Найти тему
5 Колесо

«Царский» рекорд скорости, который в СССР смогли побить только в 1951 году

110 лет назад в России был установлен необычный рекорд скорости. Немец Франц Хёрнер на гоночном автомобиле Benz 82/200 PS прошёл мерную версту с ходу, показав при этом скорость 202,159 км/ч. Впервые в российской истории преодолён порог в 200 км/ч. Примечательно даже не само достижение, сколько сопутствующий факт: побить рекорд Хёрнера в нашей стране удалось только спустя 38 лет — рекордный срок для рекорда! 26 октября 1951 года Владимир Константинович Никитин на специальном болиде собственной конструкции «Харьков-5» развил скорость 202,179 км/ч.

Вернёмся в 1913 год. Хёрнер установил рекорд на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом, в пяти верстах от железнодорожной станции Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги. Волхонка наиболее подходила для скоростных заездов. Прямое как стрела, это шоссе представляло собой положенные на песчаное основание два слоя щебня, укатанные чугунными катками (этот тип дороги называли Макадам по фамилии изобретателя). За шоссе всегда тщательно следили. Оно считалось «непростым», поскольку связывало меж собой две императорские резиденции, в городе Царское Село (ныне — Пушкин, один из районов Санкт-Петербурга) и в Петергофе.

Benz 82/200 PS впервые представлен в 1909 году и участвовал в разных соревнованиях до 1923 года.
Benz 82/200 PS впервые представлен в 1909 году и участвовал в разных соревнованиях до 1923 года.

Устроителем гонок на 1 версту (1,0668 км) по Волхонскому шоссе выступал Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (основан 24 ноября 1902 года). 14 мая 1913 года на старт заявилось 25 экипажей. Точность замеров скорости обеспечивал прибор «Телехрон», сконструированный инженером Б. С. Постниковым. Скорость двух последних участников верстовых заездов замерить так и не удалось, поскольку восторженная толпа, восхищённая результатом Хёрнера, снесла прибор.

После рекордного заезда по Волхонскому шоссе всем хотелось сфотографироваться с Францем Хёрнером.
После рекордного заезда по Волхонскому шоссе всем хотелось сфотографироваться с Францем Хёрнером.

Результат Хёрнера был настолько выдающимся, что его решили выделить в особую категорию. То есть, остальные участники соревновались меж собой на прохождение версты с ходу, а он, Хёрнер, «как бы» стартовал специально для установления всероссийского рекорда скорости. Так возник «всероссiйскiй рекордсменъ на скорость, г-нъ Хернеръ».

Густав Лист рекламирует успех Хёрнера как «всемирный рекорд скорости по шоссе», что верно, поскольку прежде рекорды ставили на подготовленных трассах.
Густав Лист рекламирует успех Хёрнера как «всемирный рекорд скорости по шоссе», что верно, поскольку прежде рекорды ставили на подготовленных трассах.

Кроме самой скорости «за двести», никем не оспариваемой, оставались вопросы. Московский торговец машинами «Бенц» Густав Лист в рекламе именует достижение Хёрнера то «новым всероссийским рекордом», то «всемирным рекордом скорости по шоссе». Попадается также формулировка «европейский рекорд». И даже в советских источниках, отрицавших само существование автомобилизма в царской России, достижение Хёрнера именовали «всероссийским (официальным) рекордом».

Четырёхцилиндровый двигатель «Блицен-Бенца» имел колоссальный рабочий объём 21 504 см3. Мощность 200 л. с. при 1600 об/мин. Весил мотор 470 кг (треть от массы машины). Особенности конструкции: верхние клапаны, зажигание от двух магнето.
Четырёхцилиндровый двигатель «Блицен-Бенца» имел колоссальный рабочий объём 21 504 см3. Мощность 200 л. с. при 1600 об/мин. Весил мотор 470 кг (треть от массы машины). Особенности конструкции: верхние клапаны, зажигание от двух магнето.
Benz 82/200 PS стал «гвоздём» IV Международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге, проходившей с 5 по 19 мая (старый стиль) 1913 года. Машину можно было купить за 17 300 рублей (цена семи «Форд-Т»). Что и сделал купец Меркульев.
Benz 82/200 PS стал «гвоздём» IV Международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге, проходившей с 5 по 19 мая (старый стиль) 1913 года. Машину можно было купить за 17 300 рублей (цена семи «Форд-Т»). Что и сделал купец Меркульев.

