Крупный бизнес давно использует спорт как инструмент для укрепления корпоративной культуры, а также усиления бренда. В 2021 году аналитический центр НАФИ провёл опрос среди микро- и малых предприятий — 79% собственников и первых лиц компаний признали, что занятия спортом положительно влияют на эффективность работы сотрудников. Топ-3 преимуществ для бизнеса, по их мнению, таков: развитие навыков командной работы (отметили 82% респондентов), увеличение производительности труда (73%), повышение привлекательности предприятия в качестве работодателя (73%).
Платформа GoRemotely собрала глобальную статистику из разных источников по 2022 году — и среди приведённых цифр есть следующие: коллективы, которые активно участвуют в программах оздоровления на рабочем месте, могут повысить общую прибыльность бизнеса на 21%. Грамотный подход способствует увеличению доходов на 11% на одного сотрудника, а прибыль акционеров — на 28%. Кроме того, сокращается количество дней отсутствия по болезни — что также даёт положительный эффект. При этом, стресс сотрудников ежегодно обходится компаниям в $300 млрд. А спорт, как известно, помогает с ним справляться. По оценкам рекрутинговых платформ, более 75% соискателей считают важным наличие в соцпакете компании различных вариантов поддержки спортивных активностей. Такая нематериальная мотивация особенно ценится представителями поколения Z, говорят эксперты.
Благодаря таким вполне конкретным преимуществам, новым интересам трудоспособного населения — и прежде всего, талантливых специалистов, за которых идёт настоящая борьба корпораций — бизнес стал создавать различные меры поддержки физической активности сотрудников и спорта как такового. Здесь предприятие исходит из возможностей. По подсчётам компании "Руспортинг", содержать одну корпоративную команду стоит порядка 400 тыс. — 2 млн рублей в год. Это и инвентарь, и аренда площадок, и услуги тренера, и участие в соревнованиях, и трансфер, и атрибутика для болельщиков, и многое другое.
Учитывая массовые процессы оптимизации расходов в 2022-м, многим стали интересны более демократичные виды спорта, не требующие высоких затрат. К таковым относится бег. Например, на прошедшем недавно V Царскосельском марафоне, в рамках которого также прошёл Чемпионат России по марафону, цена слота составляла 2,5 тыс. рублей. И число корпоративных участников заметно растёт год к году, отмечают организаторы, НКО "Ассоциация "Петербургский спорт", беговое сообщество PushkinRun. Оно также предоставило возможность бесплатной подготовки к этому старту: с осени 2022 года еженедельно по воскресеньям проходили тренировки для всех желающих.
Такой подход организаторов ещё раз подтверждает, что успех события во многом определяет внимание к деталям. В 2023-м ценность мероприятия ещё и очень эффектно подчеркнули "цифры": сразу несколько юбилеев, а также новые рекорды трассы.
Красиво и по стандартам
Сама трасса в 2023 году была изменена. "Мы её улучшили. Трасса была хорошая, вокруг парков, но сейчас нам удалось сделать её прямо по дороге, где Золотые ворота Екатерининского дворца — и там просто восхитительные видовые характеристики. Это что касается картинки. А если говорить про технические характеристики трассы, то она стала более плоская. То есть перепад на 42 км составляет всего 200 метров. Для тех, кто стремится к хорошим результатам — это касается профессионалов и продвинутых любителей — здесь есть возможность установить свои личные рекорды. Плюс середина мая для Санкт-Петербурга — это отличная погода именно для забегов", — комментирует Дмитрий Павлов, депутат ЗакСа Санкт-Петербурга, президент Федерации лёгкой атлетики Санкт-Петербурга и основатель сообщества PushkinRun.
Идейный вдохновитель марафона в Пушкине также делает акцент на том, что с каждым годом растёт не только масштаб мероприятия, но и его значимость для приверженцев бега. Это позволяет привлекать в Петербург больше спортивных туристов. Так, в этом году на старт заявились более 3,5 тыс. человек — помимо широкого охвата по регионам России (от Дальнего Востока до Калининграда), были участники из Китая, Кореи, Белоруссии, Азейбарджана, Туркменистана и даже один марафонец из США (Сан-Диего).
