После большого вызванного поездкой в Верхотурье и Нижний Тагил и описанием этой поездки я возвращаюсь к Бразилии.
Первый этап моей поездки по Бразилии завершился вполне успешно. В принципе это был как бы «международный этап». Я побывал на бразильской стороне водопадов Игуасу, затем на денек заглянул в Аргентину и продолжил изучать водопады Игуасу. Затем съездил на автобусную экскурсию по второй гидроэлектростанции мира Итайпу. Во время экскурсии я немного побывал в Парагвае.
Следующий этап моего путешествия был посвящен городу моей юношеской мечты Сальвадору-Байе, жемчужине бразильского севера, первой столице Бразилии. В юности я зачитывался романами классика бразильской литературы Жоржи Амаду. И вот я еду в гости к доне Флор, Гуляке и аптекарю Теодоро Мадурейре, Терезе Батисте и «генералам песка».
Переезд из бразильского крайнего юга на север занял у меня почти день. Сначала мне предстояла на ночном автобусе вернуться из Фоса-ду-Игуасу в Сан-Паулу, а затем на самолете улететь в Сальвадор.
Автовокзал Фоса является международный по праву, я видел отправление рейсов в Буэнос-Айрес и Асунсьон.
Во второй автобусный переезд я воспользовался услугами той же компании «Pluma». Перевозчик опять не подвел, двухэтажный автобус вовремя величественно вплыл на автовокзал. Я опять ехал один на двух креслах, но уже не таком козырном месте как первый раз. Я немного подстраховался, можно было выехать позднее вечером, но я опасался каких-нибудь задержек и оставил 8 часовой запас на Сампу (так я привык назвать Сан-Паулу) до вылета в Сальвадор. В автобусе я удобно устроился и глазел на идиллические пейзажи штата Парана. Ближе к вечеру автобус попал под грандиозный тропический ливень. Я такого еще не видел. Буйство молний, шквал воды, бац и все прошло.
На Игуасу я за три дня потратил 222 $, в принципе недорого и чуть меньше плана .
На следующий день (1 апреля) заканчивался «высокий» туристический сезон на большей части Бразилии. Начинался средний сезон, дожди в Байе, снижение температуры в Рио и Сампе. Я опасался бурных тропических дождей, как накануне, но мне повезло, ничего подобного больше не было.
Автобус ехал по широкому шоссе в штате Сан-Паулу. Пару раз мы заезжали в сетевые рестораны, я назавтракался до отвала. В Сампе много выходцев из Италии, примерно каждый третий житель, поэтому здесь делают умопомрачительно вкусную пиццу.
Сампу часто сравнивают с Москвой: та же неоправданная дороговизна всего, похожие легендарные пробки, короче бардак. Но я заметил еще одно сходство, каменные джунгли обоих городов со всех сторон окружает зеленое лесное царство. И есть одно существенное отличие: в Москве нет фавел и откровенно нищих кварталов, нищих на улицах. Ругаем мы свою Родину часто, но ведь все-таки не так уж и плохо мы живем. Как и в России, в Бразилии 2016 года была сложная экономическая ситуация, может поэтому легендарных пробок в Сампе я не видел, как и в Москве.
Автобус немного отстал от графика и к городу подъезжал в самый разгар утреннего часа пик. Движение было затруднено, на въездах на скоростное шоссе, проходящее через западные пригороды Сампы. Кстати, пригороды Сампы разные по уровню жизни и они как бы чередуются, поэтому ехать мимо них не так тоскливо, как в Рио. Примерно в 7:30 утра автобус прибыл на автовокзал Тиете. Самолет авиакомпании Avianca улетал в Сальвадор в 13:10, поэтому надо было приехать в Гуарульос в 11 часов. Был соблазн сесть на дорогой автобус за 47,5 R$ и прямо уехать в аэропорт. Но я, несмотря на некоторую усталость от ночного переезда, на эти 47 R$ нагулялся по утреннему городу. Самое главное, была надежда поймать негритенка в офисе TIM, который подсунул мне неработающую симку.
Я сдал сумку в камеру хранения автовокзала. При сдаче багажа требуют паспорт.
Далее на метро поехал в центр.
