Небоскрёб Высшего совета народного хозяйства на Лубянской площади, 1923, Владимир Кринский / 3D модель.
В 1923 г. АСНОВА предлагала построить небоскреб ВСНХ на Лубянской площади, прямо рядом с бывшим зданием страхового общества «Россия», штаб-квартирой ОГПУ.
ВСНХ — Высший совет народного хозяйства, который управлял всей государственной собственностью. С 1924 по 1926 год ВСНХ возглавлял Дзержинский, совмещая эту должность с должностью председателя ОГПУ.
Призыв построить небоскрёб был обращен явно к Дзержинскому — оба его ведомства будут находиться по соседству, стенка в стенку. После войны на этом месте будет выстроено здание НКВД по проекту Щусева, так что между ним и небоскребом Кринского обнаруживается прямая связь. Скорее всего, и идея приспособить проект В. Кринского 1923 г. под здание ВСНХ родилась на ходу, после того, как Дзержинский стал председателем ВСНХ в 1924-м.
Видимо, за этим проектом стояла борьба АСНОВА с Весниными, которые в ВСНХ занимали высокое положение, и потому влияние и возможности ОСА несоизмеримы с таковыми АСНОВА (например, начать издавать свой собственный журнал АСНОВА так и не удастся, в отличие от ОСА).
Дзержинский умер летом 1926 года и тема небоскреба ВСНХ заглохла.
В 1932 году ВСНХ преобразовывается в Наркомат тяжелой промышленности, возглавляемый Орджоникидзе. А в 1934 году объявляется конкурс на здание Наркомтяжпрома, но уже на Красной площади, в Зарядье. То есть, проект Кринского можно считать прямым предшественником конкурсных проектов Наркомтяжпрома середины 1930-х. Первой ласточкой.
Правда, место для здания НКТП выбрано (естественно, Сталиным, больше некому) уже более статусное, что соответствует высокому рангу члена Политбюро Орджоникидзе. Дзержинский при всей своей власти, был всего лишь кандидатом в члены Политбюро.
О деятельности Владимира Кринского в этот период:
Кринский был одним из лидеров рационализма, в формирование творческого кредо которого он внес значительный вклад.
Признанный идеолог и глава этого течения Н. Ладовский — прирожденный теоретик, человек с сугубо рациональным складом мышления, и В. Кринский — архитектор с ярко выраженным эмоциональным талантом хорошо дополняли друг друга.
В 1917 г. В. Кринский оканчивает Петербургскую Академию художеств. Еще студентом он увлекается экспериментированием в области архитектурной формы.
Помимо курсовых заданий он много эскизирует, так сказать, «для себя», варьирует бывшие тогда в широком употреблении исторические стили, пытаясь выявить возможности различных композиционных приемов и форм для создания выразительного художественного образа. В дальнейшем такие экспериментальные проекты стали неотъемлемой частью творчества В. Кринского.
Он постоянно что-то проектирует в порядке. личного эксперимента, ищет новые формы, разрабатывает новые типы сооружений. Такое непрерывное лабораторное «домашнее» эскизирование шло параллельно с разработкой заказных и конкурсных проектов.
Эта внутренняя потребность в постоянных творческих поисках (прежде всего в художественной области) и была той основой, которая сблизила В. Кринского с Н. Ладовским и другими сторонниками рационализма.
Также:
- Москва, которой не было — 1920—1970 — все серии мини-сериала