Трасса марафона считается одной из красивейших в мире, её уникальность в том, что линия забега проходит мимо трёх императорских резиденций и парков. А дополнительным поводом для посещения марафона был не только Чемпионат России по марафону. "В этом году 135 лет со дня рождения лёгкой атлетики в России — и она родилась здесь, между Пушкином и Павловском", — добавляет Дмитрий Павлов. Сам он пробежал 26 марафонов, собрав в "личной коллекции" шесть мейджоров. Всего это удалось 35 россиянам. В их числе также известный футболист Алексей Смертин, который является постоянным участником забегов от PushkinRun. Не пропустил он и юбилей в юбилее: пятый Царскосельский марафон, в рамках которого отмечался день рождения российской лёгкой атлетики.
Легендарный спортсмен метафорично и с юмором похвалил трассу с её видами, сравнив дворец с игроком, которому был готов дать пас, но запнулся, так как силы на втором круге уже заканчивались. А кроме того, особо отметил работу пейсмейкеров — это бегуны с сигнальным флагом, на котором написано время планируемого завершения дистанции, он помогает участникам держать нужный темп и даже побить свой собственный рекорд. "У меня оставались силы, поэтому чуть быстрее мы с пейсмейкером рывканули, немного зарубились. Это очень классно. Потому что, казалось бы, бег, борешься с самим собой. Но ничего подобного. Есть те ребята, которые хотят тоже у тебя выиграть", — делится впечатлениями Алексей Смертин, параллельно давая представление об атмосфере, которая царила на трассе: соревновательная, но дружественная и доброжелательная.
Если говорить об организационных моментах, то подготовка к проведению Чемпионата России предполагала повышенную нагрузку — в том числе, обеспечение возможности специального допинг-контроля, но команде PushkinRun не привыкать: соревнования всегда проходят с соблюдением всех международных регламентов. И, кстати, маршруты, рассчитанные на дистанции в 42, 21 и 11 км сертифицированы авторитетной Ассоциацией международных марафонов и пробегов (AIMS). Кроме того, есть соглашение с Abbott WMM. "В организации мероприятий мы ориентируемся на лучшие мировые старты и на наши российские традиции, объединяем лучшие идеи в этой сфере", — комментирует Дмитрий Павлов.
По его словам, то, что Федерация лёгкой атлетики России доверила проведение Чемпионата страны по марафону, стало неким маркером качества работы команды. А повышало ответственность то, что в Петербурге он проводился впервые.
"Компактный" досуг
На Чемпионат России по марафону и Царскосельский марафон зарегистрировались более 300 участников, и около 100 из них — это беговая элита страны. Среди мужчин самым быстрым на дистанции 42,195 км оказался Илдар Миншин из Москвы с результатом 2 часа 17 минут 45 секунд. Если бы он прибежал на несколько минут быстрее, то материальное поощрение оказалось бы выше. "Главное, что стал чемпионом России. Это заменяет бонусы", — замечает на это триумфатор. По его признанию, на марафонской дистанции данный титул ему ещё не удавалось заработать. Хотя в победе на последних километрах здесь был уверен: "Я знал, что финиш у меня сильнее, чем у ребят — им тяжело было бы", — говорит Илдар Миншин.
Золотую медаль в женском состязании забрала Алина Прокопьева, представляющая Московскую область. Её результат 02:30:57 стал новым рекордом трассы. Однако сама спортсменка стремилась "выбежать из 2:30:00" — и чтобы добиться заветных цифр на табло, она готовилась к Чемпионату России в Петербурге более полугода. "Ничего! Я думаю, ещё получится. В России у нас мало кто так бежит, — уверена Алина Прокопьева. — Спасибо организаторам, которые устроили такой праздник для спортсменов. Это очень приятно — и атмосфера невероятно крутая. Мало где в России так проводят спортивные мероприятия. Я очень благодарна, что в Питере у нас есть такой марафон".
