Найти тему
Merkwürdigliebe

Монеты 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года (часть 1)

Ну а теперь я бы хотел рассказать вам о памятном выпуске монет, посвященном Отечественной войне 1812 года — войне между Россией и наполеоновской Францией на территории России в течение 1812 года.

200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года
200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года

Выпуск этот масштабный, и, так получилось, что собран мной весь (о самих монетах особо не расскажешь, а вот о том, что на них изображено, вполне себе)

Ну и начнем мы с венца этой коллекции - 10 рублей

В центре диска — обозначение номинала монеты «10 РУБЛЕЙ». Внутри цифры «0» — скрытые, видимые поочередно при изменении угла зрения изображения цифры «10» и надписи «РУБ». По окружности вдоль канта — надписи, вверху: «БАНК РОССИИ», внизу — дата: «2012», слева — стилизованное изображение оливковой ветви, справа — дубовой. Классический такой набор для 10-рублевых монет нового образца

А вот уже на реверсе в центре диска — изображение Триумфальной арки в Москве, внизу вдоль канта — надпись: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы 1-й Тверской-Ямской) была сооружена деревянная Триумфальная арка.
В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы 1-й Тверской-Ямской) была сооружена деревянная Триумфальная арка.

Московские Триумфальные ворота впервые были сооружены в 1829—1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Но уже в 1936 году были полностью разобраны. Однако, копия ворот была сооружена в 1966—1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, сейчас — площади Победы в районе Поклонной горы.

13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками.

В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа
Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Те самые "счастливые рубли"
Те самые "счастливые рубли"

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и
украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный.
1826

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай.

Триумфальные ворота, 1883 год
Триумфальные ворота, 1883 год

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот, часть скульптур и барельефов была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря, где они экспонируются в настоящее время.

Фрагмент барельефа в Музее архитектуры, 2022 год
Фрагмент барельефа в Музее архитектуры, 2022 год

10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».

В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на заводе «Станколит» отлили 12 новых.

Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам:
«Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Ну а так эта арка выглядит сейчас
Ну а так эта арка выглядит сейчас

Владимир Гиляровский писал в книге «Москва и москвичи» о Триумфальных воротах:
Говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера — один здесь, другой — на фронтоне Большого театра. Только это был не «кучер», а «баба с калачом», по местному определению.

Вот такой небольшой экскурс для вас в мир коллекционирования монет, а продолжение в следующей части, о чем еще вы бы хотели узнать или прочитать?

Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, всех обнял)