В музее Прадо в Мадриде эти картины висят рядом. "Маха одетая" и "Маха обнаженная". Не составляет трудности увидеть, что на них изображена одна и та же женщина.
Долгое время исследователи творчества Гойи считали, что на картинах изображена Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо. Та самая герцогиня Альба, которую с Гойей связывали продолжительные любовные отношения и которую художник использовал в качестве модели для некоторых своих картин.
Но уже в 20 веке её аристократические потомки восприпятствовались этому мнению. Даже с целью опровержения этой легенды, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но этого сделать не удалось. Так как тело герцогини было повреждено наполеоновскими солдатами, которые часто "баловались" разорением могил аристократов.
Но существует и другая версия, что в качестве модели парных картин, изображающих лежащих мах, является Хосефа де Тудо-и-Каталан, более известная под именем Пепита Тудо, любовница испанского первого министра Мануэля Годоя.
И это, по мнению исследователей, более правдоподобная версия. Взять хотя бы возраст двух "кандидаток". На картинах изображена молодая женщина. Ко времени написания картин герцогине Альбе было уже за тридцать, а Пепите Тудо около двадцати.
Имеется и еще один существенный момент. Во времена Гойи в Испании, в отличие от Италии, Франции или Нидерландов, из-за контроля церкви существовало колоссальное табу на изображение обнажённой натуры. И вряд ли бы герцогиня Альба, имеющая крайне высокое социальное положение, согласилась бы позировать для портрета в полностью обнажённом виде, причём с такой неприличной деталью, как лобковые волосы. Это было бы невероятно эпатажным поступком.
А вот Пепите Тудо "терять было нечего". Происходила она из небогатой семьи военного, который, к тому же, умер, когда Пепита была еще девочкой. К 17 годам она уже стала любовницей Мануэля Годоя, одного из самых высокопоставленных людей Испании, который фактически управлял страной во времена правления короля Карла IV.
Именно Мануэль Годой и заказал портрет своей любовницы у уже знаменитого к тому времени живописца Франсиско Гойя.
Хронологически считается, что вначале была написана "Маха обнаженная". Но из-за того, что, как я уже писала, портреты обнаженных женских фигур (кроме, конечно, всяких разных богинь) в Испании в то время считались крамольными, владелец портрета не мог в открытую демонстрировать сей шедевр.
Тогда-то Мануэль Годой и придумал гениальное решение. Гойя написал второй портрет, уже одетой махи, практически повторяющий первый. И в своей, так называемой, "интимной" комнате, где он хранил не совсем приличные картины, которым был большой поклонник, на стене повесил приличный портрет Петиты.
А под ним другой, скандальный. С помощью специального приспособления, дернув за веревочку, можно было опустить верхний портрет. И перед зрителями представала Пепита Тудо во всей своей красоте.
Но для Гойи история с двумя портретами так просто не закончилась. В ноябре 1814 года суд инквизиции допросил художника об этих "непристойных картинах", и художник был вынужден объяснять возбужденным священникам всевозможные подробности о своих работах.
Все закончилось благополучно - Гойю оправдали.
Да и для Пепиты все сложилось удачно. Со временем король Испании наградил её титулом графини Кастильо-Фьель и виконтессы Рокафуэрте. И она даже стала официальной женой Мануэля Годоя. Она родила ему четырех детей, из которых, правда, до зрелости дожил лишь один.
Умерла она в возрасте 90 лет, пережив мужа на 18 лет.