29 мая 1969 года вышел альбом, который я очень ценю с давних пор. Надеюсь, вам он тоже понравится. Эта пластинка, впитавшая в себя вольный дух зрелого хиппизма, по заслугам входит в число величайших достижений рок-музыки. Она пришла из времён поисков покоя и гармонии, красоты, чувственности и экзотики...
В конце 1960-х многие разочарованные выходцы из распавшихся рок-групп тусовались в Калифорнии и пытались отыскать новые пути для творчества. Этих троих перезнакомила на Голливудских холмах Кэсс Эллиот из The Mamas & Papas.
Каждый из участников трио Crosby, Stills & Nash уже был состоявшимся музыкантом. Дэвид Кросби пел и играл на гитаре с The Byrds, пока не был уволен из-за внутренних конфликтов (а на самом деле из-за того, что был «маленьким Гитлером», если верить одному из его коллег!) Стивен Стиллс работал в команде Buffalo Springfield до её распада. Грэм Нэш состоял в британской группе The Hollies, но уже устал исполнять поверхностную поп-музыку и искал за океаном чего-то нового.
Слухи о проекте трёх суперзвёзд вызвали большой ажиотаж по обе стороны Атлантики. В название группы участники вынесли свои фамилии, заранее договорившись, что лидера среди них не будет. И каждый сохранил за собой право работать над сольными альбомами или другими проектами.
Кросби, Стиллс и Нэш делали упор исключительно на свою репутацию профессионалов, пение и написание песен. Им не нужны была ни реклама, ни трюки для раскрутки, ни выкрутасы с имиджем. На простой импровизированной обложке альбома трое скромненько сидят на диване перед заброшенным домом. Сели, правда, не в том порядке... Но когда на следующий день решили переснять фото, дом уже снесли. Чем не метафора судьбы самой группы?
Не драйв, не имидж и не гитарные соляки определили успех Crosby, Stills & Nash. А завораживающее многоголосие. Уникальное сочетание прекрасных голосов, дополняющих друг друга в богатых гармониях. Казалось бы, просто, а попробуй повтори... После кислотных экспериментов эта троица помогла направить эволюцию рок-музыки в более созерцательное, поэтичное русло.
Альбом открывает «Suite: Judy Blue Eyes» — самая настоящая сюита из нескольких частей на семь с половиной минут. Стиллс написал её о своей бывшей девушке — фолк-певице Джуди Коллинз. Песня была записана первой после того, как Грэм Нэш присоединился к команде в середине 1968 года.
«Marrakesh Express» — короткая, но приятная поп-песня Грэма Нэша, написанная им ещё для The Hollies, но отвергнутая на тот момент. Гитарный рифф Стиллса чем-то напоминает игру на ситаре. Так и хочется прокатиться на этом весёлом экспрессе куда-нибудь в Марракеш!
Вклад Дэвида Кросби — баллада «Guinnevere» — задумчивее и глубже, чем две предыдущие песни. Мягкая, гипнотическая, словно сошедшая с небес мелодия не набирает темп, развиваясь по своей причудливой траектории.
Первая сторона пластинки завершается совершенно роскошной в своей буколической беззаботности «You Don't Have to Cry» Стивена Стиллса и «Pre-Road Downs» Грэма Нэша с крутыми эффектами для соло-гитар и фанковым басом.
В музыкальном плане Стивен Стиллс во время записи взял на себя ведущую роль, записав большую часть соло-гитар, баса и клавишных в дополнение к своим вокальным партиям. Кросби и Нэш добавили немного акустической и ритм-гитары, а за ударной установкой сидел Даллас Тейлор.
Вторая сторона начинается с «Wooden Ships» — единственного совместного сочинения всей троицы на альбоме. Песня написана с точки зрения выживших в постапокалиптическом мире.
Далее идет пара чистых фолк-мелодий. «Lady of the Island» почти полностью записал Грэм Нэш, Стиллс лишь добавляет несколько непринуждённых гармоний в дуэте, напоминающем Саймона и Гарфанкела. «Helpulous Hoping» возвращается к богатым аккордам под перебор акустической гитары:
«Long Time Gone» — крутая поп-рок-песня 1960-х годов, в которой Стиллс взял на себя бас, орган, соло-гитару и фантастически сильные вокальные гармонии во время припева. Кросби написал эту песню в ночь, когда был убит Роберт Кеннеди. Заодно прилагаю отличный кавер от эйсид-джазовой команды Galliano!
Альбом завершается рок-вальсом «49 Bye-Byes», усиленным прерывистым органом. Песня разбита на несколько разделов, это фактически ещё одна мини-сюита:
Дебютный альбом трио, названный просто «Crosby, Stills & Nash», вышел за несколько месяцев до Вудстока. И на главном фестивале своего времени участники звёздного трио тоже громко заявили о себе — своими негромкими песнями. Кстати, это был лишь второй концерт в совместной истории Кросби, Стиллса и Нэша.
В том же 1969 году к группе присоединился ещё один участник — сумрачный трубадур Нил Янг, игравший со Стивеном Стиллсом в Buffalo Springfield. Состав трио расширится до квартета, в таком формате вступит в новое десятилетие — и в конечном итоге развалится из-за амбиций каждого из участников проекта. Последуют расставания и примирения, скандалы из-за наркотиков и огнестрельного оружия...
За полвека Кросби, Стиллс, Нэш и Янг провели лишь около двух лет в качестве действующей группы, а остальные 48 лет — отбивались от вопроса, почему они больше не вместе. Таков был след, оставленный ими.
Спасибо, что дочитали и дослушали!