Москва слезам не верит Антон Круглов – зачем он в фильме?
Все знают, что Владимир Меньшов хотел, чтобы фразу «В сорок лет жизнь только начинается!» произнес в фильме именно его тезка.
По закону жанра есть герои, которые не особо участвуют в сюжете, они могут «маячить» в кадре, но не принимать активного участия в фильме. Или появляются в одном эпизоде, а потом пропадают, и от них остаются только намеки.
Например, в первом случае такого персонажа сыграл Зиновий Гердт в фильме «Место встречи изменить нельзя…» Его герой – Михаил Михайлович Бонзе, - затевает разговор с Жегловым и Шараповым об Эре Милосердия.
Вроде бы и главная мысль фильма, но подана не настойчиво, не в противоборстве и противоречии, а как ненавязчивое мнение. С мудростью и надеждой. Роль сыграна мастерски и эпизод запоминается, выделяясь из всех событий своим глубоким убеждением и спокойствием. Этому способствует и то, что героя мы, хоть и вскользь, но узнаем по другим эпизодам.
А что происходит с героем Владимира Басова в фильме «Москва слезам не верит»?
Он появляется на вечеринке как чертик из табакерки, по щучьему велению Людмилы, и так же исчезает, оставляя только слабый след в качестве прикола или намека во второй серии, когда Катерине предлагают познакомиться с «резервом» в виде начальника главка.
Говорят, что Меньшов задумывал Антона как комичного персонажа. Но вышло как-то по дурацки, как-то драматически
Да и мог ли Басов сыграть по-другому? Вспомните его Дуремара или Стампа? Одна роль хитрого и подлого продавца пиявок, вторая шефа гангстеров – разве может быть тут что-то серьезное?
Обе роли из всем известных детских фильмов.
Даже в этих ролях, казалось бы, априори несерьезных, есть ощущение глубины, трагизма и обреченности. Это вам не Лиса Алиса с Котом Базилио, и не разбитной малый Урри.
Кого сыграл Басов в «Москва слезам не верит»?
Да, он сказал фразу «В сорок лет жизнь только начинается!», но как?
Вся эта беготня в туалет, из которого он периодически выходит, мешаясь главным героиням, призвана показать нам, что Антон уже не тот.
В промежутке между посещением туалета он вынужден выдерживать натиск молодых, которые упрекают старое поколение в молчании. Подразумевается, конечно, сталинские репрессии.
Я уж не говорю, что он совершенно не понимает современную молодежь, которая интересуется новыми поэтическими течениями. И не знает спортивных героев ни по фамилии, ни, тем более, в лицо.
По сути, всю вечеринку он вынужден уворачиваться то от нападок молодежи, то от позывов своего желудка.
Как на этом фоне звучит его фраза о том, что «в сорок лет жизнь только начинается»?
Вспомните, чем заканчивается вечеринка? Кадром, когда в очередной раз, выйдя из туалета, Круглов смотрит из коридора в гостиную, где развлекается молодежь. Обреченно смотрит, без надежды быть принятым и понятым в этой тусовке. Увы.
Но, если так все печально, то какова роль Круглова в фильме?
Есть те, кто двигает сюжет. Например, Людмила, об этом я писал в статье «Кто Людмила на самом деле?»
А есть те персонажи, роль которых сводится к тому, чтобы закрепить сюжет и подготовить зрителя к возможному повороту.
В сказочном варианте это глашатай!
Если вы вспомните любую сказку, то там глашатай, это человек, который объявляет волю главного героя в сказке. Как правило, это царь или король.
Чью волю озвучивает и олицетворяет Антон Круглов?
Кто главный в фильме «Москва слезам не верит»? Вовсе не Катя, как может показаться.
Ну, догадались?
Нет, не герой Басова, конечно!
Главный в этом фильме … сам Владимир Меньшов!
Понимаю, звучит несколько странно, но подумайте – фильм он снимал как раз в свои сорок лет. Как раз тогда, когда снова сошелся со своей женой Верой Алентовой. В надежде снять хоть что-то стоящее в своей жизни. Ведь в сорок он был уже совсем не начинающим и не подающим надежды, но все еще «молодым режиссером». Ничего вразумительного и особо выдающегося до «Москвы…» он не снял.
По сути, он снимал фильм про себя, и для себя. Как свой последний шанс.
«Москва слезам не верит» - никто не давал этой мелодраме с избитым сказочным сюжетом никаких шансов. Именитые актеры отказывались сниматься. Как ни странно, дольше всего Меньшов искал актрису на роль Катерины. Бюджет фильму дали минимальный – всего 550 тысяч рублей. Не зашла бы «Москва…» с режиссурой Меньшову можно было бы завязывать.
Вот этот последний шанс и сыграл его друг Владимир Басов. Со свойственно ему молодцеватостью, бесшабашностью, обреченностью, блеском в глазах и драматизмом.
А вы как думаете?
PS И пока вы думаете, что еще можно написать в комментариях, ознакомьтесь с каналом "СУть денег" Вот как раз одна из свежих статей с этого канала "Ток-шоу: Деньги и люди"
Еще больше статей по фильму: