Многие сталкиваются с ситуацией: есть классная идея, но нет денег на реализацию. В таком случае можно взять в долг у друзей, оформить кредит или найти инвестора. Ещё один из источников начального капитала — краудфандинг, народное финансирование. Именно о нём сегодня и пойдёт речь.
Что такое краудфандинг простыми словами
Краудфандинг — способ привлечь деньги в свой проект или бизнес, основанный на добровольном участии. С миру по нитке, как гласит известная пословица. Как правило, проекты публикуются на специальных сайтах, например на Planeta.ru и Boomstarter.
Как показывает практика, миллионы людей готовы вкладывать свои средства в различные, порой безумные идеи. Проекты могут быть самыми разными: от экологических кампаний и публикации книг до масштабного строительства и создания вечного двигателя. С помощью краудфандинга артисты выпускают альбомы и клипы, фотографы и режиссёры снимают документальные проекты.
Рекорд российского краудфандинга принадлежит лидеру группы «Алиса» Константину Кинчеву. Общий сбор на его сольный альбом составил более 23 млн рублей. В прошлом году почти 16 млн рублей (!!!) было собрано на издание ранобэ (разновидность популярной японской литературы различных жанров — Прим. ред.) с иллюстрациями комиксистки Марины Приваловой, а также 10 млн рублей на расширенную версию экранизации комикса «Майор Гром: Чумной Доктор».
Согласно статистике краунфандинговых сайтов, среди россиян популярны экологическо-полезные и социально-ориентированные идеи.
Вот лишь некоторые примеры идей, которые ищут народного финансирования:
✅ Строительство яхты для обучения детей парусному спорту;
✅ Школа фудфлористики людям с инвалидностью;
✅ Издание печатного альбома «Билетик в детство»;
✅ Публикация набора открыток «Хакасия — место силы»;
✅ Восстановление свода храма Рождества Богородицы в Нижегородской области;
✅ Установка контейнеров для батареек и пластиковых крышечек в Сосновоборске;
✅ Создание стикеров для ВК и Telegram.
Деньги в таком виде финансирования — не самая главная часть. Краудфандинг — это скорее поиск друзей и единомышленников.
Дмитрий Злотницкий, бренд-менеджер направления фантастика в издательстве «Эксмо»:
«Наверняка вы слышали истории, когда у людей возникают идеи, но нет средств, чтобы воплотить идею в жизнь. Такое случается сплошь и рядом. Долгое время всё что можно было сделать – это найти инвестора и убедить его в том, что идея классная. Относительно недавно, в последнее десятилетие, появилась возможность обеспечить себе создание экспериментальных проектов. Краунфандинг — это когда вы обращаетесь не к конкретному богатому инвестору, а непосредственно аудитории. Например, вы делаете какую-то игру или какое-то устройство, то можно обратиться непосредственно к потенциальным потребителям».
Это далеко не новое направление для России. На многие масштабные проекты в стране в прошлом собирали деньги всем миром.
Мария Балмфорт, генеральный директор одной из крупнейших краудфандинговых платформ:
«В России пока мало людей знает слово „краудфандинг“. Однако в дореволюционной России краунфандинг использовался повсеместно, только тогда это называлось „методом по подписке“. Например, памятник Минину и Пожарскому был построен на народные деньги. Даже В. И. Ленин выпускал свои книги по подписке. В Санкт-Петербурге есть магазин „Подписные книги“ — как раз там издавали те книги, на которые люди собирали деньги. Это есть в нашем менталитете — эта соподдержка, сопричастность в создание какого-то продукта. По принципу утром деньги — вечером стулья».
Обращение к народному финансированию — способ косвенно проверить, насколько интересным продукт кажется со стороны, насколько убедительно он представлен.
Мария Балмфорт:
«Бывают разные истории. Есть народные умельцы, у которых нет контактов с инвесторами. Многие из изобретателей, прежде чем обратиться к инвесторам, хотят показать прототип, интерес или первую продажу. Ведь часто инвесторы просят доказать, что продукт имеет спрос. А как доказать спрос, если ещё нет продукта? Это как раз краунфандинговая история. Зачастую краунфандинговую платформу отсматривают и инвесторы тоже. Чаще всего идеи там представлены на старте, их можно преобразовать в прибыльный бизнес».
Виды краундфандинга
Тот, кто финансирует, может быть одновременно и покупателем продукта, и спонсором, и инвестором. В классическом краундфандинге вы получаете: 1) благодарность за то, что вы стали частью той команды, которая воплощает проект; 2) вознаграждение-продукт.
Мария Балмфорт:
«Важно понимать, что ничего общего с инвестированием и получением дохода для спонсоров у краудфандинга нет, хотя это полезное дело. Выгода спонсоров зависит от проекта. Иногда люди поддерживают проект просто так — по принципу благотворительности. Краунфандинг отличается от благотворительности тем, что авторы проектов не приходят с протянутой рукой. Они говорят: я хочу создать, вы мне сейчас помогите, я взамен дам вам продукт».
Вознаграждение-продукт подразумевает то, что чаще всего краудфандинг работает как предзаказ по цене ниже рыночной.
Дмитрий Злотницкий:
«По сути, существует два вида краунфандинга. Один — это про людей с идеями, но у которых нет финансовых средств, чтобы их реализовать. С другой стороны, это предзаказы, когда авторы с именем и известностью говорят, что точно что-то собираются выпустить. У нас была кампания второго плана, мы точно понимали, что собираемся выпускать книги. Чем это полезно? Во-первых, мы можем узнать, насколько велик спрос. Мы не просто анонсировали книгу, а потом ждали, когда она появится в печати. Мы держали в курсе буквально по каждому шагу: вот готова обложка, вот книга отправилась в редактуру, вот появился первый отрывок. Это ещё и возможность первыми получить книги. Важно чувствовать причастность к тому или иному проекту».
Кроме краудфандинга, существует также краудинвестинг — возможность привлекать средства не одного бизнес-ангела, а сразу нескольких. Однако здесь другая механика работы.
Как запустить краудфандинговый проект
Чтобы рассказать аудитории о своём проекте, нужно подать заявку. Проще всего это сделать через портал «Город Онлайн», который является партнёром крупнейшей в России краудфандинговой площадки Planeta.ru. Для заявки вам будет нужно указать минимальную информацию: название проекта и его описание (нужно его кратко изложить в 500 печатных знаках). Также укажите город и финансовую цель.
Придётся выбрать только одну краудфандинговую площадку — собирать одновременно на разных платформах запрещено по правилам.
Ваша основная заявка будет размещена на сайте Planeta.ru. При этом «Город Онлайн» будет всячески поддерживать ваш проект на своих информационных ресурсах.
Убедитесь, что ваш проект соответствует правилам платформ. Вот основные ограничения:
❌ Нельзя собирать деньги на личные цели. То есть собрать деньги на свадьбу или смартфон однозначно не получится;
❌ Также запрещены проекты в сферах, требующих государственной сертификации: косметика, детские товары, пищевые добавки, оружие в любом виде, медицинские препараты;
❌ Под запретом политические и религиозные сборы.
Модерация проекта длится до трёх рабочих дней, каждому проекту назначается менеджер. Он даст рекомендации по проекту и расскажет, как лучше оформить заявку, чтобы она привлекла как можно больше аудитории.
Финансовую цель проекта запрещено менять после запуска. Запуск проекта осуществляется по сканам документов, но денежные средства площадка перечисляет на расчётный счет автора только после получения оригиналов подписанных документов. Благодаря процедуре с документами вам не придётся объяснять банку и налоговой, откуда на вашем счету взялась солидная сумма.
После того, как ваш проект опубликуют, начните привлекать внешний трафик на страничку. Раскручивайте её с помощью тематических сообществ и соцсетей, имеющих отношение к продукту.
Уже после того, как значительная часть суммы — обычно это 20–25% — будет собрана, в дело может вступить платформа со своими мощностями: её сотрудники начинают рассказывать о проекте в соцсетях, делают рассылку по базе участников, подключают инфоподдержку в СМИ и продвигают проект на главной странице сервиса. Проекты, которые набирают наибольшее количество спонсоров, попадают на главную страницу краунфандинговой платформы.
На Planeta.ru автор может продлить кампанию один раз на срок, не превышающий изначально заявленный. Максимальный срок размещения — 100 дней. Авторы благотворительных проектов могут продлевать их несколько раз.
Planeta.ru переводит автору проекта собранные деньги, если там удалось набрать более 50% суммы. Если менее — деньги возвращают спонсорам. Если автор собирает всё и даже пересобирает, то общая комиссия площадки и платежных систем составит 10%.