#317
Сегодня мы расскажем вам о крупнейшем проекте государственно-частного партнерства в сфере железнодорожной отрасли - Евротоннеле или тоннеле под проливом Ла-Манш.
Евротоннель - это двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, 39 км из которых проходят под проливом Ла-Манш, который соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением.
Благодаря тоннелю стало возможным попасть в Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут. В самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.
🔹 Проект был инициирован в конце XVIII в регионе Франции Нор-Па-де-Кале. В 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье высказал идею строительства тоннеля.
📜Согласно проекту, тоннель должен был освещаться масляными лампами и по нему должны были путешествовать конные экипажи. Для вентиляции предусматривались отдушины, ведущие к поверхности моря. В те времена стоимость строительства была оценена в 1 миллион фунтов стерлингов. Этот проект был предложен Наполеоном I при заключении мирного договора между Великобританией и Францией, однако из-за Войны третьей коалиции он так и остался на бумаге. Далее в течение многих лет строительство тоннеля пытались воплотить ещё несколько раз, но оно постоянно срывалось по разным причинам.
💡Идея постройки тоннеля вновь была возрождена после Второй Мировой войны. В 1957 году была сформирована исследовательская группа, которая в 1960 году в отчёте порекомендовала прорыть два главных тоннеля и один служебный между ними.
Проект был одобрен и запущен в 1973 году. Из-за очередных финансовых проблем спустя два года, когда был прокопан тестовый тоннель длиной 250 метров, проект снова был остановлен.
В 1984 году правительства Великобритании и Франции пришли к выводу, что без дополнительного привлечения частных средств строительство невозможно. 12 февраля 1986 года был подписан договор о заключении концессионного соглашения в отношении строительства тоннеля. Текст концессионного соглашения можно найти по ссылке.
По проекту тоннель должен был соединять два города: Кале с французской стороны и Фолкстон с английской. Работы проводились одновременно с двух сторон.
Для точной состыковки строящихся частей тоннеля использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей обе стороны встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 года на глубине 40 метров от дна пролива. Погрешность составила 0,358 метра по горизонтали и 0,058 метра по вертикали.
⛏Последние метры тоннеля бурильщики проделали вручную — с помощью кирок и лопат.
В 1994 году Евротуннель был торжественно открыт лидерами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.
💷 В момент запуска строительства стоимость Евротоннеля была оценена в 5 миллиардов фунтов стерлингов. Технически сложный проект должен был быстро выйти на точку безубыточности - все расчеты по ежедневной миграции населения между двумя странами подтверждали его успешность. Однако рентабельность инвестиций оказалась меньше планируемой в 2 раза, т.к. авиакомпании-лоукостеры и паромы предложили более выгодное ценовое решение. В конечном итоге расходы составили около 10 миллиардов фунтов стерлингов. Строительство велось на деньги частных инвесторов.
Таким образом, строительство Евротуннеля является грандиозным проектом XX века, который долго и сложно достигает уровня коммерческой окупаемости. На его реализацию потребовалось более двух столетий. Это один из крупнейших проектов в сфере транспортной инфраструктуры мирового масштаба, реализованных с помощью механизма публично-частного партнерства.
Компания You & Partners оказывает услуги по структурированию и сопровождению ГЧП-проектов и проведению обучающих вебинаров по различным аспектам реализации ГЧП-проектов!
Подписывайтесь на наш Телеграмм канал: https://t.me/primePPP
Из-за отсутствия отклика от аудитории наш канал не попадает в ленту Дзена. Мы будем очень признательны, если вы просто поставите лайк и подпишетесь.