На беду, в декабре 1910 года Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus (AIACR, будущая FIA) постановила регистрировать рекордную скорость как среднюю по двум заездам, туда и обратно. Норма вводилась, дабы исключить влияние ветра. Но в Североамериканских соединённых штатах (САСШ, ныне — США) и Российской империи продолжали замерять по старинке: проехал, и ладно! Мы признавали все рекорды, но наши рекорды в Европе уже не признавали!

Франц Хёрнер поймал фортуну за хвост и 24 мая 1914 года на Benz 82/200 PS победил в Copa Tibidabo в Барселоне.
Франц Хёрнер поймал фортуну за хвост и 24 мая 1914 года на Benz 82/200 PS победил в Copa Tibidabo в Барселоне.
По Волхонке Хёрнер шёл на шинах петербургского завода «Треугольник», а в Барселоне победил на шинах другой русской марки, «Колумб» завода «Проводник» (г. Рига).
По Волхонке Хёрнер шёл на шинах петербургского завода «Треугольник», а в Барселоне победил на шинах другой русской марки, «Колумб» завода «Проводник» (г. Рига).

Примечательны и другие нюансы. Первый рекорд скорости в летопись фирмы Benz und Cie был занесён не где-нибудь в Германии, Франции или САСШ, а в России! 16 августа (старый стиль) 1909 года Фриц Эрле (Fritz Erle) на 150‑сильном «Бенце» под Ригой развил на мерной версте 153,619 км/ч. Это достижение на Западе «не заметили» — оно попало в тень абсолютного мирового рекорда скорости, установленного 8 ноября 1909 года Виктором Эмери (Victor Hémery) на Benz 82/200 PS — 202,691 км/ч. Кстати, и Эрле, и Эмери были наставниками Франца Хёрнера в его карьере заводского пилота. Интересно, что в мае 1913 года выступать в Россию Хёрнер приехал на Benz 82/200 PS… своим ходом!

Самым значительным достижением «Блицен-Бенца» стал рекорд Боба Бёрмана (Robert R. Burman) установленный на пляже Дэйтона (США) 23 апреля 1911 года: 228,1 км/ч. На снимке Бёрман (в гоночных очках) готовится к заезду.
Самым значительным достижением «Блицен-Бенца» стал рекорд Боба Бёрмана (Robert R. Burman) установленный на пляже Дэйтона (США) 23 апреля 1911 года: 228,1 км/ч. На снимке Бёрман (в гоночных очках) готовится к заезду.

Всероссийские рекорды скорости устанавливали французы и немцы, на машинах заграничных марок — в то время это никого не смущало! Хотя, по справедливости, первым российским рекордом скорости следовало бы назвать достижение Ивана Ивановича Иванова. В ходе тех же соревнований 14 мая 1913 года Иван Иваныч разогнал свой «Русско-Балтийский С 24/30» до скорости 129,7 км/ч. Скромно? Зато русский водитель и отечественный автомобиль!

Вдвоём (иначе рукоять стартера не провернуть) запускают Benz 82/200 PS англичанина Лидстона Хорнстеда (Lydston Hornsted) на треке Бруклэндс 24 июня 1914 года. Хорнстед первым превысит рубеж в 200 км/ч по новым правилам Международной ассоциации признанных автоклубов (будущей FIA), показав среднюю скорость 200,7 км/ч.
Вдвоём (иначе рукоять стартера не провернуть) запускают Benz 82/200 PS англичанина Лидстона Хорнстеда (Lydston Hornsted) на треке Бруклэндс 24 июня 1914 года. Хорнстед первым превысит рубеж в 200 км/ч по новым правилам Международной ассоциации признанных автоклубов (будущей FIA), показав среднюю скорость 200,7 км/ч.

Benz 82/200 PS Хёрнера, иногда обозначаемый как Benz 185x200 mm (по диаметру цилиндра и ходу поршня), представлял собой весьма удачную конструкцию, успешно собиравшую призы по всему свету в рамках своих «рекордных гастролей». Всего, по данным Daimler AG, было построено 6 таких «бенцев». Наиболее известна версия Blitzen-Benz («Молниеносный Бенц») этого автомобиля. Её можно увидеть в музее концерна Daimler AG в Штутгарте.

Blitzen-Benz из коллекции заводского музея Mercedes-Benz в Штутгарте. Всего было построено 6 автомобилей этой модели. Сохранилась только эта.
Blitzen-Benz из коллекции заводского музея Mercedes-Benz в Штутгарте. Всего было построено 6 автомобилей этой модели. Сохранилась только эта.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

Абсурдный указ: зачем в СССР выпускали кабриолеты, которые были никому не нужны

«Советский» BMW: как CCCР помог возродить немецкий автопром

Про хомяка и крысу: почему Land Rover стал культовой маркой, а УАЗ нет