Можно ли сделать бесшумным «рогатый» транспорт?
Не секрет: идущие по маршрутам трамваи ритмично стучат колёсами, порой вызывая негодование как спешащих к вагону через проезжую часть некоторых пассажиров, так и мирно отдыхающих в своих близко расположенных к рельсам домах жителей. Пока ратующие за экологичный вид перемещения омичи отмечают обновление парка «рогатого» электротранспорта, некоторые соседствующие с путями люди испытывают дискомфорт.
Заметим, несколько лет назад в Омске, по информации новостных порталов, жители улиц Серова, Учебной и 11-й Ремесленной пожаловались в Роспотребнадзор на шум от трамваев, пути следования которых пролегали рядом с их домами. Специалисты тогда усмотрели нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и внесли представление об устранении недостатков. Однако представители муниципального предприятия обжаловали это решение.
Правда, судя по всему, сегодня на участках, где регулярно можно услышать звук приближающихся или удаляющихся «рогатых» вагончиков, для любящих тишину жителей проблема осталась.
«Шум и вибрация – это что-то нереальное, не могу привыкнуть за три года. С первым трамваем просыпаюсь», «Живём вдоль трамвайных путей, у них ограничение стоит вдоль домов, но они несутся так, что дом ходуном ходит» – такие сообщения с жалобами появляются в социальных сетях.
Хотя, с другой стороны, даже среди обитателей домов вдоль рельсов есть те, кто вполне лояльно относится к едущим мимо вагонам.
– Мы давно привыкли к вибрации от проходящих трамваев, – рассказывает одна из жительниц подобного дома Светлана. – Тем более чаще всего они едут не так быстро, поэтому грохот не такой сильный. От магистралей, где ездят автомобили, шум иногда гораздо ощутимее.
Действительно, издаваемый транспортом гул способен серьёзно попортить нервы живущим рядом с магистралями людям. Причём, по мнению врачей-психотерапевтов, шумовое загрязнение весьма опасно, поскольку влияет на важнейшую для человека функцию сна. Тем более мы ощущаем не только гул, но и вибрацию, а участки мозга, отвечающие за восприятие раздражителей, очень близки.
Относительно причин шума от трамваев некоторые специалисты называют изношенность путей, щели на стыках рельсов и купирование проблемы видят в замене путей на новые, в идеале на бесстыковые. Тогда, предполагается, у электротранспорта не будет причин для вибрации и прочих посторонних колебаний. Однако в Омске, судя по всему, такой вариант пока упирается в финансы.
– Возможность монтажа бесстыковых рельсов для снижения уровня шума при движении трамвайных вагонов при проведении капитального ремонта трамвайных путей в настоящее время в городе Омске не рассматривается из-за дороговизны, – уточняет в официальном ответе «Четвергу» директор департамента транспорта Омска Вадим Кормилец. – Один километр трамвайных путей, уложенных по данной технологии, стоит около 100 миллионов рублей. Для сравнения: один километр трамвайных путей, уложенных по традиционной технологии, по информации МП г. Омска «ЭТ» стоит порядка 34 миллионов рублей.
Помимо укладки бесстыковых рельсов снизить интенсивность шума от трамваев можно за счёт внедрения современных конструкций трамвайных путей на монолитном железобетонном и фибробетонном основаниях, возведения вдоль дорог шумозащитных конструкций, обустройства акустических экранов, а также применения звукоизолирующего остекления в жилых домах. Но эти меры весьма затратны и потребуют полной реконструкции трамвайной сети. Поэтому в Омске выбрали иной вариант решения проблемы.
– В настоящие время одной из самых простых и наиболее доступных мер снижения шума от движения трамваев является снижение скорости трамваев при их прохождении в непосредственной близости от жилых домов, – говорит глава дептранса. – Однако широкое применение этого мероприятия значительно ухудшит качество пассажирских перевозок, так как увеличит время движения по маршруту и время ожидания на остановках.
Заметим, относительно близости нахождения домов к путям следования «рогатых» электровагонов существуют определённые нормативы. Правда, как пояснил Вадим Кормилец, существующая в Омске трамвайная сеть была спроектирована и построена с 1950 по 1960 годы по действующим на тот момент нормативным документам.
Так, в соответствии с требованиями СНиП П-Д.4-62 «Трамвайные пути колеи 1524 мм. Нормы проектирования» минимальное расстояние от оси пути до жилых зданий составляло 3,8 метра. Действующий в настоящее время «Свод правил. Трамвайные и троллейбусные линии» определяет это расстояние равным 20 метрам с возможностью его уменьшения до 2,8 метра при условии выполнения мероприятий по снижению уровня шума и вибрации до установленных нормативами величин.
Тем не менее пока одни воспринимают ритмично идущий по рельсам вагон под окнами как головную боль и уповают на её устранение, для других трамвай – помощь экологии и совет любящим тишину выбирать дома, где нет поблизости путей и автодорог. Но чтобы обе стороны оставались в выигрыше, судя по всему, потребуются серьёзные перемены, требующие немало сил и средств. На достаток и того и другого, видимо, пока остаётся только надеяться.
Анна ТРЕТЬЯКОВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
Кстати
В этом году будет произведён капремонт трамвайных путей общей протяжённостью 1,5 км и замена шести комплексов стрелок. В график вошли:
– пути по улице Богдана Хмельницкого: от улицы 3-й Транспортной до улицы Маяковского;
– пересечение путей на улицах Маршала Жукова и Масленникова;
– кривые: в районе дома №45 по проспекту Маркса, на улице 3-й Транспортной и на улице Учебной.
Капитальный ремонт включает в себя очистку путей от грунта, замену рельсов, шпал и всех необходимых скреплений на новые, балластировку путей щебнем.