Найти тему
Бердчанка

Поступление в Сретенскую московскую семинарию, какие требования предьявляют к абитуриентам

Статья от читателя, орфография и пунктуация сохранены.

Обычный путь в семинарию начинается, когда молодой человек сам начал посещать храм и священник пригласил его помогать в алтаре: разжигать и подносить кадило. Эта должность в храме называется «алтарник» и она может совмещаться с должностью церковного «Пономаря». Пономарь это звание церковнослужителя, который помогает священнику, происходит из греческого языка и означает слово-«помощник». В храме пономаря можно узнать по одной отличительной черте он тот, который читает разные религиозные тексты монотонным голосом. От этого и произошла поговорка –«читает как пономарь», то есть без выражения. Проходя стезю пономарства, может встать вопрос - « а не пойти ли дальше по церковной стезе, а именно поступить учиться в семинарию стать священнослужителем, и например священником?

Тут сразу надо оговориться, что не каждый пономарь или чтец церковный может стать священником и на это есть религиозные регулирующие правила-«каноны православной церкви». Главное ограничение состоит в том, что претендент на сан священника не должен быть женат вторым браком. Если наш молодой человек не женат, то вопросов не будет. Настоятель дает рекомендацию на поступление в духовную семинарию, формально указывая, что такой-то прихожанин «помогает ему в храме и желает служить церкви». Эта рекомендация заверяется в епархиальном управлении, где секретарь епархии либо «автоматом», либо по собеседованию с епископом ставит печать. Часто руководитель церковной структуры – «епархии» или «митрополии», епископ или митрополит желает сам побеседовать с кандидатом в семинаристы и далее священнослужители. Существует правило, что окончивший семинарию приезжает в свою епархию, которая его рекомендовала к поступлению и там его рукополагают в диакона, священника. Кроме рекомендации необходимо подготовиться к сдаче экзаменов в семинарию. Требования к сдаче экзаменов сейчас висят на сайтах семинарий, которые есть почти во всех крупных городах.  Более честолюбивые юноши выбирают самые известные и большие, например Московскую Духовную семинарию или Санкт- Петербургскую, а менее честолюбивые в семинарии попроще. Благо, что в 90-е и 2000-е семинарий было открыто так много, что со временем специальная комиссия стала их закрывать, отмечая низкое качество преподавания и плохие условия жизни студентов. Это не удивительно, поскольку руководство могло бесплатно использовать труд семинаристов для разного рода неквалифицированного труда во благо восстановления храмов и других объектов духовного и материального наследия.  Не факт, что карьера выпускника столичной и уважаемой семинарии сразу пойдет в гору. В церковной жизни карьера часто зависит от деловых качеств самого человека, а не от диплома престижной семинарии.

Какие вступительные экзамены в семинарии?
Обычно сдают:

