Как работает звукоизоляция, интуитивно понимают даже люди, которые далеки от строительства. А вот что такое архитектурная акустика, знают не все. Попробуем это исправить.
Акустика – это наука о звуке вообще. Качеством восприятия звука в помещении занимается отдельное направление – архитектурная акустика. И для многих объектов крайне важно, чтобы это самое качество было на высоком уровне.
Первая ассоциация возникает с театральными и концертными залами, кинотеатрами и так далее. Однако звук окружает нас повсюду, поэтому работать над улучшением акустики приходится в самых разных помещениях.
Вспомните, что происходит, когда вы заходите в абсолютно пустую квартиру, где нет ни мебели, ни штор – только голые стены. Разговоры там приходится вести в полголоса, поскольку любой громкий звук бьёт по ушам. В замкнутом пространстве звук многократно отражается от твёрдых поверхностей, создавая эффект эха.
Как только помещение заполняется мягкой мебелью и текстилем, эхо пропадает, поскольку на пути звуковой волны появляются материалы, поглощающие её энергию. Соответственно, время затухания (реверберации) звука значительно сокращается.
Но это в квартире. А как быть в офисах, спортивных залах, бассейнах, просторных вестибюлях и других помещениях, где много твёрдых поверхностей, а количество звукопоглощающих материалов недостаточно?
Поэтому архитектурная акустика решает несколько основных задач:
- Обеспечение высокого качества музыкального и речевого контента в залах, предназначенных для зрелищных мероприятий.
- Проектирование акустики малых помещений (студий видео- и звукозаписи, комнат прослушивания, домашних кинотеатров и т.п.), которое имеет ряд сложностей из-за капризного поведения звука на низких частотах.
- Повышение уровня акустического комфорта в жилых, административных, коммерческих помещениях, учебных аудиториях и так далее. Иначе говоря, создание таких условий, в которых люди не испытывают дискомфорта от гулкости, эха, фонового шума и могут спокойно общаться, не напрягая слух и голос.
Как скорректировать акустику
Мы уже приводили в пример квартиру. Ковры, шторы, диваны и кресла, рельефные обои на стенах и даже комнатные растения могут в той или иной степени поглощать звук. Однако, когда мы имеем дело с общественными помещениями, зрительными и концертными залами и т.д. нужно не просто «сделать что-то», а получить конкретный результат.
В офисе он может выражаться в снижении фонового шума и разборчивой речи, тогда как в оперном театре, кинозале, звукозаписывающей студии важно добиться аутентичного звучания – не «переглушить» помещение, сделать звук объёмным, чистым, выразительным.
В сложных случаях в дело вступают инженеры-акустики, в распоряжении которых специальная аппаратура для акустических измерений, программной обеспечение, позволяющее смоделировать поведение звука, расчётные программы, а также богатый опыт и знания о звукоизоляционных и акустических материалах.
Уже на основании проведённых изысканий специалист определяет, сколько и каких конструкций необходимо установить, подбирает акустические материалы и рассчитывает их количество, корректирует элементы отделки.
Конечная цель – привести акустику помещения к требуемым параметрам.
Кстати, если вы полистаете фотографии современных театральных и концертных залов, то наверняка увидите много необычных геометрических конструкции на стенах и потолке, перфорированных и решётчатых поверхностей, выступов, изгибов и так далее. Всё это не причуды дизайнера, а способы воздействовать на акустику помещения для достижения нужного эффекта.