Найти тему
Военобзор

Загадка гибели немецкой эскадры у Фолклендских островов

Броненосный крейсер "Шарнхорст", 1907 году. На нём держал флаг вице-адмирал фон Шпее во время битвы у Фолклендских островов. Фото: wikipedia.org
Броненосный крейсер "Шарнхорст", 1907 году. На нём держал флаг вице-адмирал фон Шпее во время битвы у Фолклендских островов. Фото: wikipedia.org

Одним из самых страшных и кровопролитных конфликтов в истории человечества стала Первая мировая война. Конечно, ей далеко по количеству жертв до Второй мировой, но надо понимать, что за последующие два с лишним десятилетия "человек разумный" очень сильно усовершенствовал орудия для истребления себе подобных.

Первая мировая война, ставшая первым конфликтом глобального масштаба, до сих пор таит огромное количество тайн и загадок. Одной из них является загадка гибели эскадры вице-адмирала фон Шпее у Фолклендских островов. Гибель целой эскадры под командованием очень опытного и осторожного моряка до сих пор вызывает много вопросов. Главным из них является вопрос о том, как такое вообще могло произойти?

Вице-адмирал кайзеровского флота Максимилиан фон Шпее. Фото: commons.wikimedia.org
Вице-адмирал кайзеровского флота Максимилиан фон Шпее. Фото: commons.wikimedia.org

В августе 1914 года эскадра под руководством Максимилиана фон Шпее, базировавшаяся в арендованном у Китая порту Циндао, была перенаправлена на тихоокеанские коммуникации противника к побережью Чили. Туда ушли все корабли за исключением лёгкого крейсера "Эмден". Последний получил задачу действовать на вражеских коммуникациях в водах Индийского океана. Уже у чилийского побережья к эскадре фон Шпее присоединился крейсер "Дрезден". Итого в немецкой эскадре насчитывалось два броненосных крейсера ("Шарнхорст" и "Гнейзенау"), три лёгких крейсера ("Дрезден", "Нюрнберг" и "Лейпциг"), два транспорта и госпитальное судно "Зейдлиц".

Поначалу немецким морякам улыбалась удача. Уже 1 ноября 1914 года у берегов Чили ими были потоплены британские крейсеры "Гуд Хоуп" и "Монмут". Но всему хорошему, в том числе и военному везению, приходит конец. Неожиданно командующий эскадрой получил зашифрованную телеграмму за подписью самого морского министра Германии адмирала Альфреда фон Тирпица. Текст телеграммы гласил, что эскадра фон Шпее должна прекратить выполнение задания и следовать в Северное море для последующего соединения с основными силами флота кайзера. Приказ есть приказ, его необходимо выполнять.

Сначала фон Шпее в точности выполнил распоряжение. Его корабли обогнули мыс Горн, оставшись незамеченными для противника. Дальше эскадра должна была следовать курсом на север. Но на одном из военных советов командующий неожиданно для своих офицеров заявил о намерении атаковать британскую морскую базу Порт-Стэнли, что на Фолклендских островах.

Уже 8 декабря немецкая эскадра подошла к Фолклендским островам. И тут неожиданность – на горизонте виднелись силуэты британских линейных крейсеров. Это была эскадра под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди. В составе британской эскадры были два линейных, три броненосных, два лёгких и два вспомогательных крейсера. Силы были явно не равны. Тем более, что броненосные крейсеры фон Шпее проигрывали в скорости кораблям противника и просто не могли оторваться от погони.

Британский линейный крейсер "Инвинсибл" вступает в бой у Фолклендских островов. Фото: commons.wikimedia.org
Британский линейный крейсер "Инвинсибл" вступает в бой у Фолклендских островов. Фото: commons.wikimedia.org

Понятно, что в том бою британские моряки разделали "под орех" немецкую эскадру. Спустя некоторое время четыре немецких крейсера отправились на дно. Уйти удалось только "Дрездену" и госпитальному судну "Зейдлиц", но и уцелевший немецкий крейсер был потоплен у берегов Чили в марте 1915 года.

В том бою у Фолклендских островов потери немцев составили свыше 2000 тысяч человек. Так же погибли сам фон Шпее и два его сына, служившие на крейсерах "Нюрнберг" и "Гнейзенау".

Выходит, что немецкую эскадру ждали у Фолклендских островов? Получается так. Но тогда англичане должны были знать о намерениях фон Шпее атаковать Порт-Стэнли. В условиях открытого океана такую информацию получить просто невозможно физически.

Самое интересное в том, что морской министр Германии фон Тирпиц и сам кайзер Вильгельм II впоследствии недоумевали о том, что заставило адмирала фон Шпее повернуть свою эскадру к Фолклендам.

Есть версия, что распоряжение об атаке Порта-Стэнли, полученное фон Шпее, было поддельным. Каким образом командующий эскадрой мог его получить? Приказ следовать к Фолклендским островам передали британцы, используя секретный немецкий шифр. Но откуда секретный шифр мог оказаться в руках британского флота или британской разведки?

Картина "Битва за Фолклендские острова, 1914 год", Лайонел Уилли. Изображение: commons.wikimedia.org
Картина "Битва за Фолклендские острова, 1914 год", Лайонел Уилли. Изображение: commons.wikimedia.org

Здесь всё просто. Россия помогла союзникам. На это указывают воспоминания Уинстона Черчилля, занимавшего в то время пост первого лорда британского Адмиралтейства.

В начале сентября 1914 г. на Балтийском море был потоплен немецкий легкий крейсер „Магдебург“. Несколько часов спустя русские выловили из воды тело утонувшего немецкого младшего офицера. Окостеневшими руками мертвеца он прижимал к груди кодовые книги ВМС Германии, а также разбитые на мелкие квадраты карты Северного моря и Гельголандской бухты. 6 сентября ко мне с визитом прибыл русский военно-морской атташе. Из Петрограда он получил сообщение с изложением случившегося. Оно уведомляло, что с помощью кодовых книг русское Адмиралтейство в состоянии дешифровать по меньшей мере отдельные участки немецких военно-морских шифртелеграмм. Русские считали, что Адмиралтейству Англии, ведущей морской державы, следовало бы иметь эти книги и карты. И если бы мы прислали корабль, то русские офицеры, в ведении которых находились книги, доставили бы их в Англию. Мы незамедлительно отправили такой корабль, и октябрьским вечером принц Луи и я получили из рук наших верных союзников слегка попорченные морем бесценные документы.

В воспоминаниях Черчилля есть неточность. Немецкий крейсер "Магдебург" не был потоплен. Он наскочил на камни в у острова Оденхольм в Финском заливе во время проведения разведки в конце августа 1914 года. Корабль был захвачен русскими моряками вместе с частью экипажа. В качестве трофеев были взяты и сигнальные книги (по сути шифровальные) и черновик с шифровкой радиограммы-донесения. Благодаря черновику и "сигнальным" книгам русским морякам и удалось подобрать ключ к немецким шифровкам. А так Черчилль прав, действительно, одна из шифровальных книг была найдена водолазами у борта немецкого крейсера.

Полученные от русских документы помогли специалистам британского  Адмиралтейства расшифровать все секретные коды Кайзерлихмарине. После это немецкий флот оказался просто беззащитным перед деятельностью спецслужб Великобритании. Первой жертвой стала эскадра фон Шпее.

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!