Некое лирическое отступление про бразильских дам.
По бразильским борделям я не шарился, по ночным клубам и пляжам также. Но бразильские граждане слабого пола существа примечательные и их достоинства можно понять и без посещения злачных мест. Причем женщины-branco, прямые потомки европейских колонизаторов и переселенцев ничем особенным мне не запомнились, подобные типажи можно встретить на улицах южно-европейских городов. Бразильянки-preto с большой долей африканской крови подчас имеют спереди и сзади части тела гипертрофированных размеров (часто думал, как эти шары в одежду влазят), да и одеваются они порой кричаще ярко. Изумление вызывали только бразильянки-мулатки или кабокло, у которых доля африканской или индейской крови невелика. У таких дамочек часто фигура негритянки или индеянки, а лицо белой женщины. А все это вместе можно обозначить словом SEX!!!.
Вот и в этот день, еду я в метро с автовокзала в центр, в вагон заходит такая афроиндоевропейская дамочка-sex и на следующей станции толпа прижимает ее ко мне. Ощущение, я вам скажу… Я из-за нее проехал нужную станцию и вышел вслед за ней на площади Se. Как она шла, Мерилин Монро в «Джазе только девушки» просто отдыхает!!!
Проводив даму до эскалатора, я вернулся обратно на одну остановку до станции Sao Bento.
На одноименной улице я влился в толпу служащих соседних учреждений и забежал позавтракать в незатейливое заведение. Дешево и вкусно, а кофе было просто чудо. Интересно иногда в отпуске в другой стране, прогуляться в толпе спешащих на работу людей.
В Рио я еще вливался в толпу разбредающегося после работы по кафе «офисного планктона», тоже интересно было.
Офис TIM был закрыт, я еще прогулялся по улицам центра. Увидел несколько приличных образцов «ненебоскребной» архитектуры. Но самое интересное в Сампе – это граффити, из-за разнообразия и художественности они совсем не портят город, а предают ему некоторый шарм.
Открытия офиса TIM я так и не дождался. Поехал на автовокзал, т.к. побоялся сложного трафика на дорогах Сампы. В Гуарульос я приехал вовремя, на дешевом автобусе. Рядом сидела стюардесса бюджетной бразильской авиакомпании, еще одна мулатка и девушка-секс, которая всю дорогу болтала по смартфону Samsung, двойнику моего, при этом еще успевала профессионально строить мне глазки. Заезд в Сампу удался.
А впереди был Сальвадор и еще одна девушка-секс, но уже яркая preto.
Итак, автобусная часть моего путешествия сменяется самолетной. Вслед за двумя ночными переездами автобусами компании «Pluma», два коротких перелета самолетами компании «Avianca». Почему выбрал авиаперелеты на этапах Сампа – Сальвадор, Сальвадор – Рио? Нашел билеты по цены даже ниже автобусных: билет на самолет Сампа – Сальвадор купил за 250 R$, а билет на автобус стоит 350 R$, ну и время в пути несоизмеримо, автобус пилит больше суток. Если покупать билеты на самолет на любое направление сильно заранее, то всегда будет выгоднее автобуса. Но я покупал за три-четыре недели до вылета, цены уже кусаются, особенно на перелетах между Игуасу и Сальвадором, Игуасу и Рио. Цены держались относительно низкими только на массовых направлениях между городами большой тройки или столицей страны. Поэтому у меня и получился такой замысловатый маршрут из Фоса в Сальвадор. На момент поиска билетов самый дешевый билет на самолет стоил примерно в два раза дороже моего варианта, автобус до Сампы + самолет, а по времени получалось примерно тоже самое, т.к. перелет не прямой, а со страшенной стыковкой в той же Сампе.
Почему выбрал «Авианку»? Из приемлемого соотношения цена – удобное время вылета. Ночью по Сальвадору шариться не хотелось. Репутация у города еще та. И думаю в целом почти справедливая. С той разницей, что власти стараются защитить туристическую инфраструктуру.
