История мира практически полностью состоит из конфликтов на той или иной почве. Чаще это помесь экономических и идеологических разногласий. Начиная от седой античности и заканчивая современностью.
Сейчас такие различия мы называем - ценностями. Народы, обладающие различными ценностными критериями, подходами и жизненными взглядами являются друг другу противниками. Большую часть времени такое противостояние носит мирный характер. Люди соревнуются в спорте, науке, культуре, но порой дело доходит и до войны. Даже сам спорт, как явление, появился благодаря войне. Вспоминая античную Грецию, нельзя не заметить, что все спортивные дисциплины, которые пришли оттуда, были отражением войны. Вся легкая атлетика построена на этом: бег, прыжки вверх и через препятствие, метание копья и ядра, единоборства. Основа военной машины прошлого составляла пехота, но нельзя быть хорошим пехотинцем, который не может бросить копья в сторону своего врага. Вот спорт и стал местом для тренировки.
Современность не исключение, а живое подтверждение данного правила, киберспорт стал отражением реальности, в которой противник виден в прицел камеры дрона.
Вообще, когда мы говорим о текущем противостоянии между Россией и Западом мы регулярно упоминаем ценностные различия. Европейские ценности, традиционные ценности, русские духовные и культурные ценности. Но, что все это значит?
Вот об этом мы и поговорим.
Начну вот с чего. Славяне - крупнейшая этническая группа Европы, но при этом самая разобщенная и не просто разобщенная, а решительно готовая воевать друг с другом из-за культурных различий. Хотя, казалось, какие различия тут могут быть?! Оказывается - могут. Ярким, хотя и трагическим, примером здесь служит Польша. Корень нашего вечного с ней противоборства кроется в том, что мы весьма похожи. Ключевое различие в сделанном выборе, очень древнем выборе. Русский князь Владимир Креститель избрал религией России - православие, польский князь Мешко I выбрал католицизм. Даже даты практически совпадают. Формально около 20 лет разницы, но учитывая, что крещение процесс не одномоментный можно сказать в одно и тоже время. Два славянских народы избравшие разные пути. У сербов с хорватами приблизительно такие же отношения.
Оба народа стали развиваться и создали свои империи, но беда в том, что все католические империи недолговечны. Либо слабы и разобщены или взлетают, подобно Икару, быстро и высоко, но тепло солнца расплавляет воск.
Воск польской империи был расплавлен жаром империи Русской. Если так задуматься — это удивительно, самые могущественные христианские империи были православными. Да и было их только две: византийская и русская.
Так или иначе, а имперский век Польши оказался весьма коротким, что не может не приводить в ярость славянскую кровь. И этого Варшава не может простить ни себе, ни нам. На днях польский министр иностранных дел об этом прямо сказал:
«Цель России состоит в том, чтобы рассорить нас там, где только это возможно, Россия считает нас, Запад, угрозой для своей имперской идентичности. И, независимо от того, говорим ли мы о текущем контексте российских действий в отношении территории или о любом другом контексте, в котором мы можем говорить об отношениях между Западом и Россией, цель России — расколоть Запад... Россия сильна в сравнении с нами, когда мы расколоты»
Имперская идентичность, имперские ценности - корень к понимаю всего противостояния с Западом, нашего тысячелетнего противостояния.
Надо понимать, что тон и слова польского министра — это не упрек нам, а плач по собственным упущенным возможностям. Где-то с высоты моей имперский идентичности, мне даже жаль его. Впрочем, жалость тут ничего не значит, имперские ценности, идентичность и идеалы нужно защищать.
И вот тут хочу сразу оговориться. Часто встречаю в нашей патриотической общественности высказывания, что “Империя это не мы, мы Россия или у нас все народы равны и пр.”. Во-первых, Империя это и есть Россия. Империя — это не завоевания, империя — это всегда про масштаб. Масштаб мысли, образа, жизни, действия. Только русская имперская мысль могла смотреть в небо и видеть возможность, смотреть в холодную Сибирь и видеть теплоту деревенской избы, а не смерть в холодной пустыне.
Империи - о великом и общем, все прочее мелочь, к которой следует относится философски.
Как понимаете, Россия — это о великом, масштабном и общем. Россия - Империя. И благодарю польского министра за прекрасный комплемент, напоминание о том, кто мы есть.
Своим высказыванием министр еще раз напомнил, выбрав свой христианский путь, Польша выбрала Запад и проиграла. Теперь ей приходится лишь сокрушаться. Второй удивительный момент: все, кто выбирал Запад, терпели поражение.
Лишнее нам напоминание о том, чего делать не стоит. Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему Запад так действует на страны, империи и народы, просто примем это за факт и пойдем дальше.