На самом деле, медали получили все участники забегов — на 42, 21, 11 и 3 км. И, кстати, награда для марафонцев тоже становится отдельным преимуществом того или иного забега. В 2022 году в битве голосов в онлайне медали Царскосельского марафона были на недосягаемой высоте, напомнили в ассоциации "Петербургский спорт". В 2023 такого неофициального соревнования не намечалось, но внимания к этому элементу соревнования организаторы проявили не меньше. Новая версия стала аллюзией на Орден Святой Екатерины — однако одна деталь остаётся неизменной на протяжении всех пяти лет проведения марафона: вкрапления янтаря. А это уже отсылка к Янтарной комнате, как одному из излюбленных туристических объектов.
Впрочем, говорит Дмитрий Павлов, в этой локации постоянно появляются новые точки притяжения для гостей города. И многие участники забегов останавливаются именно в пушкинских отелях, чтобы успеть хорошо провести здесь уикенд. Инфраструктура для туристов здесь развита хорошо — и ценовой диапазон достаточно широк. В результате марафоны становятся желанным событием для локального бизнеса.
"Если посмотреть с точки зрения пользы для города и его бюджета, такие событийные мероприятия — спортивные, деловые и т.д. — особенно хорошо проводить в межсезонье. И поэтому важно, чтобы город их поддерживал", — считает г-н Павлов. А там и бизнес подключится более активно к участию в партнёрских программах. На данном этапе он чаще ассоциирует себя с марафонцем или зрителем.
Уровни участия
В последние годы растёт спрос со стороны компаний на организацию корпоративных забегов, отмечают в ассоциации "Петербургский спорт". И такая ситуация наблюдается не только по отношению к бегу — в зоне интересов предприятий как индивидуальные, так и командные виды спорта. "Прошли времена "классических" корпоративов. Сейчас ориентир на ЗОЖ, потому что это даёт возможность лучшей реализации бизнес-проектов", — говорит Дмитрий Павлов.
Эксперты индустрии согласны, что данный тренд актуален и апеллируют к цифрам, чтобы подчеркнуть выгоду выбора спорта: цена одного большого корпоратива зачастую равна годовой стоимости содержания одной команды. А 10 марафонцев за счёт предприятия — это и того порядка 25 тыс. рублей. При этом такой "тимбилдинг" будет протяжённым во времени: с учётом времени подготовки к тем или иным стартам, это минимум 3-4 месяца. Опять же, для марафона — это бесплатная опция, если требуется тренер именно для команды — занятия всё равно обойдутся дешевле, чем любой другой тип тимбилдинга с учётом длительности периода.
Другой вопрос, что многие эксперты говорят о необходимости личного примера руководителя для повышения вовлечённости сотрудников. Но, как выясняется, и здесь проблем особых нет. "Я считаю, что спорт и бизнес — это вещи абсолютно связанные, как гены в цепочке. Я не знаю слабых физически успешных людей в бизнесе, — говорит руководитель холдинга LEGENDA Василий Селиванов, преодолевший в рамках мероприятия в Царском Селе дистанцию в 21 км. — И если я даю этим кому-то пример — это замечательно, но на самом деле, спорт — это способ решать вопросы в бизнесе, потому что работает так называемая синхрония. Что-то у тебя не получается в бизнесе, значит ты заставляешь себя физически преодолевать, тем самым создавая некие взаимосвязи, которые тебе помогают ещё и в бизнесе. А когда группа людей на работе, заряжённых одной идеей, внутри себя борется со своим "вчера", становясь лучше сегодня, ты таким образом себя делаешь лучше и команду свою делаешь лучше".
