Найти в Дзене

"Стена продолжает жить в памяти людей". Борьба двух берлинских зоопарков в годы холодной войны

Во время холодной войны Германия была разделена на две страны: Федеративная Республика Германия, или Западная Германия, союзница западных стран, и Германская Демократическая Республика, также известная как ГДР или Восточная Германия, которая вступила в союз с Советским Союзом. Некогда общая столица Германии Берлин также была разделена, что была возведена Берлинская стена в 1961 году.
По мере того как каждая из сторон восстанавливалась после бомбардировок Второй мировой войны, возникло маловероятное поле битвы за сердца и умы граждан — зоопарки. Зоопарки в Берлине стали центров холодной войны Притязания на прошлое В Европе после Второй мировой войны разделенный Берлин был нулевой точкой напряженности холодной войны. Холодная война шла прямо здесь, в одном городе, как ни в каком другом месте, две стороны терлись друг о друга, рискуя начать третью мировую войну каждый раз, когда возникала напряженность между Востоком и Западом "После Берлинской стены: Память и создание новой Германии, с
Оглавление

Во время холодной войны Германия была разделена на две страны: Федеративная Республика Германия, или Западная Германия, союзница западных стран, и Германская Демократическая Республика, также известная как ГДР или Восточная Германия, которая вступила в союз с Советским Союзом. Некогда общая столица Германии Берлин также была разделена, что была возведена Берлинская стена в 1961 году.

По мере того как каждая из сторон восстанавливалась после бомбардировок Второй мировой войны, возникло маловероятное поле битвы за сердца и умы граждан — зоопарки.

Зоопарки в Берлине стали центров холодной войны

Притязания на прошлое

В Европе после Второй мировой войны разделенный Берлин был нулевой точкой напряженности холодной войны. Холодная война шла прямо здесь, в одном городе, как ни в каком другом месте, две стороны терлись друг о друга, рискуя начать третью мировую войну каждый раз, когда возникала напряженность между Востоком и Западом
"После Берлинской стены: Память и создание новой Германии, с 1989 года по настоящее время".

Две половины города соперничали за ресурсы и культурное доминирование в постоянной игре "один на один" - в том числе и в своих зоопарках.

Задолго до Второй мировой войны животные и природа занимали почитаемое место в немецкой культуре. В имперские времена такие исследователи, как братья Гумбольдт, славились своими открытиями в мире природы. В конце XVIII и XIX веков немецкий романтизм превозносил природу как путь к познанию самого себя. Когда Германия была разделена, обе стороны хотели использовать эту историю в своих интересах. Именно поэтому Восточная Германия никак не могла допустить, чтобы в Западном Берлине был единственный зоопарк. Им нужно было иметь свой собственный, чтобы продолжить то, что они считали своим немецким наследием.

Сказка о двух зоопарках

Два берлинских зоопарка стали витринами для соответствующих политических систем. Зоологический сад Западного Берлина, или Берлинский зоопарк, - самый разнообразный по биоразнообразию зоопарк в мире. Он был основан в 1844 году, что делает его самым старым зоопарком в Германии. Во время Второй мировой войны он сильно пострадал от бомб союзников; только 91 из 2000 животных зоопарка пережил войну. Западные немцы восстановили его, чтобы он выглядел так же, как и до войны.

-2

Берлинский зоопарк — одна из главных достопримечательность города.

Его архитектура - это реликвия 19 века. Вы все еще можете увидеть колониальное наследие в том, как они подчеркивают строительные стили прошлого.
("Война зоопарков", Дж. Моонхаупт)

Если зоопарк Западного Берлина был самым старым в Германии, то восточноберлинский Тирпарк, или Тирпарк Берлин, является самым большим зоопарком в Европе. Он был открыт в 1955 году после разделения Берлина на Восточный и Западный. Он был построен на руинах заброшенного дворца Фридрихсфельде, резиденции знатной семьи, покинутой после "национализации".

То, как они показывали животных, было тем, как правительство ГДР хотело, чтобы жили его жители; всё должно выглядеть свободным, у всех достаточно места.
("Война зоопарков", Дж. Моонхаупт)

Вольеры для животных строились так, чтобы казаться современными и новыми, прямо противопоставляя их маленьким и старомодным зоопаркам по другую сторону границы. Открытие в 1963 году в Тирпарке экспозиции больших кошек площадью в пять тысяч квадратных метров восточногерманская пресса назвала "самым современным объектом для животных в мире". Клетка была задрапирована баннером, провозглашавшим ее "Вехой в достижении социализма".

Даже строительство Тирпарка отражало ценности ГДР: Из-за нехватки рабочих и материалов в Восточном Берлине граждане сами помогали строить зоопарк. Они приносили кирпичи, приводили животных и сажали деревья.

Чтобы получить финансирование для своего зарождающегося зоопарка, директор зоопарка Восточной Германии Генрих Дате разжигал страх отстать от Запада, написав первому секретарю Восточной Германии Вальтеру Ульбрихту:

"Я хотел бы избежать, уважаемый премьер-министр, чтобы Запад, который следит за нашим развитием как ястреб, с триумфом отмечал, что через год мы выдохлись".
-3

В Тирпарке нашлось место даже для белых медведей

Дипломатия животных

Вместо того чтобы накапливать ядерные арсеналы, директора враждующих зоопарков Хайнц-Георг Клос на Западе и Дате на Востоке собирали животных. Их соперничество превратилось в марионеточную борьбу, в которой каждый директор стал олицетворением политики своего города: Победа теперь достигалась не столько за счет благосклонности посетителей, сколько за счет угождения большим шишкам в Бонне и Восточном Берлине.

В обоих зоопарках содержались медведи, символ Берлина. Они стали учебником по геополитике времен холодной войны. Экспозиция черного медведя в Тирпарке была спонсирована Штази, тайной полицией Восточной Германии. Хо Ши Мин из Вьетнама подарил двухлетнего слона, которому разрешили свободно бродить по Тирпарку, радуя гостей.

Западный Берлин был важной витриной для западных держав из-за своего положения "острова в Красном море" коммунизма.

Если вы посещали Западный Берлин, вы должны были пойти в зоопарк. Это был самый простой способ показать свою симпатию к народу и демократии.
("Война зоопарков", Дж. Моонхаупт)

В 1962 году генеральный прокурор США Роберт Кеннеди, брат президента Джона Кеннеди, подарил Берлинскому зоопарку лысого орла. Он назвал его "Вилли Брандт" в честь мэра Западного Берлина. Орел страдал от многочисленных болезней и умер всего через два года, хотя его ранняя кончина была скрыта от общественности; директор зоопарка Клос выдал более молодого орла за знаменитого американского. А когда в 1983 году умерла западноберлинская панда Тьен Тьен, подарок из Китая, распространились слухи, что КГБ убил панду, потому что она попала в Западный Берлин вместо коммунистического Восточного (панда умерла от вирусной инфекции).

Зоопарки как побег из города, обнесенного стеной

Нетрудно представить себе, почему зоопарки были желанным развлечением, отвлекающим от стен, окружавших Берлин. Как пишет историк Мике Рошер: "Ощущение замкнутости в границах было повсюду. В каком-то смысле Западный и Восточный Берлин сами по себе были двумя зоопарками".

Жители Восточного Берлина были замурованы, как и жители Западного Берлина. Им всем нужно было чувство свободы. Из развлечений у них был только телевизор (и то не у всех), было мало возможностей для путешествий, и почти ни у кого не было машины. К началу 1980-х годов зоопарки были самыми популярными местами отдыха в стране, принимая шестнадцать миллионов посетителей в год - это означает, что зооголиков было столько же, сколько гражданских лиц в ГДР. Для обеих сторон поход в зоопарк был ностальгическим и доступным шансом воссоединиться с миром природы и жизнью за пределами города, обнесенного стеной.

Почему в Берлине до сих пор есть два зоопарка?

Когда в 1989 году пала Берлинская стена, было много споров о том, какой зоопарк закроется. Но ни один из них не закрылся. Для старшего поколения до сих пор сохранилось чувство старой идентичности. Два берлинских зоопарка - лишь одно из многих дублирующих в Берлине, наряду с многочисленными оперными театрами и университетами города - наследие холодной войны.

Сейчас у двух берлинских зоопарков общий смотритель, хотя их клиентура по-прежнему отражает модели, существовавшие до воссоединения. В 2014 году Берлинский зоопарк и Тирпарк попросили посетителей рассказать, из какого района города они родом. После этого они составили карту с ответами, на которой можно было четко увидеть разделительные линии старого города. Оказалось, что родившиеся в ГДР люди и переехавшие жить на Запад, продолжают ходить в Тирпарк. Абсолютная история, только наоборот, и с уроженцами ФРГ. Стена продолжает жить в памяти людей.