Компанией «Авианка» я остался доволен. Купить билеты просто, иностранцев с основного сайта пересылались на специальный сайт, там можно было оплатить иностранной картой. Возможна электронная регистрация, но я регистрировался в автоматах в аэропорту. Самолеты новые, расстояния между рядами кресел нормальные, имеются индивидуальные экраны. Багаж входит в стоимость билета, норма 23 кг, багаж доехал благополучно. Кормят сэндвичем, предлагают безалкогольные напитки, все входит в стоимость. При покупке билета, вариантов без багажа и питания не предлагалось.
На внутренних перелетах в Бразилии все просто. Страна была еще девственной в плане террора, поэтому просветки багажа перед входом в здание аэропорта не было. Регистрируешься, сдаешь багаж и идешь на досмотр. Досмотр стандартный, обувь я не снимал. Если хотите есть, то лучше это делать до досмотра, в зоне вылета выбор невелик и дорого. Единственная претензия к «Авианке» у меня имеется за несколько нервную посадку в самолет: сначала сменили номер выхода, потом начали пускать на борт и вдруг прекратили, часть пассажиров застряла в жарком посадочном рукаве.
Во время перелета все было прилично. Взлетели с небольшим опозданием, набрали высоту, поели и начали снижаться. Аэропорт Сальвадора расположен рядом с берегом океана, взлеты и посадки в сторону океана. Очень красиво летели над заливом Всех святых.
Аэропорт Сальвадора, новый, вполне приличный и удобный. Главный минус – далеко от центра. Для неорганизованного туриста возможности добраться до исторического центра две: дорогое такси, стоит больше 100 R$ и дешевый, но нерекомендуемый иностранным туристам автобус №1001. Хозяйка моей гостиницы в Сальвадоре рекомендовала именно автобус. Я еще прочитал в интернете про нападения и грабежи на дороге из аэропорта. Репутация у города плохая, ее полностью подтверждают власти, т.к. столько полиции как здесь я не видел ни в Сампе, ни в Рио. Когда я готовился к поездке и окончательно решил провести 5 ночей в Сальвадоре, то долго решал где жить. Вариантов было три: 1) исторический центр (или как его называют сейчас Пелоуриньо), 2) пляжные гостиницы Барры, 3) часть времени центр, часть Барра или Рио-Вермельо. По цене центр чуть дешевле, но главное было то, что я люблю жить в историческом антураже. Поэтому я забронировал на пять ночей номер в поусаде Meson рядом с главной площадью исторического центра.
Итак, я смело покинул здание аэропорта и проигнорировал удивленных таксистов. Куда это гринго поперся? Один даже прицепился ко мне на остановке автобусов. До остановки автобусов надо идти через парковку под крышей, но она была на ремонте и я не нашел сразу вход, который расположен напротив главного выхода из здания аэропорта. На остановке пришлось примерно 20 минут ждать, когда отдохнут водители красного цвета автобусов нужного маршрута. Сразу стало ясно как я буду выделяться в Сальвадоре. Лицо, шея, руки и ноги у меня уже прилично загорели и приобрели девственно красный цвет, особенно нос. А половина местных жителей ярко выраженные негры preto, из остальных выделяются различного оттенка коричневого цвета мулаты и очень мало белых. А таких краснокожих блондинов нет вообще. Но город все-таки туристический, а Бразилия очень толерантная страна, никто на меня не пялился и пальцем не показывал.
Наконец, подошел автобус №1001, распорядитель остановки помог даже мне поднять сумку в салон через среднюю дверь. Вход обычно через заднюю, там сидит кондуктор и есть турникет, платишь за проезд, кондуктор нажимает кнопку и проворачивает турникет, можно пользоваться карточкой, тогда турникет проворачивается автоматически. Пассажиру важно правильно занять место между створками турникета, тогда его турникет как бы перенесет в салон. Итак я удобно поместился в салоне, в автобусах маршрута №1001, есть места для багажа, нет кондиционера (хотя в городе курсируют и новые кондиционированные автобусы). Как мне кажется все сделано для того, чтобы туристы ездили на такси. Я часто ездил на городских автобусах в Сальвадоре, но туристов я там не видел. Автобус стартовал и у меня адреналин подскочил. Ну началось! На выезде из аэропорта автобус сделал крюк к посту военной полиции, потом была знаменитая бамбуковая аллея, проехали без происшествий, а потом автобус выехал на магистраль, которая ведет к побережью мимо фавел северного Itapua, райончик не очень приятный на вид, но и его автобус преодолел без происшествий, а потом уже были престижные прибрежные районы и автобус покатил вдоль побережья океана. Вид шикарных океанских пляжей резко поднял мое настроение, а то сказывалась уже усталость. Ведь прошло уже более суток после выезда на такси из гостиницы в Фосе, я сменил несколько видов междугородного и городского транспорта. Трафик вечернего часа пик (шел уже шестой час вечера) в Сальвадоре не сказать, что уж очень насыщенный, просто прибрежные улицы имеют сложный рельеф, много поворотов. Только примерно через час автобус свернул от побережья перед пешеходной частью авениды Oceanica в Барре. Я уже несколько раз путал Барру с другими районами, через которые проезжали, в т.ч. и с воспетым Амаду Рио-Вермельо. Потом автобус еще долго пробирался к историческому центру по престижным и не очень районам. И наконец почти через 2 часа после выезда из аэропорта он остановился на конечной остановке в районе площади Se. Уже стемнело, на улице Chile стояла полицейская машина и мигалкой ярко освещала окрестности, обозначая охраняемую зону. Вот туда я и покатил свою сумку.
Немного ориентировки по центру Сальвадора. Строго охраняемая полицией зона верхнего города Cidade Alta начинается на западе у площади перед лифтом Ласедра и дворцом Rio Branco, заканчивается на востоке на спуске площади Пелоуриньо, на севере ограничена крутым спуском в нижний город Cidade Baixa, а на юге спуском к магистральной улицей Seabra. Граница рваная, но у нее есть три доминанты: площадь Se на западе, площадь Пелоуриньо на востоке и в центре площадь Terreiro de Jesus. Почему-то весь район сейчас называется Пелоуриньо, хотя у Амаду под Пелоуриньо понимается район «красных фонарей». Днем сюда свозят обвешанных зеркалками иностранных туристов. Вот их и охраняет полиция.
Я нисколько не жалею, что прожил почти пять дней именно здесь, в этой мешанине церквей, цветных домиков, реальных и надуманных музеев, ресторанов и простеньких пивнушек, мощеный улочек и крутых спусков. Две площади, Se и Terreiro de Jesus, здесь несколько странные, т.к. состоят как бы из двух частей. Этим вечером я победно прошествовал через обе площади, безошибочно свернул на улицу Alfredo de Brito. В одном из цветных домиков на этой площади в двух шагах от Terreiro de Jesus и напротив импозантного здания медицинского факультета и располагалась нужная мне поусада Meson.
Несмотря на поэтическое название это обычная семейная гостиница, т.е. владелица гостиницы, молодящаяся негритянка и ее семья жили в этом же здании. Я такие заведения не люблю, живешь как в гостях у чужих людей. Хозяйка гостиницы немного знает английский, вообще-то она думает, что знает его хорошо, но понять ее ужасный акцент очень сложно. Она жестко и властно руководит своей семьей. Ну и на негритянский манер ничего по внешнему виду.
Кроме расположения у гостиницы есть еще один плюс, очень романтичная общая комната, со старинной мебелью и широкими окнами-дверями и микробалконами.
А вот номер был самый плохой за всю поездку. Его отличало наличие огромного зеркала во всю длину кровати, что делало его похожим на альков проститутки, а вот в ванной комнате даже маленького зеркала нет. Ну жить в нем все же было можно. Я бросил вещи и побежал на улицу знакомиться с Сальвадором.
Но сил хватило только дойти до площади Пелоуриньо, где у музея Жоржи Амаду сидела колоритная негритянка в байянском народном наряде и торговала нехитрым уличным фастфудом. Я у нее купил второй и последний свой акараже и какую-то похожую на сардельку сладость с вкусом кокоса. Потом вернулся в гостиницу. Акараже мне опять не понравился. Я так и не понял суть этой еды, горошница с креветками и все дела. А вот сладкая белая сарделька очень понравилась, я потом еще несколько раз покупал. Засыпал я в этот день с мыслью, что самая сложная часть поездки позади, дальше будет проще.
Спасибо за внимание...
Продолжение моих бразильских приключений следует...