"Спорт помогает "не перегреваться" в напряжённых предпринимательских буднях, — добавляет Дмитрий Павлов. — Второе — это хорошие коммуникации. Например, в забегах участвуют не только спортсмены и предприниматели, но и коллеги-депутаты, представители власти. То есть это объединение различных кругов большого сообщества бегунов. Сейчас многие увлекаются различными видами спорта: и командными, и индивидуальными. А возможность участвовать в таких массовых мероприятиях — она для всех".
И именно поэтому с каждым годом на стартовой линии становится больше представителей различных компаний региона, согласен Андрей Овчаренко, руководитель проектного офиса "ИЗ-КАРТЭКС" — в команде самого предприятия в 2023 году прибавилось три марафонца. На Царскосельский забег она приезжает вот уже четвёртый год подряд. "Это честь, уважение, дань этому направлению. А для такого предприятия, как наше — градообразующего — это ещё и обязанность, и пример всем остальным. Тем более, это место, где зародилась лёгкая атлетика".
Впрочем, есть компании, которые выбирают сразу несколько форматов участия. Так, например, сеть ресторанов "Теремок" представлена в фан-зоне, где предлагает гостям мероприятия свою продукцию. А на трассе — сотрудники в брендированной форме демонстрируют петербуржцам и гостям города искреннюю приверженность компании принципам ЗОЖ. То есть она работает со своей аудиторией на нескольких уровнях, в том числе создавая позитивную эмоциональную связь с клиентом. Но главное — команда по-настоящему получает удовольствие от причастности к такому событию. "Мы с Виталием Свидовским (генеральный директор компании "Теремок" в Петербурге — прим. ред.) дружим уже больше 15 лет — в том числе потому, что у нас не только схожи бизнес-взгляды, но и есть общее увлечение бегом. А пример лидера всегда заразителен", — добавляет Дмитрий Павлов. Ежегодно сеть ресторанов выкупает 50 слотов на Царскосельском марафоне.
Основной тренд очевиден. И последняя статистика гласит: всё больше россиян начинает уделять внимание собственной физической активности. А с приличным отрывом от остальных видов занятий идут ходьба и бег, которые предпочитает 24% репондентов. Это данные исследования ЦСП "Платформа", проведённого совместно с Министерством спорта РФ, опубликованные в феврале 2023-го. Ещё один тренд — появление всё большего количества "продвинутых любителей". Это люди, которые не являются профессионалами, но постоянно стремятся к улучшению своих результатов.
Поэтому PushkinRun весьма своевременно запускает ещё один проект, который ознаменует следующий этап становления командных состязаний — "Санкт-Петербург. Экидэн". Это эстафета на марафонской дистанции. "Сейчас для нас актуально развитие "в сторону" стран БРИКС, Азии. А экидэн — одно из самых популярных спортивных событий в Японии. Преодолеть 42 км самому очень трудно. А здесь у каждого члена команды своя дистанция", — делится деталями Дмитрий Павлов. По его словам, в Японии участниками экидэн становятся самые крупные предприятия страны, муниципалитеты тоже выставляют свои команды — зрелищное событие привлекает много внимания как болельщиков, так и прессы, за счёт своей непредсказуемости и атмосферы азарта: от одного члена команды может зависеть успех всего выступления коллектива.
Классический экиден предполагает 6 участников, которые преодолевают по 5–10–5–10–5–7,195 км, передавая друг другу эстафетную ленточку — она в данном случае будет брендированной. Опыт страны восходящего солнца демонстрирует, что со временем у команд появляются свои фанаты, что положительно влияет на продвижение брендов.
Первая корпоративная эстафета "Санкт-Петербург. Экидэн" стартует 9 июля с Исаакиевской площади. Она станет ещё одним убедительным ответом, почему бизнесу выгодно инвестировать в спорт. И, конечно, покажет степень вовлечённости бизнеса. На сегодняшний день зарегистрированы команды из Петербурга, Москвы, Казани, Иркутска, Челябинска, Краснодара и других городов страны.
https://www.dp.ru/a/2023/05/29/podnjat-biznes-na-novuju-v?from=dzen-news