  • Экзамены по истории христианской церкви и православия (включая знаменательные исторические даты церковных соборов, годы правления патриархов и их имена, а также решения церковных соборов).
  • Экзамен по знанию основ вероучения Православия, он же «катехизис» по церковно-славянски означает-«оглашение». Обычно используют классический труд по катехизису митрополита Филарета Дроздова- «Пространный христианский катехизис», но можно и других более современных авторов например протоиерея Олега Давыденко, протопресвитера Хому Хопко.
  • Экзамен по знанию текста Библии и особенно Нового Завета.  Задания, которые на экзамене могут спросить, известны, но никто не знает, какой конкретно вопрос ему зададут.
    Экзамен по церковному уставу. Знание порядка богослужения в православной церкви, а также чтение по «церковно-славянски» и знание молитв и тропарей к 12 главным праздникам, а также тропарь своему святому.
  • Экзамен по русскому языку. Проверка по грамматике русского языка, в других странах государственного языка.
  • Экзамен по пению. Обычно если умеешь петь и понимаешь ноты это огромный плюс, но тут оказывают снисхождение и берут практически всех.
  • Собеседование. Последнее испытание это: - собеседование с ректором семинарии, где кроме ректора присутствуют преподаватели семинарии. На собеседовании могут спросить о чем угодно, как пришел в церковь и почему желаешь, стать священником, или не хочешь, ли стать монахом?
    Однажды моего товарища спросили, что он любит читать из религиозных книг и каких авторов. Он решил «удивить своим благочестием» и сказал: -«Библию и Новый Завет». Ректор спросил его сколько посланий апостола Иоанна в Новом Завете? Товарищ ответил, что два послания у апостола Иоанна (на самом деле их три и он после собеседования спросил меня).
  • При поступлении в московской духовную семинарию, абитуриенты проходят собеседование со «старцами» Троице Сергиевой Лавры, но неясно как оно влияет на поступление.  Мне говорили что никак. Меня старцы спрашивали, смотрю ли я телевизор, на что я отвтил- «Слово пастыря» с митрополитом Кириллом (Гундяевым) иногда смотрю и «православную энциклопедию»
  • Поведение. По личному опыту и рассказам разных уже поступивших и отучившихся выпускников семинарии могу сказать, что семинарии огромное значение имеет поведение. В семинарии, как и везде не любят дерзких и показывающих свою «уникальную значимость» воспитанников и тем более абитуриентов.  Однако не всегда берут и тех, кто мало расторопен и непонятлив. Однажды на собеседовании один ректор семинарии и правящий архиерей открыто сказал: - « мне лохи в семинарии не нужны!». Исходя из опыта работы и православной жизни я могу сказать что главная задача это не столько знания сколько отсев людей по их благонадежности. Благонадежные студенты и потом священники, и прочие священнослужители это те - кто не создают проблем своему начальству настоятелю епископу и патриарху.  Они  умеет «лавировать между струйками» и угождать своему начальнику. В свою очередь неблагонадежные это бунтари, разного рода умники в плохом смысле для церковной системы.
    Кроме чисто психологических аспектов развития студента в некоторых семинариях особое внимание отдают вопросу поведения, и употребления алкоголя.  Правилами запрещено употреблять алкоголь в семинарии, как и во всех учебных заведениях. Однако иногда в семинарию приходят студенты, которые мягко сказать, не только игнорируют эти правила, но и уже имеют проблемы с «зеленым змием».  Такое возникает из-за снижения количества абитуриентов и как следствие понижения требований к желающим обучаться в стенах учебного духовного заведения. В более далекие времена абитуриенты проходили сильный отбор, поскольку было множество желающих и в некоторые семинарии количество желающих поступить колебалось от 3 до 5 человек на место. Тогда руководство семинарии могло выбирать на их взгляд достойных кандидатов для поступления. Все изменилось по причине падения рождаемости в 90 -и 2000-е и падения интереса к Православной Церкви. Следствием чего является сокращение числа абитуриентов. Поэтому и приходится брать всех желающих, учится в духовном заведении.
    Вспоминаю один случай, когда парень приехал поступать в октябре и его взяли, несмотря на то, что прошел месяц, но взяли с ограничением как кандидата. Почти весь год у него не было никаких замечаний по поведению, но после Пасхи, что, то пошло не так и он напился и попал в полицию, причем при задержании оказывал сопротивление. После этой истории его исключили из числа кандидатов в семинарии, и он уехал в какой - то монастырь «бороться с бесом винопития».

Обучение в семинарии. Всего обучение в православной семинарии 5 лет. Кроме чисто религиозных предметов изучают и светские как то история России, Основы Безопасности и Жизнедеятельности, Английский язык, физкультура.
Проходя обучения в духовной семинарии, студент должен решить вопрос: - «в каком духовенстве он будет состоять в черном или белом?». Черное духовенство это монашество и развитие карьеры вплоть до патриарха.  Белое духовенство это женатое и вопрос с женитьбой необходимо решить до посвящения в духовный сан. Чаще всего рекомендуют на 3,4 курсе начинать поиски супруги будущей «матушки» или как еще называют – «попадьи». Не принимают в семинарию тех, кто женат вторым браком или разведен, если только он не желает стать монахом, но это обычно решает ректор семинарии.

