позже.
Будем разбираться в перипетиях исторического пути Северного флота….
Его история берет свое начало еще с XVII века, когда Петр I, вернувшись из Великого посольства, где сам участвовал в строительстве кораблей, привез необходимые для постройки флота знания. Была создана Архангельская флотилия, которая охраняла побережье Белого моря и верфи около города. Во время Северной войны флотилия проявила особую отвагу, когда смогла отразить нападение шведов и не дала их кораблям пробиться к главному и на тот момент единственному морскому порту России, находившемуся в Архангельске.
Для создания флота, в первую очередь, необходимо обустройство военно-морской базы. Для этого указом императрицы Анны Иоанновны весной 1733 года был основан Архангельский военный порт с постоянной эскадрой - можно считать, что история российского Северного флота началась.
Доказав свою боеспособность, флотилия продолжала нести службу вплоть до расформирования в середине XIX века из-за отсутствия военных угроз. Кроме того, необходимо было обеспечить кораблями Балтийский и Черноморский флоты, а также только начинавший набирать силу Дальневосточный флот, вооружение для которого можно было переправить с Северного флота.
Но когда в конце века обострилась борьба России и Англии за арктический регион, снова возникла необходимость охранять территории, тогда и была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. Расположенная в Кольском заливе, она патрулировала Белое море и следила за сохранностью береговой зоны.
Важную роль Северный флот сыграл в ходе мировых войн. Во время Первой мировой войны именно северное направление оказалось наиболее удобным для общения России с союзниками по Антанте — Англией и Францией. К тому времени флот насчитывал уже более 80 кораблей, которые стали использовать не только для обеспечения безопасной коммуникации с другими странами, но и для уничтожения немецких подводных лодок.
Новым морским центром стал Мурманск, где расположилась флотилия Северного Ледовитого океана.
Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем, зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом.
Ситуация кардинально поменялась, когда в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке активизировалась Япония. Неудачи в Русско-японской войне 1904-1905 гг. показали России, что это серьезный соперник, поэтому требовалось срочно укреплять Тихоокеанский флот. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Однако использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу.
1 июня 1933 года подписан циркуляр Главного штаба РККА, согласно которому, первые корабли вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии и прибыли в Мурманский залив 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец».
Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 гг.
Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования. Северный флот быстро наращивал силы. Так, на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255.
После войны флот продолжал развиваться и проводить испытания новой техники. Так, в сентябре 1955 года произошло важнейшее в истории советского флота событие: в Белом море впервые была запущена баллистическая ракета с подводной лодки, а в 1959 году на Северном флоте появилась отечественная подводная лодка «К-3». Позднее она была переименована в «Ленинский комсомол» и вошла в историю как первая подлодка, которая подошла к Северному полюсу под льдами Арктики в 1962 году. В честь этого события там установили флаг СССР и Андреевский флаг.
Первую АПЛ строили на Севмаше. Для нее разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на глубину до 300 м. А благодаря китообразным обводам корпуса она стала быстрее первой американской атомной субмарины «Наутилус».
Научный руководитель проекта Анатолий Александров в момент приведения лодки в движение сделал запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». В июле 1962 года «Ленинский комсомол» впервые в истории ВМФ СССР совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды прошел точку Северного полюса.
В 1991 году АПЛ вывели из состава флота. Сейчас она ждет финансирования для переоборудования в музей.
В 2022 году Северный флот получил 530 единиц новейшего вооружения. А в апреле 2023 г. совершил межфлотский переход и прибыл на Северный флот фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко». Особенность корабля 1-го ранга «Адмирал Головко» заключается в его вооружении, которое, помимо противокорабельных ракет «Оникс» и «Калибр», может использовать и гиперзвуковые ракеты «Циркон». В Великобритании их назвали «леденящей душу угрозой». Новый фрегат стал третьим представителем проекта, строятся ещё пять подобных кораблей.
Проект 22350 — серия российских тяжелых многоцелевых фрегатов с управляемым ракетным вооружением. Корабли предназначены для ведения боевых действий на дальних морских рубежах против надводной и подводной флотилии противника, отражения атак с воздуха как в одиночку, так и в составе боевого соединения.