Найти в Дзене
Калинка-Малинка

Ссоры

Бабушка с дедушкой всегда ругались. Мира отлично помнила – стоило им задержаться в одной комнате больше, чем на полчаса, непременно разгорался скандал. Иногда тому был повод, а иногда нет. Словно им нравилась сама идея того, что они могут ругаться целый день без перерыва. Признаться честно, попроси кто-нибудь Миру припомнить хотя бы один день, когда бабушка с дедушкой не ссорились – она бы точно не справилась с этой задачей. Может быть, это игры мозга, а может, суровая реальность. В любом случае, Мира всегда любила приезжать в деревню к бабушке и дедушке, даже несмотря на особенность их характеров. Было в деревенской жизни что-то такое, чего девочке не хватало в городе. Впервые она приехала в деревню, когда ей едва стукнуло два года – родители привезли ее познакомиться с бабушкой и дедушкой. С того самого дня это стало чем-то вроде традиции. Мире не нужны были поездки на море, походы в горы и многое другое, что так близко было ее родителям. Ее желания ограничивались поездкой в деревн

Бабушка с дедушкой всегда ругались. Мира отлично помнила – стоило им задержаться в одной комнате больше, чем на полчаса, непременно разгорался скандал. Иногда тому был повод, а иногда нет. Словно им нравилась сама идея того, что они могут ругаться целый день без перерыва. Признаться честно, попроси кто-нибудь Миру припомнить хотя бы один день, когда бабушка с дедушкой не ссорились – она бы точно не справилась с этой задачей. Может быть, это игры мозга, а может, суровая реальность. В любом случае, Мира всегда любила приезжать в деревню к бабушке и дедушке, даже несмотря на особенность их характеров.

Было в деревенской жизни что-то такое, чего девочке не хватало в городе. Впервые она приехала в деревню, когда ей едва стукнуло два года – родители привезли ее познакомиться с бабушкой и дедушкой. С того самого дня это стало чем-то вроде традиции. Мире не нужны были поездки на море, походы в горы и многое другое, что так близко было ее родителям. Ее желания ограничивались поездкой в деревню, где помимо ругающихся бабушки с дедушкой, ее ждали теплые блинчики по утрам и пушистый рыжий кот, которого она полюбила самой сильной любовью, на которую способен маленький ребенок.

- Мам, а могу я жить в деревне с бабушкой и дедушкой? – как-то раз спросила она у матери.

Женщина тогда сильно растерялась и даже… расстроилась?

- Ребенок должен с родителями своими жить. К бабушке и дедушке ты можешь ездить на каникулах.

- Ну, и ладно, - надувшись ответила девочка и продолжила ковырять ложкой кашу.

Мира любила родителей, но не любила городскую жизнь. Даже в юном возрасте она понимала – это не ее. Куда больше девочке нравилось копошиться в огороде и усердно делать вид, что помогает бабушке по хозяйству. А еще ей нравилось чесать пузо любимого рыжего кота. В городе у нее не было домашних питомцев, только цветы, от которых мать была без ума. Девочке нравилось ходить хвостиком за бабушкой и кормить кур со свиньями; нравилось таскаться за дедушкой и помогать ему ремонтировать все, что попадется под руку. В городе она была счастлива, но в деревне ее счастье приумножалось. У девочки там практически не было друзей – кроме, кота, кур и свиней, которых она усердно пыталась дрессировать, - но в друзьях она особо и не нуждалась. Хватало компании бабушки и дедушки. С ними всегда было весело – в особенности когда они ругались. Частенько они использовали слова, значение которых Мира не знала, но менее смешно от этого ей не становилось.

- Бабушка, а кто такой ишак? – после очередного скандала спрашивала у бабушки девочка.

- Это ослик, - спокойно отвечала та, перебирая собранную утром малину.

- А почему ты назвала дедушку ослом? Разве он похож на него?

Пенсионерка развернулась. На лице ее сияла теплая улыбка, а в глазах горели огоньки:

- Немного похож, но так его называть нельзя никому, кроме меня.

- Даже мне?

- Особенно тебе. А сейчас, - она поставила перед внучкой тарелку с ягодами. – Ешь малину. Кому я ее собирала?

