Найти в Дзене

«Победил меня не враг, а родное правительство своей злобной завистью». Как и зачем Ганнибал пошел через Альпы и чего ему этого стоило?

Во время Второй Пунической войны Римская республика столкнулась с другой великой державой Средиземноморья - Карфагеном, древним городом, расположенным на территории современного Туниса. Карфаген контролировал побережье Северной Африки и Пиренейского полуострова. Рим надеялся использовать свое морское превосходство для вторжения и заставить своего соперника принять римские условия мира. Чтобы отразить эту угрозу, Карфаген обратился к своему величайшему полководцу, легендарному Ганнибалу, который разработал смелый план: он нанесет первый удар, вторгнется в Италию и заставит римлян защищать свою собственную территорию. Но чтобы добраться до территории современной Италии, Ганнибал должен был совершить один из самых дерзких подвигов, когда-либо предпринятых полководцем - ему нужно было провести свои войска через Альпы. Это означало преодоление труднопроходимой местности, снега и льда, прохождение через горные перевалы, контролируемые свирепыми местными племенами, которые могли напасть на ни
Оглавление

Во время Второй Пунической войны Римская республика столкнулась с другой великой державой Средиземноморья - Карфагеном, древним городом, расположенным на территории современного Туниса. Карфаген контролировал побережье Северной Африки и Пиренейского полуострова. Рим надеялся использовать свое морское превосходство для вторжения и заставить своего соперника принять римские условия мира.

Чтобы отразить эту угрозу, Карфаген обратился к своему величайшему полководцу, легендарному Ганнибалу, который разработал смелый план: он нанесет первый удар, вторгнется в Италию и заставит римлян защищать свою собственную территорию. Но чтобы добраться до территории современной Италии, Ганнибал должен был совершить один из самых дерзких подвигов, когда-либо предпринятых полководцем - ему нужно было провести свои войска через Альпы.

Карта основных военных действий Второй Пунической войны
Карта основных военных действий Второй Пунической войны

Это означало преодоление труднопроходимой местности, снега и льда, прохождение через горные перевалы, контролируемые свирепыми местными племенами, которые могли напасть на них в любой момент с более выгодных позиций. А армия Ганнибала при всем желании не могла проскочить незаметно - она насчитывала 70 000 человек, 20 000 лошадей и 37 слонов.

Это был чреватый опасностями шаг, который легко мог стать одной из величайших военных катастроф в истории. Однако Ганнибалу не только удалось провести свою армию через Альпы, карфагеняне, по словам римского историка Тита Ливия (Ливия), преодолели этот путь всего за 16 дней.

Зачем пошел через Альпы?

Ганнибалу пришлось пересечь Альпы, потому что он не мог перебросить свои войска в Италию по морю, у него не было достаточного количества союзных портов, чтобы поддержать такую морскую экспедицию.
("Ганнибал: эллинистическая жизнь", Ив Макдональд)

Он также нуждался в местной поддержке в Италии, поэтому путь на север Италии через Альпы означал, что он сможет заручиться поддержкой населения Северной Италии, которое и так было очень враждебно настроено к римлянам.

Путь через Альпы

Точный маршрут Ганнибала через Альпы обсуждается уже более 2200 лет. Но исследования, основанные на древних отложениях экскрементов животных, показывают, что карфагеняне могли пройти через Коль-де-ла-Траверсетт, узкий перевал на юго-востоке Франции вдоль границы с Италией на высоте около 2300 метров.

Когда в конце сентября - начале октября 218 года до н.э. армия Ганнибала наконец достигла Альп, зима стремительно приближалась. Терять время было нельзя. Его солдаты были одеты с расчетом на холод и снег и, возможно, даже оборудовали свои сандалии эквивалентом современных крапонов, чтобы придать им большее сцепление с поверхностью.

Два века спустя древнеримский историк Тит Ливий, который в своем повествовании опирался на более ранний рассказ карфагенянина, представил себе эту сцену.

Страшное видение предстало перед их глазами. Возвышающиеся пики, снежные вершины, вздымающиеся к небу, грубые хижины, прижавшиеся к скалам, звери и скот, облезлые и иссохшие от холода, люди с их дикими и лохматыми волосами, вся природа, живая и неживая, скованная морозом: все это и другие виды, ужас которых невозможно выразить словами, придали новую остроту их опасениям.
("История от основания города", Тит Ливий)
Войнам Ганнибала предстояло преодолеть тяжелейший путь в их жизни
Войнам Ганнибала предстояло преодолеть тяжелейший путь в их жизни

Согласно рассказу Ливия, когда первая колонна карфагенян осторожно продвигалась вперед, вокруг них появились люди из племен. Ганнибал быстро приказал своим войскам остановиться и отправил своих галльских проводников на разведку. На следующее утро он оставил большую часть своей армии в лагере, а сам собрал группу самых смелых и решительных легких пехотинцев, которые незаметно поднялись и закрепились на самых высоких местах маршрута. Как пишет Ливий, когда местные жители появились на следующий день, к своему шоку, «они увидели карфагенские штурмовые отряды прямо над своими головами».

Сражения с племенами

Тем не менее, когда племена увидели, с каким трудом длинные обозы людей и вьючных животных основного войска карфагенян преодолевают местность, они все равно решили атаковать. Карфагеняне понесли большие потери.