Поступление в Сретенскую московскую семинарию

Поступление в семинарию происходило так. После некоторых размышлений, в какую из семинарий поступать я выбрал Сретенскую московскую семинарию, которую основал небезызвестный ныне митрополит Тихон Шевкунов. Тогда он был архимандритом и наместником Сретенского монастыря, который располагался в центре Москвы. Выбирал эту семинарию, потому что с Москвой уже был немного знаком по учебе в Теологическом институте пятидесятников.
Взяв рекомендацию настоятеля храма и заверив в епархиальном офисе печатью правящего архиерея, я двинул в Москву на автобусе.  Приехал утром и за один день сдал все документы и меня расположили в мансарде здания, которое было отведено под общежитие монастыря. Через несколько дней мне сказали, что бы я ехал домой, так как вступительные экзамены будут через 2 недели.  В этой ситуации помог один знакомый священник, который согласился, что бы я пожил на его даче в Тверской области. Условием проживания была посильная помощь в деревне, где находилась его дача и где жила его пожилая мать.
За время проживания в монастыре как абитуриент я постепенно открывал вещи из мира российского Православия мне не знакомые и странные. На переменке между экзаменами и медицинской комиссии я случайно попал в круг мальчишек иподиаконов, которые прислуживали иподиаконами многочисленным московским архиереям. Они были помладше меня и значительно информированы о церковной жизни, а точнее не совсем приличной ее изнанки. Иподиаконы говорили между собой о том, какой из епископов, митрополитов и архиепископов своеобразно понимает слова Иисуса Христа –«входите тесными вратами» . Говоря об этом, они по-мальчишески отпускали сальные шуточки на эту тему.  Услышанная мной информация была не нова, поскольку религиозные конкуренты Православия часто любили поднимать эту скользкую тему, а не так давно об этом открыто заговорил протодиакон Андрей Кураев. Но тогда Кураев открыто об этом не говорил, хотя один из известных московских священников-миссионеров мне также мягко сказать не рекомендовал жить в монастыре. Подобная информация была второй раз мной услышана из уст не врагов Православия: сектантов и атеистов, а среди что ни на есть церковно-православных прихожан. Важная деталь в этом разговоре заключается в том, что иподиаконы максимально близкие помощники к элите священнослужителей православной церкви.  И поэтому их осведомленность церковной жизни выше, чем у простого прихожанина храма пусть даже московского.
Ярким впечатлением от поступления в семинарию у меня остался знаменитый Хор Сретенского монастыря.  Все время пребывания в стенах монастыря каждый вечер нас обязывали посещать богослужение вечером. Обычно такое богослужение называют «Всенощным бдением» и совершается перед Литургией. По времени оно довольно долго идет 3,5 часа. Красивое пение скрашивало боль в ногах от стояния в храме. Кроме духовной пищи мне совершенно понравилась кухня сретенского монастыря. Потом я сравнивал с тем, чем нас кормили в других монастырях и семинариях и лучше я не видел практически нигде.
Мое поступление в Сретенскую семинарию окончилось провалом, и я не поступил. После окончания всех экзаменов нас абитуриентов собрали в библиотеке и назвали фамилии тех, кто поступил, а также 5 фамилий, кто не поступил, но могут поехать в Саратовскую духовную семинарию и поступить туда без экзаменов. Среди тех пяти фамилий, которые могли поступить без экзаменов в Саратовскую семинарию, была и моя фамилия.  В Саратов я ехать не хотел и решил поступить Прервинскую семинарию, которая также находилась в Москве.  Однако в этом случае поступать в Прервинскую семинарию мне пришлось бы на общих основаниях, то есть, сдавая экзамены, как и остальные абитуриенты.  Продолжение следует.