Несмотря на то, что бабушка с дедушкой без конца ругались, Мира никогда не считала их злыми. Напротив, они излучали добро и свет, которого девочке ужасно не хватало в большом городе. Они многое умели, а еще – рассказывали чудесные истории, которые Мира так обожала. Что только не происходило в этих историях! Там были и рыцари, готовы спасти принцессу из горящего замка; были и леший с бабой Ягой, похитившие царевну… Истории никогда не повторялись, хоть мотив в них практически всегда был один. Частенько, в процессе пересказа, бабушка с дедушкой начинали ругаться – по большей части повод был пустяковый, но после каждого такого «скандала» они вновь были счастливы. Словно это было что-то вроде подзарядки, без которой они не могли ни начать день, ни закончить.

- Мам, хватит ругаться при ребенке! – постоянно ворчала Вероника. Ее можно понять, скандалы – это совсем не то, за чем должен наблюдать ребенок. Но Мира никогда не воспринимала ссоры бабушки с дедушкой, как что-то плохое. Не было в них злости и жестокости, только желание сбросить напряжение.

Девочка никогда не боялась, что станет участником ссоры. Бабушка и дедушка словно жили в своем маленьком мирке и в такие моменты не замечали никого вокруг. Только друг друга. И несмотря на то, что ссорились они часто, никогда не позволяли себе действительно унизительные оскорбления. Это всегда было что-то, что легко можно перефразировать в шутку, но считали так далеко не все.

- Не понимаю, как твои родители так живут. И пяти минут спокойно общаться друг с другом не могут – все время ругаются. Вообще не понимаю, как так жить можно, - не один раз удивлялся Сергей, отец Миры.

Пожимая плечами, Вероника отвечала:

- Друг с другом не могут, но и порознь не хотят. Вот такая любовь у них. Каждому свое.

- А любовь ли это?

- Конечно. Просто у всех она разная: кто-то сюсюкается со своей второй половинкой, а кто-то так. Главное ведь не это. Главное – уважение. А его у них друг к другу – хоть отбавляй. Поверь мне на слово.

И Мира тоже знала – бабушка с дедушкой любят друг друга. Она много раз наблюдала за ними со стороны. Порой они ругались, порой тихонько обсуждали что-то и хихикали, словно им снова по двадцать лет. Многие соседи ошибочно полагали, что бабушка и дедушка Миры давно не любят друг друга – просто терпят, ведь возраст такой, что разводиться уже стыдно. Да и столько лет вместе прожили, что нет уже смысла что-то менять. Только вот в лицо об этом никто не говорил – знали, что за это можно и оплеуху получить. Что у дедушки, что у бабушки характер был тот еще – ляпнешь лишнего и можешь смело переезжать из деревни, пока они не пришли по твою душу. Поэтому в лицо соседи мило улыбались, а за спиной только и болтали:

- Да не любят они друг друга. Каждый день цапаются, как кошка с собой. Он небось еще и поколачивает ее.

В это маленькая Мира не верила. Может, дедушка и был крайне ворчлив иногда, он никогда не позволял себе даже замахнуться на жену. Либо высказывал все претензии ей лично, либо целый день ворчал себе под нос. Да и с бабушкой была такая же история. Мира всегда удивлялась тому, как два человека могут одновременно быть такими разными и такими похожими друг на друга. Она знала – в целом мире не сыскать двух таких же. Эти люди точно были предначертаны друг другу. Вряд ли кто-то другой смог бы терпеть все причуды их характеров.

Впервые Мира приехала в деревню по плохому поводу, когда дедушка серьезно заболел. От бодрого мужчины коим он был – ничего не осталось. Сил у него не было ни на что. Целыми днями приходилось лежать в кровати или сидеть на диване у телевизора. Пенсионер, привыкший к активному образу жизни, не мог так жить. Ему было ужасно тяжело. Хотелось лишь одного – вернуться к старому укладу жизни.

- Бабушка, а почему дедушка такой грустный? – шепотом спрашивала девочка.

Бабушка лишь тяжело вздыхала. Она не знала, как объяснить ребенку подобное… Мира, привыкшая к вечно улыбающейся бабушке, была растеряна. Ей хотелось как-нибудь развеселить бабушку и дедушку, но ничего не выходило. Атмосфера в доме с каждым днем становилась все напряженнее. В какой-то момент родители даже собирались забрать Миру домой преждевременно.

