110 лет назад в России был установлен необычный рекорд скорости. Немец Франц Хёрнер на гоночном автомобиле Benz 82/200 PS прошёл мерную версту с ходу, показав при этом скорость 202,159 км/ч. Впервые в российской истории преодолён порог в 200 км/ч. Примечательно даже не само достижение, сколько сопутствующий факт: побить рекорд Хёрнера в нашей стране удалось только спустя 38 лет — рекордный срок для рекорда! 26 октября 1951 года Владимир Константинович Никитин на специальном болиде собственной конструкции «Харьков-5» развил скорость 202,179 км/ч.
Вернёмся в 1913 год. Хёрнер установил рекорд на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом, в пяти верстах от железнодорожной станции Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги. Волхонка наиболее подходила для скоростных заездов. Прямое как стрела, это шоссе представляло собой положенные на песчаное основание два слоя щебня, укатанные чугунными катками (этот тип дороги называли Макадам по фамилии изобретателя). За шоссе всегда тщательно следили. Оно считалось «непростым», поскольку связывало меж собой две императорские резиденции, в городе Царское Село (ныне — Пушкин, один из районов Санкт-Петербурга) и в Петергофе.
Устроителем гонок на 1 версту (1,0668 км) по Волхонскому шоссе выступал Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (основан 24 ноября 1902 года). 14 мая 1913 года на старт заявилось 25 экипажей. Точность замеров скорости обеспечивал прибор «Телехрон», сконструированный инженером Б. С. Постниковым. Скорость двух последних участников верстовых заездов замерить так и не удалось, поскольку восторженная толпа, восхищённая результатом Хёрнера, снесла прибор.
Результат Хёрнера был настолько выдающимся, что его решили выделить в особую категорию. То есть, остальные участники соревновались меж собой на прохождение версты с ходу, а он, Хёрнер, «как бы» стартовал специально для установления всероссийского рекорда скорости. Так возник «всероссiйскiй рекордсменъ на скорость, г-нъ Хернеръ».
Кроме самой скорости «за двести», никем не оспариваемой, оставались вопросы. Московский торговец машинами «Бенц» Густав Лист в рекламе именует достижение Хёрнера то «новым всероссийским рекордом», то «всемирным рекордом скорости по шоссе». Попадается также формулировка «европейский рекорд». И даже в советских источниках, отрицавших само существование автомобилизма в царской России, достижение Хёрнера именовали «всероссийским (официальным) рекордом».
На беду, в декабре 1910 года Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus (AIACR, будущая FIA) постановила регистрировать рекордную скорость как среднюю по двум заездам, туда и обратно. Норма вводилась, дабы исключить влияние ветра. Но в Североамериканских соединённых штатах (САСШ, ныне — США) и Российской империи продолжали замерять по старинке: проехал, и ладно! Мы признавали все рекорды, но наши рекорды в Европе уже не признавали!
Примечательны и другие нюансы. Первый рекорд скорости в летопись фирмы Benz und Cie был занесён не где-нибудь в Германии, Франции или САСШ, а в России! 16 августа (старый стиль) 1909 года Фриц Эрле (Fritz Erle) на 150‑сильном «Бенце» под Ригой развил на мерной версте 153,619 км/ч. Это достижение на Западе «не заметили» — оно попало в тень абсолютного мирового рекорда скорости, установленного 8 ноября 1909 года Виктором Эмери (Victor Hémery) на Benz 82/200 PS — 202,691 км/ч. Кстати, и Эрле, и Эмери были наставниками Франца Хёрнера в его карьере заводского пилота. Интересно, что в мае 1913 года выступать в Россию Хёрнер приехал на Benz 82/200 PS… своим ходом!
Всероссийские рекорды скорости устанавливали французы и немцы, на машинах заграничных марок — в то время это никого не смущало! Хотя, по справедливости, первым российским рекордом скорости следовало бы назвать достижение Ивана Ивановича Иванова. В ходе тех же соревнований 14 мая 1913 года Иван Иваныч разогнал свой «Русско-Балтийский С 24/30» до скорости 129,7 км/ч. Скромно? Зато русский водитель и отечественный автомобиль!
Benz 82/200 PS Хёрнера, иногда обозначаемый как Benz 185x200 mm (по диаметру цилиндра и ходу поршня), представлял собой весьма удачную конструкцию, успешно собиравшую призы по всему свету в рамках своих «рекордных гастролей». Всего, по данным Daimler AG, было построено 6 таких «бенцев». Наиболее известна версия Blitzen-Benz («Молниеносный Бенц») этого автомобиля. Её можно увидеть в музее концерна Daimler AG в Штутгарте.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Абсурдный указ: зачем в СССР выпускали кабриолеты, которые были никому не нужны
«Советский» BMW: как CCCР помог возродить немецкий автопром
Про хомяка и крысу: почему Land Rover стал культовой маркой, а УАЗ нет