Что такое современный боевой самолёт? Это очень дорогой комплекс, включающий в себя помимо планера и двигателей бортовое радиоэлектронное оборудование и авиационные средства поражения. А ещё современный боевой самолёт – это своеобразная плавность линий, красота, грация и симметрия форм.
Впрочем, про плавность линий касается не всех. У наших заклятых недругов с этим всё плохо. Достаточно взглянуть на наши самолёты, построенные по интегральной аэродинамической схеме (фюзеляж плавно переходит в крыло) и на их угловатые летательные аппараты. В качестве сравнения можно взять российский многофункциональный истребитель Cу-30СМ и их F-15EX. Плавные линии планера – отличительная особенность всех советских и российских самолётов. А американские самолёты, на первый взгляд, как будто грубо выточены из металлической болванки.
А американский штурмовик A-10 Thunderbolt II? Да, страшная по разрушительной силе машина. Самолёт поля боя. Но экстерьер данного летательного аппарата почему-то не вызывает особого восторга. Неспроста этот самолёт известен под прозвищем "бородавочник". Определённое сходство есть.
То ли дело наш "Грач" – легендарный штурмовик Су-25, принятый на вооружение советских ВВС в далёком 1981 году и продолжающий свою нелёгкую службу в ВКС России и по сей день. Несмотря на свои бойцовские качества и брутальный экстерьер, это достаточно красивый самолёт. Ещё авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев говорил, что хорошо летают только красивые самолёты.
А красота это что? Это прежде всего симметрия летательного аппарата. По-другому никак. Впрочем, в мировой авиации были эксперименты с ассиметричными летательными аппаратами. Но это совсем другая история.
Су-25 – самолёт симметричный. Или всё же нет? И да, и нет! По конструкции планера придраться не к чему. Так же можно не обращать внимания на то, что титановой бронеплитой прикрыт только один двигатель. Всё равно она спрятана под обшивкой. Есть одна интересная особенность у штурмовика Су-25. И для непосвященного она становится явной лишь тогда, когда самолёт находится на стоянке.
Какая это особенность? Дело в том, передняя стойка шасси смещена относительно оси самолёта. Не намного, всего сантиметров на тридцать. Но если смотреть на штурмовик спереди, то несимметричность сразу бросается в глаза.
Почему так, с чем связано такое нестандартное конструкторское решение? Дело в том, что советским конструкторам и инженерам где-то надо было разместить авиационную 30-мм двуствольную пушку ГШ-30-2. Её и боекомплект разместили в носовой части фюзеляжа с левой стороны. Поэтому пришлось сдвинуть носовую стойку шасси вправо.
Такое конструкторское решение особо не сказалось на аэродинамических характеристиках. Но только до тех пор, пока боекомплект к пушке не израсходован. Дело в том, что на большинстве современных боевых самолётов авиационная пушка с боекомплектом располагается вблизи центра масс машины. Поэтому при расходовании БК центровка не нарушается. В случае с Су-25, когда пушка установлена в носовой части, при расходовании БК требуется определенное вмешательство лётчика.
Понравилась публикация? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые материалы.