- Я не поеду домой сейчас! – бунтовала девочка, когда за ней приехала мать.

- Прекрати себя так вести! Ты не видишь, что мешаешься сейчас? Едешь сегодня со мной – это не обсуждается.

Девочка чувствовала, что еще секунда и из глаз хлынут слезы. Она не понимала, что происходит. Все это ужасно пугало ее.

- Никуда она не поедет. Отцепись от ребенка. Она каждое лето здесь проводит, - послышался тихий голос деда. Он медленно дошел до внучки и обнял ее.

- Пап, тебе отдыхать нужно, чтобы на ноги встать. Я ведь знаю, что с ней отдохнуть – невозможно.

Но старик стоял на своем. Он видел, что внучка не хочет уезжать. Чувствовал вину – ведь именно по причине его плохого самочувствия дочка хочет увезти Миру обратно в город.

Девочка отчетливо помнила, что хоть дедушка и перестал делать что-то по хозяйству, ругаться с бабушкой он не переставал. И что было любопытно – после этих ссор пенсионер вновь улыбался. И бабушка тоже улыбнулась, а потом уходила плакать в погреб. Уже тогда Мира понимала, что плачет бабушка не из-за ссоры… Девочка чувствовала, что грядет нечто страшное. Нечто, что изменит их жизни. К сожалению, не в лучшую сторону.

Мира хорошо помнила, как готовилась к школьному осеннему представлению. Ей доверили главную роль в предстоящем спектакле, чему девочка была несказанно рада! В тот вечер она в очередной раз примеряла свою корону и крутилась у зеркала. Мама тихонько открыла дверь ее комнаты и, красными от слез глазами, уставилась на дочку.

- Мамочка, ты чего?

Мира почему-то была уверена – начальник заставил маму работать в субботу, а значит, им с папой придется отложить поход в ресторан на годовщину. Что могло расстроить маму сильнее этого?

- Доченька, мне нужно тебе кое-что сказать…, - после паузы Вероника продолжила. – Дедушки больше нет.

Земля ушла из-под ног. Мира сама не поняла, как рухнула на пол, больно ударяясь об пол коленями. Из глаз брызнули слезы. Это был один из худших дней. Тогда девочка поняла, что жизнь – это не только череда хороших событий. Есть еще и боль, что неминуемо настигает абсолютно каждого человека.

Бабушка выглядела плохо. Словно из нее высосали жизнь. Словно она умерла вместе с дедушкой.

- Ма, поехали с нами в город. Чего ты здесь будешь одна? – настаивала после похорон мама Миры.

Она понимала, что оставить мать в деревне одну – подписать ей приговор. Она просто сожрет сама себя…

- Никуда я не поеду. Чего мне с вами в городе делать?

- А здесь тебе, что делать? Папы больше нет…

- Я не поеду…

Мира понимала бабушку. Будь у нее возможность, она и сама осталась бы здесь, в этом доме. Слишком много воспоминаний, слишком много теплых чувств вызывает каждый дюйм этого дома. Бабушка ни за что не уедет, это было очевидно с самого начала.

Мира скучала по дедушке. Теперь, приехав в деревню на зимние каникулы, ей не с кем было ремонтировать старенький мопед и копошиться в сарае. Никто не рассказывал ей интересные истории. Даже бабушка, которая прежде любила это дело. Она вообще сильно изменилась… Похудела, перестала нормально есть и спать. А еще она стала очень нервной. Даже в те дни, когда дедушке особо сильно хотелось на кого-нибудь поворчать, она не так нервничала.

Соседи в деревне поговаривали: «Отмучилась Светка! Он же ей жизни не давал – вечно чем-то недоволен был. Сколько нервов ей потрепал!».

И в какой-то момент все так активно обсуждали эту тему, что Мира действительно задумалась: «Может быть, бабушка была несчастна с ним?». Они ведь так часто ругались! Разве в счастливом браке есть место ссорам? Все это не давало девочке покоя: с одной стороны – бабушка и дедушка, вечно ругающиеся друг с другом, но довольные; с другой – соседи, которые рассказывают разные истории, подводя к тому, что дед Миры был плохим мужем. Девочка не знала, кому верить: глазам или соседским языкам. Все смешалось…

- Бабушка, а ты дедушку любила? – решилась однажды спросить девочка, чтобы поставить все точки над «i».

