Найти тему
Военобзор

Самому опасному стратегическому бомбардировщику НАТО исполнилось 70 лет. Отметит ли B-52 столетие?

Парк стратегических самолётов ВКС России представлен турбовинтовыми ракетоносцами Ту-95МС и МСМ, а так же сверхзвуковыми ракетоносцами Ту-160. Производство последних в модернизированной версии Ту-160М2 возобновлено на Казанском авиастроительном заводе. Парк "стратегов" в Дальней авиации органично дополнен дальними бомбардировщиками Ту-22М3.

"Бомбовозы" B-52 на авиационной базе Фэрдфорд, Великобритания. Фото: Стив Лайнс / commons.wikimedia.org
"Бомбовозы" B-52 на авиационной базе Фэрдфорд, Великобритания. Фото: Стив Лайнс / commons.wikimedia.org

В ВВС США "ассортимент" стратегических самолётов несколько пошире. Американские лётчики имеют в своём распоряжении бомбардировщики B-52 Stratofortress, сверхзвуковые бомбардировщики B-1B Lancer и стелс-бомбардировщики B-2 Spirit. Дальних бомбардировщиков нет от слова совсем. "Лансеры" потихоньку выводятся из эксплуатации, "Спиритов" в наличии всего два десятка, ведутся работы над перспективным малозаметным стратегическим B-21 Raider, который должен заменить самолёты B-2. А основу стратегической авиации США по-прежнему составляют бомбардировщики B-52.

Кстати, самому опасному стратегическому бомбардировщику НАТО исполнилось 70 лет. Без шуток! Именно под таким заголовком недавно вышла публикация в американском аналитическом издании Military Watch. В своём материале заокеанские авторы рассказывают о B-52 и задаются вопросом, отметит ли он столетие?

B-52 Stratofortess в полёте. Вид оставляет желать лучшего. Фото: commons.wikimedia.org
B-52 Stratofortess в полёте. Вид оставляет желать лучшего. Фото: commons.wikimedia.org

Свой первый полёт B-52 совершил 15 апреля 1952 года (в эксплуатации с февраля 1955 года) и в настоящее время считается самым боеспособным бомбардировщиком ВВС США или любой страны Запада. Самолёт выпускался в период с 1952 по 1962 годы. В период производства и после его завершения он претерпел значительные изменения. Как понятно по названию, B-52 считается приемником дальнего бомбардировщика B-29 Superfortress, опустошившего Японию во время Второй мировой войны и разрушившего 69 городов в результате ударов зажигательными и ядерными бомбами. Спустя несколько лет B-29 применяли для аналогичных операций в Корее. По всей видимости, авторы имеют в виду удары зажигательными бомбами.

Разработка B-52 была начата менее чем через год после окончания Второй мировой войны. Изначально он предназначался для доставки ядерных бомб и применения их (при необходимости) против СССР и стран Варшавского договора. Несмотря на то, что этот самолёт никогда не применялся в боевых действиях в Европе, он широко использовался во время войны во Вьетнаме. В первую очередь, для ковровых бомбардировок городов Северного Вьетнама. Было это ещё в то время, когда президентом США был Ричард Никсон.

Несмотря на то, что изначально самолёт был признан сложным, в 1955 году его приняли на вооружение американской армии. И уже в последующие десятилетия он стал всё больше ценится, чем принятые на вооружение позже и более совершенные B-1B и B-2. Выяснилось, что B-52 оказался проще и дешевле в эксплуатации и обслуживании. В результате оказалось, что несмотря на то, что с 1962 года не построено ни одного самолёта данного типа, он будет служить значительно дольше, чем более новые типы бомбардировщиков.

Самолёт прошёл огромную боевую службу. Её география простиралась на Вьетнам, Афганистан, Ирак и Сирию. В период напряжённости его развёртывали вблизи границ Ирана и в Юго-Восточной Азии.

Несмотря на то, что планер бомбардировщика остался прежним, за годы эксплуатации он получил новые двигатели, датчики и системы вооружения. Ожидается, что B-52 станет первым в ВВС США носителем гиперзвукового оружия.

Отмечено, что современный бомбардировщик является уязвимым для ПВО и истребителей противника. Поэтому почти всегда основной задачей для B-52 становилась нейтрализация целей при помощи крылатых ракет большой дальности. По аналогии применяются российские и китайские бомбардировщики, которые редко применяют обычные свободнопадающие бомбы.

Ожидается, что будущем ветеран B-52 будет летать с новым малозаметным бомбардировщиком B-21 Raider. Авторы материала указывают на то, что есть огромная вероятность того, что B-52 отметит 100-летие, находясь в строю. Связано это с тем, что до сих пор не понятно, какой самолёт придёт ему на смену. В настоящее время все находящиеся на вооружении стратегические бомбардировщики этого типа относятся к версии B-52H. 102 машины из общего количества были построены в 1961 году!

Специалисты издания говорят о том, что возможности B-52 к концу срока службы будут значительно выше, чем в настоящее время. Новую жизнь он получит за счёт интеграции гиперзвукового вооружения. Поэтому B-52 вновь и вновь будет появляться в районах напряжённости.

Стратегический бомбардировщик B-52H и его арсенал на авиабазе Майнот, США. Фото: Justintarmstrong / commons.wikimedia.org
Стратегический бомбардировщик B-52H и его арсенал на авиабазе Майнот, США. Фото: Justintarmstrong / commons.wikimedia.org

Материал довольно любопытный по целому ряду причин.

Во-первых, понятно, что в ВВС США пока не предвидится замены для B-52H. Сколько самолёт не модернизируй, он имеет свойство стареть. Это большой плюс для России на фоне развернувшегося противостояния. Для сравнения, их самый "свежий" бомбардировщик покинул производство в 1962 году, а наши Ту-95 производились до 1992 года. И на вооружении ВКС стоят самолёты последних модификаций.

Во-вторых, американцы сами признают, что B-52 является прямым наследником B-29. Основная задача – работа по площадям, тотальное уничтожение всего и вся. В этом вся сущность англосаксонской политики. Кто-нибудь когда-нибудь говорил такое о нашем "Медведе" (Ту-95)? Нет. Российские самолёты – инструмент противодействия.

В-третьих, специалисты Military Watch с уверенностью заявляют, что B-52 никогда не применялся во время военных конфликтов на территории Европы. Странно... С каких это территория бывшей Югославии не является Европой, или 1999 год забыли? Похоже на то. Или просто за океаном всё очень плохо с географией.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!