Дорога, ведущая к перевалу, была не только узкой и неровной, но и упиралась в обрывы, и поэтому малейшее движение или беспорядок в строю приводили к тому, что многие животные вместе с грузом оказывались на краю
("Всеобщая история", Полибий)

По словам Полибия, Ганнибалу все же удалось разгромить врага, а после того, как они отогнали их, атаковали и захватили близлежащий город противника, где вернули несколько солдат, мулов и лошадей, которые были захвачены в плен, карфагеняне захватили много продовольствия.

Вскоре после этого Ганнибал заключил мир с горными вождями. Но они оказались такими же коварными, как и местность, и совершили еще одну внезапную атаку как раз в тот момент, когда карфагенская армия пробиралась через особенно трудный участок перевала. И снова Ганнибал и его солдаты понесли тяжелые потери, но сумели отбить нападавших. Слоны Ганнибала, которые, возможно, принадлежали к вымершему подвиду, обитавшему в Атласских горах в Марокко и Алжире, оказались ценным подспорьем.

Враги были напуганы их странным видом и не осмеливались приблизиться к той части колонны, в которой они находились.
("Всеобщая история", Полибий)
Боевые слоны Ганнибала на переправе через Рону. Картина Анри Мотта, 1878
Боевые слоны Ганнибала на переправе через Рону. Картина Анри Мотта, 1878

Помимо погоды, рельефа местности и враждебно настроенных туземцев, психологическое воздействие пребывания в Альпах усугубило моральный дух карфагенян.

Я думаю, сегодня мы забываем, насколько в то время люди были суеверными. Поэтому эти огромные горы рождали в воображении воинов Ганнибала самые их страшные кошмары из мифов, полных чудовищ.
("Ганнибал: эллинистическая жизнь", Ив Макдональд)

Помимо стойкости, выжить в пути карфагенянам помогла изобретательность. Ливий ставит в заслугу самому Ганнибалу то, что он придумал метод прокладывания нового пути через льдину с помощью испорченного вина и огня, хотя, как отмечает Макдональд, «это может быть просто частью мифа».

Войска Ганнибала наткнулись на огромную скалу, преграждавшую им путь. На прорубание новой дороги было уже потрачено столько сил, что не было другого выбора, кроме как найти способ избавиться от препятствия. Сдвинуть валун с места было невозможно из-за его размера, веса и расположения, так что они приступили к его разрушению, взяв на вооружение новый метод. Инженерам нужно было нагреть камень, чтобы сделать его хрупким. На заросших склонах собирали валежник и рубили деревья. Они использовали эту древесину, чтобы разжечь огромный костер вокруг скалы и поддерживать пламя всю ночь. Благоприятствовавший ветер помог раздуть костер, и камень нагревался с каждым часом. Когда скала хорошенько разогрелась, солдаты передали инженерам свои запасы кислого вина, и те облили им глыбу. Кислое вино — это, по сути, уксус, образующий трещины на разогретой поверхности. После этого инженеры взялись за кирки и за короткое время разрушили скалу достаточно, чтобы продолжить сооружение карниза,
(Клятва Ганнибала: Жизнь и войны величайшего врага Рима, Джон Превас)

К девятому дню армия Ганнибала достигла самой высокой точки маршрута, но, согласно рассказу Полибия, люди чувствовали себя измотанными. Видя их отчаяние, Ганнибал выехал на своем коне вперед. Он остановил армию и призвал их посмотреть вниз, в долину По в Италии. "Отныне все будет идти легко - больше не придется взбираться на холмы", - сказал своим людям полководец.

Спуск - такой же коварный, как и подъем

К несчастью для карфагенян, спуск оказался еще более крутым и трудным, чем подъем в горы. По словам Полибия, карфагеняне скользили вниз по склону. "Человеку было невозможно удержаться на ногах", - писал он, добавляя, что "малейшая оплошность означала падение, так что царила неописуемая неразбериха: люди и звери спотыкались и скользили вниз".

В конце концов, карфагеняне добрались до низа, где было теплее, а ландшафт был зеленым. Ганнибал преуспел, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Следующие несколько лет он провел, сражаясь с римлянами на их собственной территории, неоднократно побеждая их и нанося тяжелые потери. В битве при Каннах в 216 году до н.э. его войска уничтожили не менее 50 000 римских легионеров. Но Ганнибал никогда не располагал ресурсами, которые позволили бы ему совершить нападение на Рим, возможно, из-за напряженных отношений его семьи с карфагенским сенатом на родине.

Получить подкрепление Ганнибал в Италии не мог. Отсутствие у Карфагена господства на морях было огромной проблемой.
("Ганнибал: эллинистическая жизнь", Ив Макдональд)

Тем не менее, Ганнибал так и не был

В конце концов Ганнибал был отозван для защиты Карфагена от римлян в 203 году до н.э., то етсь после 15 лет неприкающихся битв Ганнибала на вражеской территории.

Битва при Заме, 202 г. до н. э
Битва при Заме, 202 г. до н. э

Спустя год римляне разгромили войско Ганнибала в битве при Заме в 202 году до н.э, но произошло это уже в Африке. Поражение во Второй Пунической войне фактически положило конец вызову Карфагена Риму, и полвека спустя римляне разрушили город и объявили карфагенскую территорию частью римского царства. Тем не менее, спустя долгое время после того, как империя, за сохранение которой он боролся, была практически забыта, Ганнибала помнят за дерзость его похода через Альпы.

На решение об отзыве его армии Ганнибал сквозь слезы сказал следующее:

«Победил меня не римский народ, столько раз мною битый и обращённый в бегство, а карфагенский сенат своей злобной завистью».