Пенсионерка внимательно посмотрела на внучку. Взгляд ее впервые за много месяцев приобрел какую-то ясность. В этот самый момент она была похожа на прежнюю себя – враждебно настроенную версию себя, если быть точнее.

- Что за вопрос? Конечно. Почему ты спрашиваешь?

Мира пожала плечами.

- Я не знаю, просто люди многое говорят… Вот я и решила узнать у тебя. Ты не стала бы врать мне.

- Не слушай, что говорят люди вокруг. Каждый видит то, что он хочет видеть.

- А ты знаешь, что говорят про дедушку?

Пенсионерка фыркнула, явно выражая свое недовольство, но продолжила диалог.

- Я же не глухая. Слышу прекрасно все, о чем эти стервятники шепчутся. С большинством соседей я и не общаюсь уже, как раз из-за их длинных языков. Твой дедушка умер несколько месяцев назад, а они все никак его в покое оставить не могут.

- Вы же ругались с ним постоянно.

- Ну и что? Разве наши ссоры мешали кому-то? Поворчали друг на друга и разошлись. Просто люди привыкли замечать соринку в чужом глазу, но игнорировать бревно в собственном. Наши с твоим дедом отношения – это наши отношения. Никто не может говорить, что он плохо относился ко мне, ведь это откровенная ложь.

- Ты не злилась на дедушку из-за ваших ссор?

- Мы с ним оба понимали, что не стоит сердиться из-за таких глупостей, милая. Да, мы часто ругались, но всегда после этого приходили к чему-то общему.

Мира не понимала бабушку. Теперь ей было сложно представить, что можно ругаться с кем-то по десять раз в день, но при этом оставаться счастливым человеком. В голову закралась мысль, что бабушка просто не хочет признавать – много лет жизни она потратила на человека, который ее не уважал, и которого она не уважала в ответ.

- Тетя Галя вчера сказала, что вы с дедушкой просто терпели друг друга.

- Эта твоя тетя Галя судит людей по себе. Лучше пусть со своим мужем разберется. Он вон ни одной юбки не пропускает, хоть уже и немолод давно.

В то лето девочка впервые задумалась о том, что соседи могут быть правы. Ведь сколько раз она наблюдала за тем, как бабушка с дедушкой ругаются! Раньше это казалось… забавным? Но многочисленные замечания соседей вынудили изменить свое мнение, посмотреть на ситуацию под другим углом.

Бабушка не становилась прежней. Это Мира заметила довольно быстро. Не было больше в ней той искры, что горела в глазах. Да, пенсионерка все еще ухаживала за скотом и небольшим огородиком. Она готовила внучке вкусные завтраки, но что-то было не так. Смерть дедушки сказалась на ней больше, чем можно было ожидать. Одновременно пенсионерка была здесь и где-то очень далеко.

- Я переживаю за бабушку, - вернувшись в город, жаловалась Мира.

Мать лишь пожимала плечами.

- Нельзя помочь человеку, которому твоя помощь не нужна. Оставь ее в покое. Каждый переживает горе по-своему.

- Но прошло несколько месяцев с того дня, как дедушка умер. Она должна была смириться и научиться жить без него, - девочка сделала паузу. – Да и они так часто ссорились. Бабушка наверняка постоянно нервничала из-за этого. Разве ей не должно было стать легче после того, как он умер?

Мать окинула дочку весьма странным взглядом. То ли удивленным, то ли разъяренным.

- Что ты имеешь в виду? Ты никогда так не отзывалась о дедушке.

- Просто соседи…

- Не слушай соседей, они треплются без конца. Бабушка и дедушка, хоть и ссорились каждый день, очень любили друг друга. Ты и сама это знаешь.

- Я начинаю в этом сомневаться. Ну правда! Разве могут люди ругаться так часто, если любят друг друга? Мне кажется, они просто не подходили друг другу. То есть, по отдельности они могут быть прекрасными людьми, но вместе… становятся невыносимыми.

Женщина присела рядом с дочкой и взяла ее за руку.

