Перед нами два видео, где, в общем, происходит одно и то же. Мы видим физическое насилие над ребенком. Но, согласитесь, есть нюанс и, как известно, «дьявол кроется в деталях».
В чем же разница?
Во-первых, на одном видео посторонний человек бьёт ребенка, а на другом этим занимается собственная мать. Но давайте вникнем глубже.
Дети и подростки, который год, терроризируют забегаловки по всей стране. Об этом масса новостей. Если вы не знаете, что могут творить предоставленные самим себе дети и не имеете фантазии предположить, почитайте эти новости.
Если вы не знаете о том, какие сейчас дети вообще, то почитайте новости о школьной жизни – окунули головой в унитаз, унизили на камеры, изнасиловали, порезали и др. – и посмотрите молодежные открытые группы в ВК. Неплохо было бы зайти в школьную группу Вашего ребенка и посмотреть, как на самом деле живет Ваша школа.
Итак. На первом видео перед нами типичные представители «забегалочного детства». Судя по дерзости и тупому смеху, это еще те детки, от которых в голос воют учителя.
Судя по тому, что работник забегаловки тыкает головой под ноги пацану и требует уборки, пацан сильно, специально и из раза в раз мусорил, разливая лимонад. После первого-единственного раза (даже сознательного раза) никто не будет на такой работе лупить чужого ребенка.
Получается, что работник требовал от пацана соблюдения элементарных правил поведения. Согласитесь, перед тем, как хватать за шкирку любой бы требовал. Но требования были проигнорированы. Онижедети игнорируют любые требования из урока в урок. А тут какая-то забегаловка!
Более того, этот не очень умный в силу отсутствия опыта ребенок проигнорировал требования и тогда, когда был схвачен. А выполнять их начал только после закономерного и справедливого, хотя и не законного, применения к нему силы.
Перед нами закономерное и справедливое применение силы в воспитательных целях. Хотя и не законное. Ну и что же? Бывает ведь наоборот: законно, но не справедливо и не закономерно. Например, пенсионная реформа. Поэтому, не нужно к этой пресловутой законности взывать. Не будем лицемерами.
Единственно, что можно «предъявить» работнику исходя из общественных (не путать с «блатными») норм и понятий – унижение ребенка. «Щенок», – оскорбил пацана работник. Но, как по мне, так это можно «понять и простить». Сгоряча.
Во втором случае, свою дочь бьет мать. Но не просто и не только бьет, а унижает и демонстрирует ненависть. Не выдвигая никаких внятных требований. Очевидно, что мать «не в духе». Таких матерей «не в духе» я насмотрелся за весь свой жизненный и профессиональный стаж. Неустроенность личной жизни, проблемы с работой и деньгами, алкоголизм – обычно таков перечень.
Но давайте присмотримся к девочке. Сразу поставлю вопрос. Относится ли эта девочка к типу «золушек» или к типу дочки из сказки «двенадцать месяцев»?
Исходя из практики скажу, что «золушки» бывают в жизни, но очень редко. В основном, это обычные невоспитанные дети. Не воспитаны они потому что их родители непоследовательны, невнятно и нерегулярно формулируют требования, не следят за их исполнением, не занимаются детьми, предпочитая погружать их в пучину интернета. Таких родителей очень много. И ясно, почему «золушек» мало, а их противоположностей много: «золушки» растут вопреки, а другие благодаря такому положению вещей.
Я это к тому, что, как бы не было жалко девочку и какой бы вопиюще неправильной не была ситуация, сама девочка, скорее всего, тоже «хороша».
Согласитесь, перед этим конфликтом не могло быть полного подчинения дочери матери, не могло быть покладистых «да мамочка». Не могло быть своевременного подъема из кровати, уборки за котом, всех утренних процедур. Не могло быть завтрака для мамочки. Скорее всего, там все или многое было наоборот. Что и вывело из себя совершенно неадекватную мамашу.
Кроме того. В отличие от пацана с первого видео, который был потрясен таким к себе отношением (что выразилось в беспрекословном подчинении и извинении), девочка к подобному привычна. Она не боится, не бьется в истерике и даже не плачет. Она пытается успокоить мамашу, хладнокровно прикрываясь руками. Кстати, мамаша проявляет некие зачатки нормального родительского отношения, заплетая хвостик. Что дополнительно подтверждает мои догадки о происходящем в их квартире перед лифтом.
Далее. Обратите внимание на внешний вид девушки.
Если предельно обобщить и классифицировать, то школьники с таким внешним видом в школе не являются кладезью дисциплины и знаний. Обычно это тусовщики и развлекушники. И не надо мне говорить, что сейчас мода такая. Долго работал в школе и еще дольше с детьми. В целом, строго одетые дети более дисциплинированы, чем одетые вот так, «для гулянки».
А еще могу смело утверждать, что, если ребенок из такой семьи не является «золушкой», то вот такая манера поведения перехватывается им «на ура» и применяется уже к окружающим. К тем, к кому можно применить. С теми, к кому нельзя такой ребенок предпочитает «дружить».
Не подумайте, что я кого-либо сейчас оправдываю, хотя у меня, конечно, есть личные воззрения на два этих эпизода. Я провожу беспристрастный анализ на основе своих знаний и большого опыта работы с детьми. А цель…
Цель в том, чтобы продемонстрировать влияние «антикультуры страха» на воспитание детей.
В первом случае, это избалованный пацан, который не знает встреч с опасностями и сложностями, пасующий перед первой из них. Кстати, чем дольше он будет тем или иным образом избегать таких ситуаций, тем болезненнее для его личности будет встреча с ними. Как в этот раз. Представьте себе мужчину, в которого, скорее всего, вырастет этот мальчик. Один из «стоящих на границе» в случае опасности и бросающих семью...
Во втором случае это, скорее всего, невоспитанная девица, понимающая, что убивать ее никто не собирается и привыкшая к побоям. У нее нет страха перед криком, угрозами и даже побоями. Такая запросто, как пацан, наговорит гадостей и учителю, и продавцу в магазине и своему будущему мужу «по пьяни».
У них обоих нет страха. У первого, потому что он не встречался с ним, а у второй, из-за частых с ним встреч и привычки.
Как вы думаете, на какой по счету раз эта девочка напорется на того, кто будет бить по-настоящему? Это может быть оскорбленный прохожий, пьяный муж или кто-то еще. Как скоро это случится?
Культура страха – это золотая середина. Ребенок должен знать, что это такое, должен уметь это «готовить». Но ни в коем случае не должен привыкать к нему, постоянно живя в страхе.
Данный вопрос всегда регулировался системой общественных отношений. Тем, что называется «традиционным обществом». Его нормами, понятиями и моралью. Никто никогда не задумывался об этом специально и не поступал сознательно исходя из своих соображений. Просто знали, что «надо так», а «так не надо». Исходя из этого и относились к детям.
Сегодня «традиционное общество» ушло в историю. Вместе с ним почти ушли его мораль, нормы и понятия. Люди (и дети) оказались «брошенными». Как эти вопросы должны решаться сейчас? Ведь наплевательское к ним отношение уже карается обвальным ростом разводов, брошенных детей, врожденных заболеваний, инфантильностью и т.д. и т.п. Я вижу только один ответ: решать это должна Педагогика. Это – один из действительно важных вопросов, из тех, которые ставит перед ней жизнь. Но это уже другая история.
Многие мои статьи "Дзен" ограничивает в показах. И, хотя я считаю, что качество важнее чем количество, наше с вами количество тоже должно расти. В этом поможет распространение ссылок на статьи. Если есть кому, рассылайте ссылки, пожалуйста!