Здесь хочется задать встречный вопрос: как именно русская имперская идентичность раскалывает Запад? Господин министр, не соблаговолите ли вы ответить на данное вопрошание?
Вероятно - нет, попробую ответить сам. Как уже было сказано Польша выбрала европейский путь, но при этом осталась славянской страной. В ней присутствует противоречие: с одной стороны, быть частью европейской семьи народов и пространства европейских ценностей. С другой славянская кровь не позволяет ей принимать все то, что европейскими ценностями является.
В итоге стоит польское государство в раскоряку. Пытаясь гордостью, гонором компенсировать дискомфорт от положения, в котором застряла. Получается не очень. Внутренний конфликт, проистекающий из этой ситуации, толкает Варшаву выступать против того, кто такого противоречия не имеет.
В попытке уязвить, подавить и отыграться. Вот только такие фокусы Москве уже порядком надоели, любое терпение имеет свойство заканчиваться. И заканчивалось оно уже неоднократно - разделами Речи Посполитой, временно нейтрализовавшими конфликт, но не полностью искоренявшими его причины.
Тот случай, когда создать свою имперскую идентичность Польша уже не может, а принять русскую не хочет.
Впрочем, хватит о Польше. Что же такое русская имперская идентичность?
Это русские традиционные, духовные и культурные ценности, которые мы сейчас защищаем от посягательств извне. Это русская-православная цивилизация. Впитавшая в себя все лучшее, что есть в мире - отличительная черта любой империи. Принимать в себя благое и исторгать из себя лютое. Тем самым регулярно самоочищаться.
О ценностях стоит напомнить отдельно: помощь ближнему, любовь и семья, дети и звезды, труд и успех. Защита рубежей государевых. В конце концов это наша с вами привычка жить так как мы того хотим, а не так как удобно другим.
Многое из этого, практически все, было забыто по западную сторону границы. В итоге только и остается попрекать миллионера кубом газа. Оно и понятно - отказавшись от того, что делает человек человеком, трудно удержать остатки разума. Примеров история хранит достаточно.
Тем временем Россия, находящаяся под властью своей имперской идентичности, крепнет и развивается. И, честно говоря, мало обращает внимания на Запад. Вся ситуация чем-то напоминает классическую ситуацию “Сидоровых и Петровых”. Одни работают и богатеют, а другие только смотрят и рассуждают, что их пытаются расколоть. Чем расколоть, простите? Собственным благополучием?!
Если для того, чтобы расколоть Запад России достаточно просто сидеть на берегу реки, укреплять имперскую идентичность и ценности, если этого достаточно чтобы Запад проплыл вниз по реке? Ну...кто вам враг, господа и товарищи?
С высоты русских ценностей — это определенно не мы. Впрочем, демократический выбор никто не отменял, и можно считать иначе.
Можно еще один демократический выбор свершить: выбрать то, что работает. Имперские ценности и идентичность. У нас это работает и работает безотказно.
Напротив, как только мы пытались отделаться от “империи”, как от чего-то чуждого и плохого - мы терпели крах. Будь это борьба с великорусским шовинизмом или сладкие либеральные девяностые. Нет ценностей - нет и нас. Не лучшее ли это доказательство?
Кто-то согласится, кто-то нет, но суть от этого не изменится.
Отдам должное, в словах министра есть правда: Запад слаб и расколот, Россия сильна и едина. Но говоря верные слова Запад делает неправильные выводы. Вместо того, чтобы перестать сражаться с тем, кто и так не хотел с ними конфликта, они, напротив, идут против того, что им не победить.
В отличии от многих этот конфликт носит сугубо цивилизационный и ценностный формат. Ценности одной цивилизации противостоят ценностям другой. Понимают это обе стороны, но каждая по-своему.
Запад стремится убрать все напоминающее ему о том, что есть другой путь и его ценности не универсальны. Россия желает сохранить свой подход к жизни. Те самые имперские ценности и имперскую идентичность, которой нас пытаются попрекать и укорять.
Вот только в противостоянии ценностей - Империи всегда побеждали. Рим побежал, Византия побеждала, многочисленные китайские империи побеждали. Империя проигрывает лишь в одном единственном случае, когда решает отказаться от свой собственной сути.
Раз делать этого мы не собираемся, Западу уже сейчас нечего ловить. Но поймут это они потом, когда будет поздно.
Если, конечно, поймут. Увы, но история наших взаимоотношений говорит об обратном.
Необучаемы...
Если вам понравилась статья, не забудьте поддержать автора пальцем вверх!
Автор блога Время и цивилизация специально для нашего канала