- Я говорила это твоему отцу и скажу тебе: есть люди, которые не могут быть вместе, но и по отдельности тоже не могут. Это про твоих бабушку и дедушку.

Мира верила – бабушка обязательно поправится. Ей всего-то нужно осознать, что жизнь без вечных ссор куда легче. Да, возможно, она любила своего мужа, но жизнь с ним практически наверняка была невыносимой. Мира предполагала, что, приехав в деревню в следующий раз, встретится лицом к лицу с прежней своей бабушкой. Все обязательно приедет в норму… Жаль, что людям свойственно ошибаться.

Девочка заметила, что после каждого звонка бабушке, мама становится мрачнее тучи. Все внутри кричало – происходит что-то плохое. Только вот родители наотрез отказывались говорить девочек правду, пряча свои чувства под фальшивыми улыбками. Даже отец выглядел растерянным, что было ему совсем несвойственно. Мира понимала, что с бабушкой что-то не так. Вряд ли она идет на поправку… Все чаще родители стали шептаться за закрытыми дверьми, боясь, что дочка подслушает их разговор. В конце концов, мама заявила, что на некоторое время уедет в деревню. По ее словам: «Лишь для того, чтобы бабушке не было так скучно». Мира понимала, что ее обманывают, но боялась себе в этом признаться.

Приехав летом в деревню, девочка ужаснулась. Бабушка выглядела ужасно… Мама на нервной почве тоже сильно похудела.

- Что с бабушкой? – спрашивала Мира поздней ночью, когда сумела остаться с мамой наедине.

Голос матери дрожал, но она старалась сохранить непроницаемое выражение лица.

- Она приболела. Сильно приболела. Но ничего страшного, это пройдет.

- Про дедушку ты говорила то же самое, но ему лучше не стало. Чем она болеет?

Мать пожала плечами. Она не знала ответа на этот вопрос. Никто не знал. Даже врачи затруднились ответить. Изучив ее анализы, они пришли к выводу, что она ничем не больна. Казалось, что пенсионерка сама доводит себя до такого состояния. Врачи не знали, как ее лечить; дочка не знала, чем ей помочь. Безвыходная ситуация… Лишь сама пенсионерка знала, что ей нужно для того, чтобы вновь почувствовать себя живой – встреча с мужем. Ей ужасно его не хватало.

Это лето не было веселым – бабушка чахла на глазах. Мире было тяжело за этим наблюдать, но уезжать она не собиралась. Ее не было рядом, когда умер дедушка, эту же ошибку с бабушкой она допускать была не намерена. Несмотря ни на что оставалась рядом. Поддерживала маму, следила за бабушкой. Часами она сидела около ее кровати и делала то, что раньше они любили больше всего – рассказывала истории. На мгновение могло показаться, что ничего не изменилось, но это была лишь иллюзия, ведь дедушка умер, а бабушка, кажется, собиралась следовать за ним. Оставалось лишь надеяться на то, что внезапно положение дел изменится в лучшую сторону.

Бабушка умерла ровно за месяц до годовщины смерти дедушки. Она не боялась умирать – это читалось в ее глазах. Напротив, пенсионерка желала этого. Знала ведь, что дочка и внучка прекрасно справятся без нее. А сама она больше не могла жить. Она ужасно скучала по своему мужу… Скучала по их разговорам, скучала по ссорам… Они постоянно ссорились, но эти ссоры не были плохими воспоминаниями. Нет. Просто это было некой особенностью их отношений, без которой они не могли. Это устраивало их, ведь даже ругаясь муж с женой не переставали любить друг друга.

И только после смерти бабушки Мира поняла, что зря слушала соседей. Ссоры – не всегда признак того, что в браке что-то не так. В конце концов, ссоры бывают разными. Бабушка с дедушкой никогда не злились друг на друга по-настоящему. Так они просто снимали накопившееся напряжение. Возможно, они действительно не подходили друг другу, но… Мире больше нравилась версия матери: «Есть люди, которые не могут быть вместе, но и друг без друга тоже не могут. Они просто не смогли бы быть с другими людьми». Да, это определенно было про бабушку и дедушку Миры. Они любили друг друга несмотря на ежедневные ссоры. И все-таки любовь бывает такой разной…

Автор: Дарья Миронова